«Удар по нашим отношениям с Минском был бы нанесен очень тяжелый». Российские медиа о «вагнеровцах» в Беларуси

Последние несколько дней российские СМИ выдают вал информации, имеющей отношение к Беларуси. На фоне анонсированной встречи Лукашенко и Путина подробности о задержании в Беларуси более года назад 33 российских граждан и, как уверенно утверждают медиа, участие в спецоперации украинских и американских спецслужб, создают необходимый информационный шум и провоцируют нужные эмоциональные реакции.

Поделиться:

Новые подробности задержания «вагнеровцев»

Российские медиа привычно манипулируют своей аудиторией, формируя и закрепляя образ врага.

Скриншот с сайта vesti.ru

Телеканал «Россия 1» активно пытается влиять на эмоции зрителя, привычно используя оценочные суждения и манипулятивную семантику. На фоне рассказа об участии в «операции по захвату группы российских граждан украинскими спецслужбами» утверждается, что готовилась она «при поддержке ЦРУ». Далее ведущие «Россия 1» заверяют, что «даже это не помогло – план провалился» и более того, рассказали «о позоре Украины американские партнеры».

Экскурс в прошлое

Зрителю напоминают предысторию, когда правоохранительными органами Беларуси в июле были задержаны под Минском 33 россиянина, которые первоначально подозревались «в подготовке беспорядков накануне президентских выборов». «Россия 24» безапелляционно утверждает, что «чуть позднее выяснилось, что провокацию устроили украинские спецслужбы», которые «под видом сотрудников частной военной компании… предлагали людям выгодные контракты в других странах». Зрителя  настойчиво убеждают, что именно таким образом намеревались «выманить подозреваемых военных преступников из России»: из Минска они должны были вылететь в Стамбул. При этом, как подчеркивает медиа, Беларусь «после прояснения всех обстоятельств… передала России задержанных граждан», и 32 из 33 задержанных вернулись в Россию, еще «один участник группы остался» в Беларуси, поскольку имел беларусский паспорт. Отмечается, что власти Украины тогда назвали это решение «несправедливым».

При этом «Россия 24» со ссылкой на ФСБ  заявляет, что «информация не является эксклюзивной», поскольку «еще год назад» журналист «Комсомольской правды» Александр Коц в «своем расследовании представил документальные материалы», которые подтверждают версию участия третьей стороны.

В подтверждение этого заявления для усиления впечатления приводятся слова пресс-секретаря президента РФ  Дмитрия Пескова, который подчеркивает, что «Москва всегда знала, что в деле о задержании граждан России в Белоруссии есть следы западных спецслужб».

При этом «Интерфакс» цитирует Пескова, отмечая: «Вы, наверное, вспомните, что еще тогда мы говорили, что там есть следы зарубежных спецслужб – еще когда эти события развивались. В данном случае это лишнее косвенное подтверждение, что эти следы не так глубоко спрятаны».

«Россия 24» убеждает своих зрителей, что о причастности к задержанию россиян спецслужб Украины и США в августе 2020 года «заявлял президент России Владимир Путин», по словам которого перед россиянами стояли «совершенно легальные цели», а их использовали «втемную». Телеканал предсказуемо упоминает о том, что в декабре «бывший президент Украины Петр Порошенко объявил», что еще в 2018 году «дал добро» на проведение операции по задержанию россиян. На контрасте с утверждением Порошенко присутствует заявление президента Зеленского: «Это точно не была наша операция. Это была идея, скажем так, других стран. Точно не Украины. И то, что Украину максимально затягивали в этот вопрос, – это правда».

«Россия 24» грубо подталкивает получателя информации к необходимым выводам, заверяя, что «разоблачительный сюжет», появившийся после встречи Зеленского и Байдена «все равно, что удар в спину от американских партнеров».

Реакция Украины

Отдельное внимание реакции Украины на материал CNN уделил «Дождь». Информируется, что советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк отметил:

  • в материале CNN не указаны ни имена, ни должности представителей спецслужб, которые якобы предоставили информацию телеканалу;
  • подозрительно быструю реакцию ФСБ на публикацию.

«Дождь» замечает, что, по словам Подоляка, «история со ссылкой на CNN» не случайно разгоняется накануне «запланированной встречи Лукашенко с президентом России». По его мнению, «украинские деятели из числа журналистов, политиков или бывших спецслужбистов» подставили CNN, предоставив каналу «перевод на английский старой российской

“дезы”», которая была опубликована впервые 6 августа 2020 года.

О причинах и последствиях

«Коммерсантъ» делает предсказуемое предположение, привычно ссылаясь на ФСБ, что операция по захвату россиян в Минске «планировалась США для разрыва российско-беларусских отношений». И, как добавляет представитель ФСБ, если бы она удалась, «то удар по нашим отношениям с Минском был бы нанесен очень тяжелый, и времени, чтобы внести ясность и поправить отношения, было бы затрачено очень много».

Подчеркивается и обвинение со стороны ФСБ в адрес Украины, которая «по сути, осуществляет силами своих спецслужб акты государственного терроризма». Далее получателем информации пытаются манипулировать, упоминая, что  «это обвинение на уровне международного уголовного суда, от этого уже не отвертеться».

Скриншот с сайта smotrim.ru

Телеканал «Россия 1» активно пытается влиять на эмоции зрителя, привычно используя оценочные суждения и манипулятивную семантику. На фоне рассказа об участии в «операции по захвату группы российских граждан украинскими спецслужбами» утверждается, что готовилась она «при поддержке ЦРУ». Далее ведущие «Россия 1» заверяют, что «даже это не помогло – план провалился» и более того, рассказали «о позоре Украины американские партнеры».

Экскурс в прошлое

Зрителю напоминают предысторию, когда правоохранительными органами Беларуси в июле были задержаны под Минском 33 россиянина, которые первоначально подозревались «в подготовке беспорядков накануне президентских выборов». «Россия 24» безапелляционно утверждает, что «чуть позднее выяснилось, что провокацию устроили украинские спецслужбы», которые «под видом сотрудников частной военной компании… предлагали людям выгодные контракты в других странах». Зрителя  настойчиво убеждают, что именно таким образом намеревались «выманить подозреваемых военных преступников из России»: из Минска они должны были вылететь в Стамбул. При этом, как подчеркивает медиа, Беларусь «после прояснения всех обстоятельств… передала России задержанных граждан», и 32 из 33 задержанных вернулись в Россию, еще «один участник группы остался» в Беларуси, поскольку имел беларусский паспорт. Отмечается, что власти Украины тогда назвали это решение «несправедливым».

При этом «Россия 24» со ссылкой на ФСБ  заявляет, что «информация не является эксклюзивной», поскольку «еще год назад» журналист «Комсомольской правды» Александр Коц в «своем расследовании представил документальные материалы», которые подтверждают версию участия третьей стороны.

В подтверждение этого заявления для усиления впечатления приводятся слова пресс-секретаря президента РФ  Дмитрия Пескова, который подчеркивает, что «Москва всегда знала, что в деле о задержании граждан России в Белоруссии есть следы западных спецслужб».

При этом «Интерфакс» цитирует Пескова, отмечая: «Вы, наверное, вспомните, что еще тогда мы говорили, что там есть следы зарубежных спецслужб – еще когда эти события развивались. В данном случае это лишнее косвенное подтверждение, что эти следы не так глубоко спрятаны».

«Россия 24» убеждает своих зрителей, что о причастности к задержанию россиян спецслужб Украины и США в августе 2020 года «заявлял президент России Владимир Путин», по словам которого перед россиянами стояли «совершенно легальные цели», а их использовали «втемную». Телеканал предсказуемо упоминает о том, что в декабре «бывший президент Украины Петр Порошенко объявил», что еще в 2018 году «дал добро» на проведение операции по задержанию россиян. На контрасте с утверждением Порошенко присутствует заявление президента Зеленского: «Это точно не была наша операция. Это была идея, скажем так, других стран. Точно не Украины. И то, что Украину максимально затягивали в этот вопрос, – это правда».

«Россия 24» грубо подталкивает получателя информации к необходимым выводам, заверяя, что «разоблачительный сюжет», появившийся после встречи Зеленского и Байдена «все равно, что удар в спину от американских партнеров».

Реакция Украины

Отдельное внимание реакции Украины на материал CNN уделил «Дождь». Информируется, что советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк отметил:

  • в материале CNN не указаны ни имена, ни должности представителей спецслужб, которые якобы предоставили информацию телеканалу;
  • подозрительно быструю реакцию ФСБ на публикацию.

«Дождь» замечает, что, по словам Подоляка, «история со ссылкой на CNN» не случайно разгоняется накануне «запланированной встречи Лукашенко с президентом России». По его мнению, «украинские деятели из числа журналистов, политиков или бывших спецслужбистов» подставили CNN, предоставив каналу «перевод на английский старой российской

“дезы”», которая была опубликована впервые 6 августа 2020 года.

О причинах и последствиях

«Коммерсантъ» делает предсказуемое предположение, привычно ссылаясь на ФСБ, что операция по захвату россиян в Минске «планировалась США для разрыва российско-беларусских отношений». И, как добавляет представитель ФСБ, если бы она удалась, «то удар по нашим отношениям с Минском был бы нанесен очень тяжелый, и времени, чтобы внести ясность и поправить отношения, было бы затрачено очень много».

Подчеркивается и обвинение со стороны ФСБ в адрес Украины, которая «по сути, осуществляет силами своих спецслужб акты государственного терроризма». Далее получателем информации пытаются манипулировать, упоминая, что  «это обвинение на уровне международного уголовного суда, от этого уже не отвертеться».

Выводы

Российские СМИ подходят к освещению темы задержания «вагнеровцев» с привычных для себя позиций разделения мира на «мы – они». То есть страны «коллективного Запада» противопоставляются России и близким ей государствам. Пересказывая содержание материала CNN (которое совпадает с озвученной «Комсомольской правдой» год назад версией), российские СМИ делают акцент на «роль американской разведки». Украинская сторона предстает в роли исполнителя, которого использовали партнёры. Беларусь – жертва провокации, целью которой было испортить «беларусско-российские отношения».

При этом только «Дождь» упоминает, что материал американского медиа — перепечатка старой информации. Но и этот ресурс придерживается той же конструкции, где в качестве действующей силы есть РФ, возможно, еще США.

В этой схеме ни Беларусь, ни Украина не являются субъектами. Есть инициатива Вашингтона, есть официальный Киев, который выполняет указания, и есть официальный Минск, который не способен оценить риски и проанализировать информацию. При этом Москва якобы и «знала» о роли США в событиях, и работала на «срыв провокации».

При этом российские медиа в данном кейсе особенно активно используют методы манипуляции. Среди прочего, с помощью «экспертных мнений», допущений, акценты с фактов смещаются на нужные тезисы. Например, с фактов деятельности боевиков и ЧВК (что незаконно в РФ) на планирование операции американскими спецслужбами. Либо с участия некоторых задержанных в войне на Донбассе (и запуске ракеты по малазийскому Боингу) – на провокацию на беларусско-российском направлении и возможное нарушение международного права украинскими спецслужбами.

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Американские промежуточные выборы дали беларусским пропагандистам повод для домыслов, что республиканцы потеснят демократов и оставят Украину без поддержки США.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты