Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 бигтех Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в КС выборы в России гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай КНДР конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование олимпиада-2024 Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Беларусская госпропаганда на страже «традиционных ценностей». Часть 3 «Пропаганда», «представленность» или «политкорректность»: как медиа освещают гендерную тематику

Средства массовой информации, обращаясь к теме гендера, нередко подвергаются критике со всех сторон. Одни обвиняют медиа в «пропаганде нетрадиционных ценностей», другие, наоборот, в излишней политкорректности, третьи – в недостаточной представленности темы в публичном пространстве.

Поделиться:

Продолжаем разговор о «традиционных» и «нетрадиционных» ценностях (см. ч. 1 Почему пропаганда озаботилась «защитой традиционных ценностей», ч. 2 Какие ценности – традиционные?)

Разберёмся, чем отличаются друг от друга «пропаганда», «представленность» и «политкорректность», и почему средствам массовой информации следует чаще обращаться к темам гендерного равенства, феминизма, ЛГБТК+ и прочим пока непонятным общественности вопросам.

Пропаганда

Пропаганда – это распространение взглядов, идей, мнений с целью навязать определённое отношение, оценку или модель поведения.

У пропаганды имеется ряд особенностей, обусловливающих её манипуляционный характер: она не брезгует фальсификацией информации, не предполагает дискуссий и обсуждений, делает упор на эмоции, а не на разум, прибегает к специальным приёмам (контрасту, ложной дилемме, фреймингу, подтасовкам, подмене понятий, смещению акцентов и др.), повышающим степень воздействия на общественное мнение.

Пропаганда вызывает значимые негативные последствия: разделяя общество на «своих» и «чужих» с переводом «чужих» в статус «врагов» и их последующей дегуманизацией, ослабляет связи между людьми и социальными группами. Пропаганда уводит от реальных проблем, от поиска смыслов, сводит человеческие нужды к физиологическим и игнорирует потребности в свободе, уважении и самореализации. Пропаганда разрушает ценности, внушая аудитории мнение, что никаких ценностей вообще нет, а есть только инстинкты и привычки.

Скриншот euvsdisinfo.eu

Чтобы пропаганда была эффективной, требуются значительные ресурсы, а ещё лучше – монополия на распространение информации. В демократическом обществе с действующими институтами, обеспечивающими свободу информации и выражение мнений, обычно нет пропаганды. Пропаганда – деятельность, свойственная преимущественно авторитарным и тоталитарным политическим режимам, популистским лидерам, правительствам воюющих государств.

Беларусская власть сегодня активно пропагандирует (примеры здесь, здесь и здесь) «традиционные ценности», обозначая таким образом консервативную концепцию семейных и сексуальных отношений. Для этого режим манипулирует информацией, смещает акценты и подменяет понятия, отсекает от аудитории альтернативные идеи и мнения. Результат далёк от декларируемого: никакая пропаганда не может превратить гомосексуального человека в гетеросексуального и наоборот, произвольно склонить к коррекции пола и т. д., однако способна успешно оттягивать внимание от действительно важных проблем, таких как падение уровня жизни, идеологизация и милитаризация образования, размещение в стране ядерного оружия и др.

«Традиционные ценности» власть активно использует в целях поляризации общества, навязывания идей «русского мира» в противовес аморальной «Гейропе», как инструмент оправдания репрессий.

Независимые медиа, активисты, общественные организации обычно не занимаются пропагандой. Они освещают и продвигают новые взгляды, идеи, ценности, применяя для этого возможности. Одни –  журналистики, другие – паблик рилейшнз (связей с общественностью), которые кардинальным образом отличаются от пропаганды по своим целям, средствам и методам.

Ни беларусская власть, ни беларусское гражданское общество не пропагандируют «нетрадиционные ценности» (так чиновники маркируют гендерное равенство, феминизм, ЛГБТК+, чайлдфри и подобные либеральные идеи). Здесь нужно согласиться с председателем Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорем Марзалюком, который в эфире СТВ заявил, что в Беларуси нет пропаганды нетрадиционных ценностей: «Афіцыйнай прапаганды ЛГБТ-каштоўнасцей у Рэспубліцы Беларусь не існуе. <…> Факт застаецца фактам. Ні ў сістэме адукацыі, ні ў ніякіх іншых дзяржаўных сістэмах прапаганды няма. Ёсць барацьбіты з паветрам, якія шукаюць тое, чаго няма».

Призывы чиновников запретить «пропаганду нетрадиционных ценностей» просто неактуальны: этим никто не занимался и не занимается.

Представленность

Мы узнаём о чём-то новом в первую очередь благодаря медиа. Средства массовой информации, социальные сети, книги, сериалы сообщают нам о появлении новых идей, героев и трендов, позволяют рассмотреть их с разных сторон, увидеть «плюсы» и «минусы», обсудить с экспертами и представителями общественности. Для того, чтобы какая-то тема стала осознаваться людьми как важная и перспективная, она должна быть представлена в медиа.

СМИ и, более широко, массовая культура оказывают значительное влияние на то, как тема воспринимается людьми. Если о ней рассказывают человеческие истории, дают высказаться экспертам, приводят аргументы и контраргументы, развенчивают мифы и стереотипы, организуют общественные дискуссии, то речь идёт о представленности темы в публичном пространстве.

Представленность нужна, чтобы сделать тему легитимной в глазах общественности. Потому что общественность считает легитимным то, что ей известно, что воспринимается как «нормальное» и «привычное».

К новой идее нужно привыкнуть, для этого и нужна представленность.

Чем шире и подробней представлена тема, тем менее «странной», чуждой или непонятной она воспринимается, а люди, с ней ассоциирующиеся, становятся ролевыми моделями. Такой ролевой моделью выступила, например, нынешняя пресс-секретарь президента США Карин Жан-Пьер, являющаяся первой чернокожей женщиной и первой открытой представительницей ЛГБТК+ на этом посту. Подчёркивание её статуса вкупе с опорой на её выдающиеся профессиональные качества (она длительное время являлась первой заместительницей экс-пресс-секретаря Джен Псаки) позволяет акцентировать две важных идеи. Первая: что Карин получила этот пост не потому, что она чернокожая лесбиянка, а потому, что она отличный профессионал. Во-вторых: раса и гомосексуальность не помешали ей занять этот пост, так как современная политика США не только провозглашает запрет на дискриминацию, но и действительно поддерживает равенство, разнообразие и инклюзию.

Гомофобия и расизм являются разновидностями ксенофобии. Представительство – один из методов борьбы с ксенофобией. «Месяц прайда», начавшийся 1 июня, выполняет функцию представленности, а вовсе не пропаганды: он не позволяет сделать вид, что ЛГБТК+ людей не существует. ЛГБТК+-комьюнити добиваются представленности, заметности в общественной жизни в том числе для того, чтобы дискриминация и репрессии в отношении их членов не происходили в тишине.

Скриншот mostmedia.io

Недавнее избрание президентом Латвии главы МИД страны и открытого гея Эдгарса Ринкевичса не оставило равнодушным заместителя председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Беларуси Олега Гайдукевича: «Вот теперь ЛГБТ-президент – теперь этим, чтоб заметила администрация Байдена, что мы вот такие хорошие. Следующий шаг – все депутаты-трансвеститы должны быть, все до одного с переменой пола, феминистки, чтобы быть в тренде. Вот что такое сегодня политика Латвии». Этим высказыванием Гайдукевич не только открыто проявил гомофобию и приверженность теориям заговора (которые нередко коррелируют между собой), но и продемонстрировал полное непонимание того, что означает представленность.

Не остаётся в стороне и Голливуд. В целях представленности разнообразных социальных групп он принял решение о том, что фильмы, претендующие на «Оскар», должны соответствовать критериям, связанным с расой, полом и инклюзивностью. Так, по крайней мере один из ведущих актеров должен иметь азиатское, африканское или латиноамериканское происхождение; не менее трети исполнителей второстепенных и массовых ролей должны составлять женщины, представители небелого населения, ЛГБТК+ или люди с физическими или ментальными особенностями, причём основная сюжетная линия фильма должна быть связана с одной из этих групп населения.

Все эти требования направлены на то, чтобы обеспечить представленность разных людей и разных социальных групп на публичных аренах.

Политкорректность

Политкорректность – это термин, обозначающий языковые практики, призванные не оскорблять, не ущемлять, не дискриминировать уязвимые по признаку расы, национальности, возраста, социального положения, сексуальной и гендерной идентичности, физического и ментального здоровья и другим признакам группы. Термин возник в конце 1970 гг. благодаря левым движениям, акцентировавшим подчинённое положение разнообразных меньшинств не только в экономике и политике, но и в публичном дискурсе, когда социальные группы, обладающие реальной властью, имеют и символическую власть, позволяющую им давать имена всем остальным группам. Естественно, через призму своего видения, своих интересов.

Сегодня созданы гайды, которые не только учат, как корректно освещать те или иные социальные проблемы, но и каким образом обозначать задействованных в них людей (здесь и здесь). Так, вместо слова «инвалид» лучше использовать «человек с ограниченными возможностями» или «человек с инвалидностью», вместо «операции по смене пола» – «коррекцию пола», не употреблять уничижительных названий представителей определённой расы или национальности, зато активней применять феминитивы для обозначения новых социальных ролей женщин.

Несогласие беларусов с обозначением Республики Беларусь «Белоруссией» также является требованием политкорректности. С точки зрения многих россиян, слово «Белоруссия» соответствует нормам русского языка и не содержит отрицательного (снисходительного, насмешливого, тем более оскорбительного) оттенка, поэтому они искренне не понимают, что предосудительного в таком словоупотреблении. По мнению же беларусов, это вопрос не лингвистический, а политический, так как слово «Белоруссия» устойчиво ассоциируется с бывшей советской республикой в составе СССР, «младшей сестрой» России, тогда как «Республика Беларусь» – это самостоятельное суверенное государство, не нуждающееся в «старших братьях». Поэтому политкорректно называть Беларусь Беларусью – так, как считают правильным её граждане, а не представители иных государств.

Изначально термин «политкорректность» имел исключительно положительную коннотацию по аналогии с собственно корректностью, ведь никто не оспаривает необходимость при взаимодействии с другими людьми быть корректными. Т. е. коммуницировать таким образом, чтобы не обижать, не провоцировать, не оскорблять своих собеседников. Иначе коммуникация не достигнет поставленных целей, а ещё и приведёт к конфликту.

Сегодня термин «политкорректность» может использоваться и в негативном контексте, означая, что такие методы являются излишними или необоснованными. Так, правые применяют маркер «политкорректность», чтобы отвлечь внимание от дискриминации уязвимых слоёв населения, в том числе обосновывая привычное словоупотребление традициями, юмором и даже принципами свободы слова. На это можно ответить, что свобода слова одного человека заканчивается там, где начинается дискриминация другого человека или социальной группы. Чтобы предупредить конфликтные ситуации, возможные вследствие неполиткорректности, организаторы конференций, семинаров, дискуссий, публичных лекций обычно предупреждают, что «на мероприятии не допускаются ксенофобские, гомофобные, расистские шутки, комментарии и намёки, разжигание ненависти, призывы к насилию и т. п.»

Миссия политкорректности состоит в том, чтобы максимально избавиться от дискриминации.

Итак, существует большая разница между «пропагандой», «представленностью» и «политкорректностью». Пропаганда не позволяет общественности свободно сформировать свое мнение по актуальному вопросу, а пропагандировать иную, не свойственную человеку сексуальную или гендерную идентичность просто нет смысла. Благодаря представленности «феминизм» и «гендерное равенство» перестают восприниматься чем-то непонятным и угрожающим, а тема ЛГБТК+ начинает ассоциироваться не с «извращениями», а с правами человека, которые присущи всем людям по определению, независимо не только от их возраста, национальной принадлежности, вероисповедания и т. п., но и от их сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Политкорректность позволяет наладить коммуникацию между различными социальными группами с позиций недискриминации, равенства и инклюзивности.

Фото на главной: Jana Shnipelson,  Unsplash

Хорошо 7
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты