Как сопротивляться разрыву социальных связей в условиях пропаганды. Часть 5. О дегуманизации как приёме пропаганды
Пропаганда не просто делит мир на «своих» и «чужих», разрывая связи и уничтожая доверие между людьми и социальными группами. Несмотря на универсальность требований права и этики для всех членов общества, она обосновывает разные нормы поведения для «своих» и «чужих». Чтобы делать это было проще и удобнее, пропаганда использует дегуманизацию.
Государственная медийная пропаганда, по оценкам экспертов портала Media IQ, применяет стратегию дегуманизации как в отношении политических оппонентов режима, так и обычных беларусов, выступающих за перемены (например, здесь, здесь и здесь). Эта практика активизировалась сразу после президентских выборов 9 августа 2020 года и продолжается в настоящее время, выйдя на новый виток после начала военных действий в Украине. Так, беларусов, поддерживающих украинцев, крупнейшее государственное издание, учредителем которого является Администрация президента, называет «моллюсками», «грибами» и «болезнью». Почему дегуманизация — мощное оружие пропаганды, одновременно обнажающее её полную несостоятельность в качестве долгосрочного проекта, расскажем в данной статье.
Что такое дегуманизация и каким целям служит
Дегуманизация (расчеловечивание) — это лишение «чужих» человеческой сущности путём отождествления их с животными, растениями, предметами, монстрами и т. д. Так как насилие в отношении человека или группы людей прямо запрещено моралью и законом, пропаганда пытается выстроить ему оправдание через тезис «С людьми так обращаться нельзя, но это — не люди». Используя для дегуманизации язык вражды, пропаганда скрывает насилие через метафоры и аналогии: словосочетания «прогнать крысу», «скосить укроп», «вывести таракана» не сразу прочитываются как «изгнать из общества», «приговорить к тюремному заключению», «убить». В результате насилие становится легитимным.
Так, в национал-социалистической Германии евреи обозначались как «паразиты» и «крысы», что в итоге привело к концентрационным лагерям, массовым убийствам и холокосту. «Свободное радио тысячи холмов» в Руанде систематически называло представителей народности тутси «змеями» и «тараканами», и руководителей радиостанции судили как тех, кто прямо способствовал геноциду в стране.
Дегуманизация — это «грязнокровки» в противовес «чистокровным» волшебникам в романах о Гарри Поттере. Это «дикие звери» в отношении коренных народов Америки, Австралии, Канады, что позволяло долгие годы применять к ним и особенно к их детям политику насильственной ассимиляции. Дегуманизация — это и обозначение заключённых в тюрьмах не по именам и фамилиям, а по номерам и биркам, отнимающее у них человеческие черты и превращающее в пронумерованные объекты. Это и восприятие в авторитарных режимах человека как «винтика государственной машины», вышедших на мирный протест — как «марионеток в руках кукловодов», отстаивающих права ЛГБТ-сообществ — как «отвергнутых Богом» или «врагов Бога».
К дегуманизации относится и на первый взгляд противоположное явление — обожествление «своих». Так, действия российских военнослужащих в Украине сравниваются с действиями Георгия Победоносца, а они сами — с ангелами и святыми. Лидера авторитарного государства пропаганда называет «подобным пророку Моисею», создавая культ в том числе через сакрализацию мест, «где творится история», т. е. где работает гражданин, исполняющий обязанности президента. Побывав в «святых местах», сторонники режима также получают «божественную искру». В подобной системе координат уже не обязательно называть политических оппонентов животными или растениями – по сравнению с божеством они все равно находятся значительно ниже
Как работает стратегия дегуманизации
Пропаганда обычно использует дегуманизацию в два этапа.
На первом основная задача — это формирование негативного мнения по отношению к конкретным людям или социальной группе. Пропаганда стремится вызвать у аудитории сильные негативные чувства типа страха, злости, ненависти, отвращения, презрения — чтобы у неё исчезло сочувствие к «чужим». Чем более «здоровым» является общество, тем сложнее это сделать, так как доброжелательность, сострадание, эмпатия, милосердие — это базовые человеческие ценности. Однако в государстве, где большинству населения жить сложно, где люди борются за выживание и не видят перспектив, где низок уровень доверия, демонстрация конкретных «врагов» в качестве причины всех бед — стратегия, быстро приводящая к желаемому результату.
На втором этапе дегуманизация используется для того, чтобы мотивировать аудиторию одобрить травлю, найти аргументы в её защиту, поддержать или хотя бы не мешать. Негативное отношение к «чужим» уже создано, в дело вступают другие закономерности формирования общественного мнения типа «спирали молчания» и роли «лидеров мнений». В результате человек со своими представлениями о добре и справедливости остаётся, как ему представляется, в меньшинстве, и либо хранит молчание, либо, для преодоления когнитивного диссонанса, присоединяется к мнимому большинству.
Дегуманизация направлена на то, чтобы аудитория не испытывала жалости и угрызений совести, не ассоциировала себя с жертвами, не пыталась поставить себя на место тех, кого пропаганда называет врагами.
Итог действия дегуманизации — это обесценивание и изгнание из социума (в эмиграцию или в тюрьму), иногда — физическое уничтожение «чужих».
Как пропаганда использует язык вражды для дегуманизации
В современных социальных науках широко используется понятие «язык вражды». Согласно большинству классификаций, он существует в трёх формах: мягкой (создает негативный образа человека или группы), средней (оправдывает дискриминацию и насилие) и жесткой (призывает к дискриминации и насилию).
Язык вражды может быть не только вербальным, он включает иллюстрации (прежде всего карикатуры, например, здесь), видеоряд (фильм: здесь, здесь и здесь).
Язык вражды — основной инструмент дегуманизации. Проникая в средства массовой информации, он активно способствует разжиганию ненависти к «чужим». Так, после событий 2014 года в Украине российская пропаганда стала широко использовать обозначение «укроп» в отношении граждан Украины, поддерживающих Майдан. Укроп — съедобное, повсеместно употребляемое в пищу растение, его использование пропагандой – это эксплуатация пищевых ассоциаций типа «косить укроп», «жареный укроп» и т. д. Метафора «косить укроп» маскирует смысл «убивать граждан Украины». В 2022 году мы воочию убеждаемся в том, что вербальная агрессия не является лишь «оборотом речи», «публицистикой», «выражением мнения», а становится средством программирования социальной реальности.
Вербальное насилие, реализуемое через язык вражды, имеет даже более негативные последствия, чем прямое и очевидное насилие. Совершая насилие психологическое, оно подготавливает почву ко всем остальным видам насилия, оправдывая и легитимизируя их.
Как бороться с дегуманизацией?
Прежде всего, отдавать отчёт в том, что появление в средствах массовой информации безобидного на первый взгляд речевого оборота, привлекающей внимания карикатуры, хлесткого сравнения — это не эмоциональное выражение авторской точки зрения, а приём расчеловечивания оппонента, имеющий далеко идущие негативные последствия.
Соответственно, необходимо предавать огласке подобные медийные практики, обсуждать их в редакциях и на этических комиссиях, не оставлять без внимания употребление языка вражды, раскрывать его назначение.
Не следует самим использовать приём дегуманизации, даже в качестве «ответной меры». Наоборот, стоит всеми доступными способами противостоять культивации розни и взаимной ненависти, особенно в отношении рядовых членов общества. Задача журналистики и стратегических коммуникаций (PR, паблик рилейшнз), в отличие от пропаганды, — работать на объединение людей.
В ситуации, когда пропаганда усиленно дегуманизирует тех или иных представителей сообщества, следует рассказывать истории этих людей: кто они, как жили, кем работали, чем занимались, что любят. Это разрушает демонизированный образ, формирует симпатию и сострадание.
Дегуманизация плохо работает в обществах, где в основе воспитания и образования, массовой культуры и медиа, религии, литературы, искусства заложены общечеловеческие ценности. Поэтому долгосрочная «прививка» от дегуманизации — это формирование общественного мнения на основе признания ценности каждого гражданина, уважения достоинства всех членов общества.
Пропаганда ненависти через дегуманизацию — это часть стратегии устрашения. Говоря об угрозе, её нужно назвать, отождествить с конкретными людьми или группой. Лишая названных врагами человеческой сущности, пропаганда аргументирует применение к «своим» и «чужим» разных норм: к людям нужно относиться только определённым образом, а в отношении «нелюдей» все средства хороши.
В результате, используя дегуманизацию, пропаганда разрушает представление о правах человека как основаниях жизни сообществ. Отрицая гуманизм как базовую общечеловеческую ценность, она ожесточает людей, разрушает основу для общественного диалога, и в целом совместного сосуществования. Одновременно дегуманизация выявляет сущность пропаганды, её фальшь, направленность на разрушение базовых ценностей, демонстрирует отсутствие у неё перспектив.
Читайте также:
теория пропаганды
Большинство — есть меньшинство, а меньшинство — большинство? Как работает теория «спирали молчания»Зачем нужны «лидеры мнений», или Теория двухступенчатого потока информации
Важно ли то, о чём молчат СМИ: как работает теория «установления повестки дня»?
О чём сегодня медиа разговаривать со своими аудиториями, чтобы быть востребованными?
Как медиа могут помочь продвижению новых идей: теория «диффузии инноваций»
Как сопротивляться разрыву социальных связей в условиях пропаганды. Часть 1. Про важность «слабых» связей
Как сопротивляться разрыву социальных связей в условиях пропаганды. Часть 2. О доносах как форме коммуникации
Как сопротивляться разрыву социальных связей в условиях пропаганды. Часть 3. Где искать и как развивать «слабые связи»
Как сопротивляться разрыву социальных связей в условиях пропаганды. Часть 4. Основные ошибки публичной коммуникации и как их избежать
Как сопротивляться разрыву социальных связей в условиях пропаганды. Часть 6. О троллях, разрушающих коммуникацию
Пропаганда, журналистика и стратегические коммуникации: «родные сёстры» или «дальние родственницы»? Часть 1. О времени и об аудиториях
Пропаганда, журналистика и стратегические коммуникации: «родные сёстры» или «дальние родственницы»? Часть 2
Как журналистам противостоять пропаганде и не стать солдатами информационной войны. Часть 1
Как журналистам противостоять пропаганде и не стать солдатами информационной войны. Часть 3
Что может журналистика из того, чего не может пропаганда
Как журналистам работать с пропагандистским контентом. Часть 5
Почему люди верят пропаганде
Диалог или имитация диалога: почему не нужно разговаривать с пропагандистами
От верификации информации до сопротивления насилию: из чего складывается успешная борьба с пропагандой
Как медиа могут помочь беларусам сохранять связи
Теории заговора в медийной пропаганде. Часть 1. «Всё не так, как вам кажется»: как работают теории заговора
Теории заговора в медийной пропаганде. Часть 2. Как беларусские госСМИ используют конспирологию: результаты исследования
Теории заговора в медийной пропаганде. Часть 3. Как распознать общественно-политическую конспирологию в беларусских госСМИ
Теории заговора в медийной пропаганде. Часть 4. Зачем беларусские госСМИ используют конспирологию
Часть 5. Как конспирологи манипулируют общественным мнением с помощью заголовков
Часть 6. Как медиатексты с конспирологией нарушают стандарты журналистики
Почему пропаганда озаботилась «защитой традиционных ценностей». Беларусская госпропаганда на страже «традиционных ценностей». Часть 1
Беларусская госпропаганда на страже «традиционных ценностей» Часть 2. Какие ценности – традиционные?
Беларусская госпропаганда на страже «традиционных ценностей». Часть 3 «Пропаганда», «представленность» или «политкорректность»: как медиа освещают гендерную тематику
Критическое мышление: руководство для сознательных граждан