Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 бигтех Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в КС выборы в России гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай КНДР конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование олимпиада-2024 Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Как журналистам противостоять пропаганде и не стать солдатами информационной войны. Часть 1

Часть 1. Почему не бывает «хорошей» пропаганды?

Поделиться:

Нередко люди, особенно старшего возраста, заставшие советское время с его «пропагандой здорового образа жизни», «дружбы народов» и подобных позитивных явлений, не привыкшие к словам «продвижение», «паблик рилейшнз / стратегические коммуникации» и стоящим за этими словами феноменам, придерживаются точки зрения, согласно которой пропаганда — это нейтральное орудие, с помощью которого можно достичь как «хороших», так и «плохих» целей. Мол, всё дело в тех, кто пропаганду применяет. И если «пропаганда войны» — безусловно, плохо, то «пропаганда чтения», например, — хорошо.

Постараюсь доказать, что «хорошей» пропаганды не бывает, и применение пропаганды для достижения любых, даже самых благих целей, будет иметь негативные последствия для человека и общества.

Краткий экскурс в историю пропаганды

Задумывалась пропаганда как деятельность если не позитивная, то, как минимум, нейтральная: как распространение и углубленное разъяснение идей, учений, знаний. В 1622 году Римско-католическая церковь даже создаёт специальное подразделение с таким названием: Конгрегацию пропаганды веры, чьи сотрудники должны заниматься распространением и разъяснением христианского вероучения за пределы европейского континента.

Вплоть до Второй мировой войны пропаганда понималась как нужная и вполне респектабельная деятельность.

Однако опыт идеологической накачки населения Германии до и во время Второй мировой войны под началом министерства пропаганды Йозефа Геббельса, приведшей к ужасным последствиям для огромного количества людей, способствовал переосмыслению этого понятия.

Извлекая уроки из Второй мировой, европейские и американские интеллектуалы уже в 1950-х годах предложили в том числе не использовать слово «пропаганда» в положительном ключе.

В это же время в связи с развенчанием культа личности Иосифа Сталина стало известно и о тотальной коммунистической пропаганде в отношении народов Советского Союза, сравнимой по своим последствиям с фашистской. Тем более в это время из Соединённых Штатов в Европу пришли стратегические коммуникации, направленные на достижение доверия и взаимопонимания организации, личности или государства со своими стейкхолдерами.

В отличие от пропаганды, стратегические коммуникации сразу постулировали приоритет этики над эффективностью, отказ от использования вредных, лживых или сомнительных средств, а также запрет для профессионалов в области стратегических коммуникаций участвовать в проектах, чьи ценности они не разделяют.

С того времени в значении «распространять и разъяснять теории, взгляды, идеи», обязательно с вниманием к используемым при этом средствам, на основе принципов добровольности и уважительности во взаимодействии, закрепилось слово «продвижение», а вид деятельности, который этим занимается — «стратегические коммуникации».

Пропаганда не говорит правду

Итак, почему не бывает «хорошей» пропаганды?

Прежде всего потому, что пропаганда может обманывать — и часто это делает.

Одна из основных особенностей пропагандистских сообщений — они не обязательно истинны. Пропаганда легко может использовать не соответствующую действительности информацию, ведь она рассуждает по принципу «для достижения цели все средства хороши».

Поэтому применяет фейки — от начала до конца выдуманные новости (примеры можно посмотреть здесь и здесь), фальсификацию информации — когда правдива только часть сообщения или указан источник, не соответствующий реальному (например, здесь и здесь), ложную интерпретацию правдивой информации (здесь и здесь).

В результате пропаганда вынуждает принимать решения на основе недостоверной и неполной информации, что, конечно, снижает ценность таких решений и может иметь негативные последствия.

Пропаганда манипулирует нашим мнением

Отказывая в соответствующей реальности информации, пропаганда уже манипулирует общественным мнением. Кроме того, используя специальные приёмы, пропаганда отключает критическое мышление. Человеческая психика устроена таким образом, что мы стремимся получить результат как можно быстрее и проще, а пропаганда выступает на этом пути дополнительным стимулом (например, здесь).

Вместо применения анализа и синтеза, индукции и дедукции, опоры на законы логики, проверки фактов и аргументов пропаганда предлагает нам яркое шоу, полное эмоций. При этом градус этих эмоций постоянно возрастает, а современные информационно-коммуникационные технологии позволяют облечь информацию в привлекательную упаковку, которая позволит воспринимать идеи в максимально облегчённом виде.

В результате предлагаемый пропагандой продукт, особенно доставленный до потребителя по аудиовизуальным каналам (телевидение, ютуб и др.), начинает восприниматься как предпочитаемый, аудитория привыкает к подобной манере коммуникации и уже не ищет (и даже избегает) альтернативных источников информации. Пропаганда, подобно алкоголю, вызывает привыкание к некритическому восприятию информации и одновременно требует постоянного повышения градуса — эмоций, страстей, обвинений. В такой атмосфере речь не идёт о сознательном и рефлексивном формировании общественного мнения — только о манипулировании им.

Пропаганда не приемлет дискуссий

Любая коммуникация подразумевает обратную связь, в том числе — возможность задавать вопросы, не соглашаться, спорить, приводить контраргументы и завершать коммуникацию по своему желанию. Любая, кроме пропаганды.

Пропаганда — это односторонняя коммуникация, от источника к аудитории, когда роль аудитории — только принять, правильно — т. е. согласно задумке источника — декодировать сообщение, и в соответствии с ним поступить. Пропаганда не предполагает дискуссий, не выносит контраргументов, вопросов, уточнений, сомнений в собственной правоте. Ещё пропаганда не позволяет аудитории закончить коммуникацию по своему желанию. Пропаганда принудительна, требует от аудитории определённых действий: прийти куда-то, поучаствовать в чём-то, проголосовать за кого-то или, наоборот, бездействия: не ходить, не участвовать, не голосовать. «Просто послушать и затем поступить по-своему» — неприемлемая для пропаганды модель, её задача — вынудить аудиторию поступить определённым образом.

Пропаганда ценит эффективность больше, чем этику

Действуя по принципу «цель оправдывает средства», пропаганда не слишком разборчива в выборе используемых средств. Сначала она применяет «сомнительные» средства – те, которые сложно оспорить в суде, но применение которых не соответствует моральным принципам. Это всевозможные передёргивания фактов, искусственная драматизация, применение приёмов контраста, гиперболизации, преувеличение собственных заслуг и преуменьшение достоинств противоположной стороны и т. д. (как распознать некоторые из этих приёмов, можно посмотреть здесь, здесь и здесь). Дальше — больше: так как эффективность действий должна постоянно расти, на смену «сомнительным» приходят откровенно неэтичные средства в виде использования языка вражды (здесь, здесь и здесь), дегуманизации (здесь и здесь) и, наконец, открытых призывов к расправе над оппонентами (здесь).

Пропагандисты не имеют этических кодексов, у них нет профессиональных стандартов, обязательных для соблюдения, нет и рефлексии по поводу социальных последствий своих действий.

Единственное, что волнует пропаганду — это насколько она эффективна, поэтому в центре внимания пропаганды только вопросы её убедительности и результативности.

Пропаганда делит мир на «чёрное» и «белое», игнорируя его разнообразие

Пропаганда искусственно упрощает мир, забирает у него краски, отрицает многообразие идей и взглядов. Она, как правило, предлагает лишь «чёрно-белую» картинку действительности, состоящую из «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». Подчёркивая отличное, а не общее между людьми и социальными группами, пропаганда абсолютизирует различия во взглядах и моделях поведения, обесценивает все идеи и концепции, кроме одной, и, вместо поиска консенсуса, вынуждает аудиторию отказаться от собственных убеждений и присоединиться к «единственно правильной» идее.

Действуя по принципу «кто не с нами, тот против нас», пропаганда часто дискредитирует и дегуманизирует сторонников иной точки зрения, превращая их из «оппонентов» во «врагов». В результате способствует разрыву социальных связей и поляризации общества, сокращению обмена информацией между представителями разных социальных групп, «дрейфу» общественного мнения от более умеренных к более радикальным взглядам, как «левым», так и «правым».

Общество становится атомизированным, с низким уровнем межгруппового и межинституционального доверия, тяготеющим к консервативным ценностям и расположенным к поиску «сильного лидера», способного взять на себя разрешение общественных противоречий.

Пропаганда предлагает простые решения сложных проблем

Мы живем в сложном и разнообразном мире, для эффективного управления которым необходимо, чтобы управляющая система сама отличалась высоким уровнем сложности и разнообразия. Когда управляющая система им не обладает, ей остаётся один путь: искусственного упрощения сложности и разнообразия мира. Эффективным инструментом для описания / конструирования такого упрощённого мира выступает пропаганда.

Сводя действительность к двум полярным полюсам — «чёрному» и «белому», а действующих субъектов — к «друзьям» и «врагам», подтасовывая факты, отключая критическое мышление, не заботясь о соблюдении этических стандартов, пропаганда создаёт видимость наличия у власти простых и действенных решений. Нужно только нейтрализовать оппозицию, ограничить в правах мигрантов, правильно проголосовать на выборах, не поддаваться на козни многочисленных врагов и сплотиться вокруг лидера — тогда страна и зашагает к светлому будущему. Впрочем, дела у страны и сейчас совсем неплохи — по сравнению с врагами, которым нечего есть и нечем обогревать квартиры (здесь и здесь), которые в целом живут в условиях не только политико-экономической, но и морально-духовной деградации (здесь), а лидеры которых слабы и смешны (здесь).

Искусственно упрощая действительность, пропаганда взращивает популизм, который, в свою очередь, способствует радикализации и выходу в публичное пространство маргинальных идей и их носителей, а, с другой стороны, — пассивности и снижению субъектности граждан. Под влиянием пропаганды люди начинают верить к конспирологическую картину мира, передают субъектность лидеру, от которого и ожидают решения всех проблем. Впрочем, спектр социальных проблем пропаганда значительно сокращает, отрицая современные подходы к уровню и качеству жизни и сводя их к «чарке и шкварке», объясняя «временные трудности» действиями внутренних и внешних врагов.

Упрощая картину мира, пропаганда ведёт аудиторию в прошлое, закрывая перед ней не только образы будущего, но и само настоящее.

Итак, пропаганда — с середины ХХ века слово с однозначно негативной коннотацией. Это не любое распространение взглядов, идей, теорий (под такое описание подпадают, например, журналистика, просвещение, стратегические коммуникации), а такое распространение, которое вводит в заблуждение, игнорирует этические принципы и манипулирует мнением аудитории, стараясь навязать ей искажённую картину мира, в которой никому нельзя доверять, кроме власти. Пропаганда эксплуатирует особенности человеческой психики, связанные с экономией усилий и склонностью к эмоциональному восприятию действительности, поиском простых решений и желанием присоединиться к «сильным мира сего».

Поэтому нет пропаганды со знаком «плюс». Занимаясь контрпропагандой, следует отдавать себе отчёт, что занимаешься пропагандой.

Иллюстрация на главной theatlantic.com

Хорошо 16
Смешно 2
Грустно 1
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты