Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 бигтех Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в КС выборы в России гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай КНДР конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование олимпиада-2024 Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

История на службе пропаганды: «ребрендинг» Сталина и «правильное» прошлое. Разбираем стереотипы с Антоном Сайфуллаевым

Поделиться:

Антон Сайфуллаев – доктор гуманитарных наук, преподаватель Варшавского университета, специалист по постколониальной теории и культурной антропологии постсоветского пространства Восточной Европы.

Historia magistra vitae. История – учительница жизни. Тяжело не согласиться. История – созидательный процесс, который позволяет учиться на ошибках прошлого и строить целые государства. Благодаря истории, мы имеем уникальную идентичность, культуру, язык. С другой стороны, в последние несколько лет история все чаще становится средством политических манипуляций.

Понятие исторической правды фактически утратило вес.

Как быть и кому верить, как правильно использовать прошлое во благо настоящего? Возможна ли жизнь без истории в принципе? Давайте сегодня на Media IQ постараемся разобраться.

Главное, что нужно понимать – история во многом  доходит до нас через текст и язык. Именно поэтому она так легко поддается манипуляциям. Особенно когда речь идет о событиях, которые мы не можем помнить.

Возьмем Сталина. Он массово ломал людям судьбы, ссылая их в лагеря, убивал и  морил голодом целые народы. Что говорить, если при слове “репрессии”, на ум сразу приходит его имя. Но в последние лет десять именно Сталин для миллионов россиян стал «самой выдающейся личностью в истории». Почему так происходит?

Причин несколько. Первая и очевидная – воздействие пропаганды, которую использует правитель-автократ. Он хочет творить на своей территории все, что вздумается, и одновременно быть легитимным в глазах собственных граждан. Именно поэтому он обращается к истории, чтобы найти там образ сильного правителя, который любой ценой идет к великими свершениям во имя родины. Это помогает вызвать аналогии с самим собой.

Когда нужный тиран найден, остается наснимать про него фильмов, провести несколько парадов, “переосмыслить” его роль в истории, переписать учебники, открыть музеи – и готово.

Теперь репрессированные – это «враги», переселения народов – борьба с предателями, а Голодомор – выдумка. Ведь главное, что мы победили в великой войне благодаря гению этого человека. Итак, вождь – перезапущен, а у правителя появилась возможность оправдывать свои поступки всеобщей пользой. Коллективной, но ничем конкретным не измеряемой.

Причина вторая, – это та самая временная дистанция между тем, что произошло, и нашим настоящим. Чем меньше свидетелей, тем больше инсинуаций. Ведь свидетельства – один из самых надежных способов фиксации прошлого. И один из главных источников исторической травмы. Для того, чтобы работать с тяжелыми событиями, нужна нормальная политическая среда и решимость власти. Поэтому Холокост – травма, проработанная всем миром. А Сталин – историческое зомби под видом “выдающейся личности”, которое появилось в результате цензуры и пропаганды.

Третья причина – низкий уровень образования и экономическая закрепощенность. Или даже закабаленность.

Образование: начальное, среднее, высшее – главный инструмент в создании лояльного общества.

Как вы думаете, заинтересована ли авторитарная власть в гражданах, которые умеют критически мыслить? Вопрос риторический.

Чтобы мыслить плюралистично, нам всем нужно воочию увидеть внешний мир. Это значит – путешествовать, общаться и сотрудничать с иностранцами. Если этого не делать, уровень доверия к пропаганде резко повышается. Откуда нам знать, что в Украине нет нацистов, если мы никогда там не были? А максимум, что можем себе позволить – это съездить в областной центр или пару раз в жизни – в Москву.

Политики манипулируют настоящим и прошлым, но важно понимать, что чистой, как слеза, истории вообще не бывает. Даже если вы лично что-то пережили, то, возможно, через пару лет посмотрите на это другими глазами. Кто-то возразит, что все-таки есть академическая, настоящая история, которая не зависит от политики.  Но тут, как сейчас модно говорить, не все так однозначно.

Каждый исторический текст первоначально манипулятивен. Особенно в несвободных странах. То есть это касается практически всего постсоветского пространства.

Историографический текст исходит не от святого духа, а всего лишь от автора-историка, у которого есть идеологические предпочтения, он может быть в той или иной степени лоялен власти. Если вы беларусский историк и пишете о зверствах советских партизан во время Второй мировой войны, будьте уверены, что ваша книга внутри страны обречена, а вас самого могут посадить. А вот ода партизанам, наоборот, поможет сделать карьеру. Вот и получается, что идейная мотивация тесно связана с коммерческой. Автор прекрасно понимает, как и кому можно продать свою историю.

Смотрите, как складывается пазл: историки пишут книги – каждый со своей колокольни, политики используют отдельные нарративы для своих целей. А люди просто не могут знать и помнить всего. Да и по своей природе человек всегда ищет самый простой ответ на сложный вопрос.

Что же делать? Как правильно обращаться с прошлым? Однозначного ответа нет. Но как вариант можно хотя бы частично отказаться от прошлого как формы идентичности. Это значит понимать историю как огромный конструктор, который может собирать каждый, кто имеет к нему доступ. Можно разобрать прошлое на составляющие: ваш личный опыт, государственное прошлое, внешнее прошлое – то есть, прошлое нашей страны глазами других государств и обществ. Получается, одно и то же событие можно оценить по-разному, если посмотреть на него через все эти призмы. И это – абсолютно нормально.

Научиться жить без исторического контекста трудно, особенно когда все говорят о его важности. Но на самом деле даже нацию можно воспринимать вне истории – как сообщество, в котором ключевыми понятиями станут: социальная справедливость, взаимное уважение и ответственность. Можно, конечно, победить своих оппонентов и написать новую “правильную” историю, но это ничего не изменит, а только усугубит раскол в обществе. Вместо того чтобы выбирать новую генеральную линию, важно осмыслить травматический опыт разных людей и включить его в исторический нарратив. А обществу – дать доступ к историческому конструктору
Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты