Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги

Почему пропаганда озаботилась «защитой традиционных ценностей». Беларусская госпропаганда на страже «традиционных ценностей». Часть 1

Беларусские политики, чиновники и пропагандисты всё чаще проявляют озабоченность «защитой традиционных ценностей», показывает мониторинг Media IQ. По мнению госмедиа, «традиционным ценностям» угрожает распространение «нетрадиционных»: феминизма, ЛГБТ+ и чайлдфри, «смены пола» и «гендерной идентичности», а также «не наши» праздники и персонажи: Хэллоуин, день Святого Валентина, Человек-паук, игрушки Хагги-Вагги и даже Санта-Клаус.

Разберёмся, какие цели преследует пропаганда, защищая «традиционное» от «нетрадиционного».

Поделиться:

Немного истории

Беларусское государство с 1996 года проводит системную гендерную политику. Её главная задача – достижение Цели № 5 в области Устойчивого развития ООН «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек».

Для этого специально созданный орган – Национальный совет по гендерной политике при Совете министров Республики Беларусь – реализует ряд мероприятий, в том числе разрабатывает планы по информационно-просветительскому сопровождению мер гендерной политики Республики Беларусь. Эти планы включают «размещение в теле- и радиопередачах информационных материалов на тему равенства мужчин и женщин», «освещение в средствах массовой информации и социальных сетях опыта реализации принципов гендерного равенства в экономике» и ряд других подобных действий. К сожалению, такого рода кампании проходят не очень заметно, тогда как мониторящие беларусское информационное пространство правозащитники и медиаэксперты указывают (например, здесь, здесь и здесь) на наличие значительного количества журналистских материалов, использующих гендерные стереотипы, дискриминацию по признаку пола и язык вражды в отношении женщин и представителей ЛГБТ+сообщества.

Тем не менее до августа 2020 года публичный дискурс более или менее, но отражал гендерные представления беларусов. СМИ, в том числе государственные, освещали гендерную тематику, язык вражды в отношении уязвимых групп обычно использовался в своём «мягком» или «среднем» вариантах.

Ситуация начала меняться в 2021 году на волне антилиберальной и антизападной риторики власти, последовавшей после массовых протестов по поводу результатов президентских выборов. Пропаганда стала связывать гендерную тематику с протестами, использовать конспирологические теории о «чуждых западных ценностях» как угрозах разрушения беларусского суверенитета.

Ситуация еще ухудшилась после полномасштабного вторжения российских войск в Украину.

Влияние российского официального дискурса

Если до февраля 2022 года беларусское государство старалось проводить независимую информационную политику, то после начала полномасштабной войны в Украине беларусская государственная пропаганда синхронизировалась с российской. Это касается освещения не только военных действий или беларусско-российских отношений, но означает практически полное повторение основных российских нарративов по широкому кругу вопросов.

«Защита традиционных ценностей» является одной из центральных в политической идеологии современного российского государства и ядром концепции «русского мира». «Защитой традиционных ценностей», которым якобы угрожает «коллективный Запад», аргументируются основные принимаемые Кремлём решения, в том числе и война в Украине. Военные действия РФ объясняются президентом Путиным несогласием России с якобы имеющимися у Запада планами по внедрению в российскую культуру чуждых ей ценностей с «так называемыми гендерными свободами», где «всё перевернуто с головы на ноги», где «вместо папы и мамы есть родитель № 1 и родитель № 2», где проводятся гей-парады, а брак – «союз мужчины и женщины» в соответствии с Конституцией РФ – распространяется и на представителей ЛГБТ+сообщества.

Риторика Кремля подкрепляется законодательной базой: в 2013 году в Кодекс РФ об административных правонарушениях была внесена статья, устанавливающая ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», а в декабре 2022 года Владимир Путин подписал закон, полностью запрещающий распространение материалов, которые власть считает «пропагандирующими нетрадиционные сексуальные отношения».

Подпишитесь на рассылку MediaIQ

Разоблачения фейков, аналитика, интервью и многое другое — раз в неделю в вашем почтовом ящике
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

По примеру «старшего брата»

Беларусская государственная пропаганда в последнее время всё чаще обращается к теме возможного запрета «пропаганды нетрадиционных ценностей», прощупывая почву перед таким решением.

В декабре председатель Совета Республики Наталья Кочанова высказалась о том, что действия Госдумы РФ по принятию закона о запрете пропаганды ЛГБТ должны послужить образцом для Беларуси: «Наверное, придётся принимать и нам. И это будет правильно. Нельзя это пропагандировать. У нас есть семейные ценности, традиции, которые мы передаём из поколения в поколение: традиции семьи, православия».

31 марта Александра Лукашенко выступил с посланием, в котором в том числе упомянул представителей ЛГБТК+сообщества и идеи чайлдфри, якобы создающие опасность демографической безопасности и государственному суверенитету Беларуси.

Скриншот видео Youtube-канала Информационное агентство БелТА

Заместитель министра информации Игорь Бузовский озаботился защитой российского книжного рынка от ЛГТБК-продукции из Беларуси. За его подписью беларусским издателям и распространителям печатных изданий было разослано письмо, в котором доводится «необходимость безусловного соблюдения законодательства Республики Беларусь с учетом возникающих вызовов и угроз национальным интересам в отношении сохранения и популяризации традиционных ценностей семьи и общества».

Текст этого письма противоречив: в беларусском законодательстве не имеется ограничений по изданию литературы с ЛГБТ+тематикой, однако письмо явно подразумевает запрет на издание такой литературы вследствие якобы исходящей от неё опасности «национальным интересам». По-видимому, сам автор этого противоречия не замечает либо считает его головной болью получателей послания.

Наконец, во время обсуждения 18 апреля с министром информации Владимиром Перцовым поправок в Закон «О средствах массовой информации» депутат из Гродно Ирина Луканская предложила приравнять ЛГБТ-пропаганду к экстремизму и террористической деятельности. Перцов, отметив, что «Беларусь эффективно борется с пропагандой нетрадиционных ценностей», заявил: «Мы уже предприняли достаточные меры, чтобы распространение такой продукции в нашей стране было ограничено. При том, что у нас нет как такового закона о запрете пропаганды ЛГБТ, смены пола и других проявлений. … У нас есть определённые инструменты. Российские коллеги, у которых есть такой закон, подтверждают, что мы без закона даже где-то более эффективно, чем они, работаем».

Похоже, представление, что «работать эффективно можно и без законов», разделяется всем руководством Министерства информации. И не столь важно, будет ли принят в Беларуси подобный закон или нет, сам факт, что беларусская власть активно оперирует идеологемой «защиты традиционных ценностей», показывает её глубокую зависимость от России не только в экономическом или политическом плане, но и в идеологическом. С одной стороны, этим демонстрируется лояльность «старшему брату», с другой – идейная приверженность беларусских чиновников ценностям «русского мира».

Почему беларусская власть озабочена «защитой традиционных ценностей»

Идеологема «защита традиционных ценностей» в государствах авторитарного и тоталитарного типов на деле не имеет никакого отношения к морально-этическим и культурным нормам народа, нации или общности. Она служит в первую очередь инструментом репрессий в отношении инакомыслящих. Не имея реального содержания, концепт «традиционных / нетрадиционных ценностей» позволяет обосновывать в качестве правомерных и законных, по сути, любые действия власти в отношении граждан и институций: административный арест за ведение телеграм-канала на гендерую тему, прекращение сотрудничества с «нежелательными» международными организациями, трансляция «покаянных» видео задержанных по политическим мотивам граждан, в которых публично раскрывается их сексуальная ориентация

Об этом косвенно свидетельствуют и сами чиновники, подтверждающие, что они достигают нужных целей и без правовой базы. При этом так как ценностные аспекты являются общезначимыми и позволяют затронуть чувствительные для людей темы (например, спорить с Натальей Кочановой о том, что «у нас есть семейные ценности, которые мы передаём из поколения в поколение», практически невозможно), «защита традиционных ценностей» позволяет дополнительно апеллировать к моральной стороне вопроса и тем самым повышать легитимность принимаемых решений.

Скриншот belta.by

Как «защита традиционных ценностей» используется для обоснования происков «коллективного Запада»

Беларусская пропаганда использует антизападную риторику разной степени интенсивности, начиная с лета 2020 года. Угрозами национальной безопасности и территориальной целостности оправдываются любые действия власти. Особенно способствует этому расцвет конспирологических версий исторического процесса, начиная от «коллективного Запада» как организатора «попытки цветной революции» в Беларуси до планов Польши по аннексии части беларусской территории.

Эти объяснения противостояния с США и европейскими странами дополняются мотивом угрозы традиционным ценностям. Применяя «защиту традиционных ценностей» как инструмент репрессий против собственного народа, власть одновременно конструирует нарратив о том, что угроза «традиционным ценностям» идёт с Запада. Именно Запад является в картине мира пропаганды рассадником чуждых славянскому менталитету ценностей, территорией, где вместо «нормальной традиционной семьи» искусственно насаждаются не соответствующие здравому смыслу безнравственные модели поведения, начиная от культа бездетности до операций по смене пола.

Неожиданный для пропаганды эффект

В отличие от повышения цен, низких зарплат и пенсий, перспектив ввоза в страну ядерного вооружения находящегося в состоянии войны соседнего государства, милитаризации и идеологизации образования, хронического дефицита медицинских работников, темы гендера не находятся у беларусов в приоритете. За обращением государства к этим вопросам общественное мнение не видит актуальных социальных проблем, которые власть должна решать в первую очередь. Зато феминизм, ЛГБТ+, чайлдфри, «смена пола» выступают мощными эмоциональными триггерами для людей разных возрастов, социального положения и уровня образования.

Используя, казалось бы, такой беспроигрышный вариант эмоционального триггера, одновременно не слишком актуальный для общественного мнения, пропаганда – неожиданно для себя – запускает общественные дискуссии на эти темы. Те, кто никогда не задумывался о подобных вопросах, начинают интересоваться ими, получают дополнительную информацию. Это важно, потому что беларусская власть активно стремится диктовать обществу социальные нормы.

Хорошо 8
Смешно
Грустно 1
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты