Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги

Массовая культура как часть пропагандистской кампании. Часть 1. Как в России «отменяют» Стругацких 

Информационному воздействию на общество, формированию массового сознания через средства массовой информации в последние годы уделяется колоссальное внимание. При этом остаются в тени не менее мощные каналы воздействия и манипулирования.

Поделиться:

Речь прежде всего идет о художественной литературе, развлекательных передачах, которые трудно заподозрить в политизированности, фильмах, сериалах, спорте, музыке и прочих явлениях массовой культуры. Кремлевская пропаганда не сомневается в эффективности и долгосрочности воздействия на массовое сознание через такие каналы и активно их применяет.

Штампуются бесконечные сериалы с героями –  сотрудниками правоохранительных органов, пачками выводящими на чистую воду жителей бывших республик СССР, которые всеми силами стремятся попасть в «перспективную» РФ из своих вымирающих и практически голодающих стран, с бесстрашными солдатами, выполняющими задания на территории этих государств.  В многочисленных ток-шоу – кулинарных, мистических, матримониальных, юмористических – навязчиво присутствуют элементы пропаганды и навязывание ценностей русского мира. Концерты и спортивные мероприятия с политическими лозунгами и трансляцией пропагандистских нарративов стали привычными.

Подпишитесь на нас в Telegram – только самое актуальное

Сформировался особый пласт постсоветской фантастики – реваншистской реакционной, где империя представлена как идеал, к достижению которого стремятся положительные герои. С 2000-х годов в массовой российской фантастике отчетливо просматриваются тенденции на имперский реванш, изначально виртуальный. Начинается настоящий расцвет произведений в жанре альтернативной проимперской истории и так называемых «попаданцах» – наших современниках, попадающих в прошлое или будущее. В основе этих творений лежит «правильное» идеологически выверенное понимание истории.

В контексте таких тенденций отмечается любопытная ситуация с произведениями авторов, причем, как российских и советских, так и иностранных, которые не вписываются в установленные Кремлем рамки.

Писатели-пророки

В последние годы часто говорят о том, что писатель Эрик Артур Блэр, известный под псевдонимом Джордж Оруэлл, родившийся в 1903 году, – настоящий пророк, на страницах произведений которого, изданных в середине ХХ века, описана наша сегодняшняя история. В книгах Оруэлла красной нитью проходит тема поиска и формирования внешнего врага. Потому что воюющий народ находится в напряжении и оттого послушен. Послушание обеспечивается и искажением реальности как следствие работы с информацией, создания нужного информационного шума и контроля над СМИ. Есть в его книгах и о переписывании истории как эффективном способе создания нужной реальности и решения пропагандистских задач.  Самым страшным, по мнению Оруэлла, будет даже не маскировка истины властями, а отсутствие к ней интереса со стороны общества.

Кремлевская пропаганда и провластные СМИ создали свою информационную реальность, в которой британский писатель, первым употребивший понятие «холодная война»,  является частью враждебного «коллективного Запада». Интересно, что уже в воюющей против Украины России антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» по рейтингу, составленному книжным сервисом «Литрес», стала самой популярной электронной книгой в сегменте художественной литературы в 2022 году.

У Оруэлла в «1984» есть тезис, который особенно актуален в послевыборной РФ: «Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники».

Кстати, в 2019 году роман «1984» включили в специальный список книг, рекомендуемых к изучению в рамках программы «Культурные нормативы школьников» для некоторых регионов РФ, присутствовал он и в списке литературы для внеклассного чтения. Но уже в апреле 2024 года министерство просвещения РФ опубликовало приказ с обновленным списком литературы для внеклассного чтения в старших классах, в который антиутопия не вошла.

Однако в постсоветских странах были свои писатели, которых без преувеличения можно назвать пророками. Речь прежде всего идет о братьях Стругацких, которые, как ни странно, активно издавались в СССР, но в путинской России о них предпочитают лишний раз не упоминать, активно раскручивая лояльных власти авторов вроде Сергея Лукьяненко.  Тем не менее произведения Стругацких «Обитаемый остров» и «Понедельник начинается в субботу» присутствуют в рекомендательном списке для внеклассного чтения начиная с 8 (!) класса.

Стругацкие о войне, реальности и перспективах РФ

В «Обитаемом острове» много моментов, буквально пугающих своей неожиданной актуальностью – одни облучающие и оболванивающие людей башни чего стоят. Легко проводятся параллели с российскими СМИ, прежде всего телевидением, загнавшими свою аудиторию в информационный пузырь с альтернативной реальностью.

В классическом тоталитаризме непременным атрибутом являются развитые коммуникационные технологии, приводящие к непрерывному совершенствованию пропаганды, позволяющей не только контролировать, но и программировать все сферы жизни общества.

Сегодня «Обитаемый остров» Аркадия и Бориса Стругацких можно цитировать целыми страницами – более злободневное чтение сложно себе представить.

Принцип действия тех самых башен Стругацкие представляли так: «Суть… воздействия сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причем верующего исступленно, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности». Но не все люди восприимчивы к такому излучения, встречаются «выродки», которых «сравнительно мало, что-то около одного процента, но они были единственными бодрствующими людьми в этом царстве сомнамбул». И только они сохраняли способность к критическому мышлению и трезвой оценке обстановки.

Еще в начале полномасштабной войны РФ против Украины некоторые росСМИ, которые позиционируются как либеральные, обращались к произведениям Стругацких, прежде всего, как раз к «Обитаемому острову».  Автор «Новой газеты», рассуждая об особенностях реакции населения на излучение башен и проводя аналогию с современной РФ, отмечал, что последствием работы как башен, так и российских средств массовой коммуникации является включение защитного механизма психики. Вследствие чего «отторгается то, что расходится со сложившимся мнением, и, напротив, легко принимается все, в этом мнении укрепляющее». 

Журналист пытался разобраться, почему «многие» верят в то, что у власти в Украине – нацисты. Основную причину он видел в вере в то, что «наше дело» – правое по определению, русские не могут быть неправыми, особенно с учетом того, что на противоположной стороне враги-нацисты. 

Скриншот: novayagazeta.ru

Просматривается несомненное сходство и в идеологии выдуманной Страны Отцов и реальной РФ, которая базируется на тезисе угрозы извне. Причем враг не просто нацелился на «наши богатства», но и является бывшей провинцией империи, провозгласившей независимость в сложные времена. Как в романе Стругацких, так и в идеологии русского мира это достаточное основание для того, чтобы вернуть «свое», предварительно наказав посмевших отделиться.

У Стругацких Неизвестным Отцам – власти Страны Отцов – «выродков… выгодно… травить, это отвлекает народ от внутренних проблем, от коррупции финансистов, загребающих деньги на военных заказах и на строительстве башен». Так и кремлевская пропаганда активно продвигает нарратив о внутренних врагах – всех несогласных с политикой российской власти, независимо от их публичности и прошлых заслуг.

Много Стругацкие, пережившие Вторую мировую, в своих книгах рассуждали о войне и ее причинах: «Когда экономика в дерьмовом состоянии, лучше всего затеять войну, чтобы сразу всем заткнуть глотки». Между прочим, Неизвестные Отцы так формулировали своё и своей страны «истинно великое» предназначение: «Спасти человечество! Спасти цивилизацию! Не один какой-нибудь народ, не просто матерей и детей наших, но всё человечество целиком!». Аналогии просто бросаются в глаза.

Кстати, к вопросу войны, фашизма и их места в РФ неоднократно возвращался Борис Стругацкий уже после смерти своего брата Аркадия. Еще в 1995 году он писал: «…фашист – это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма». В то же время он четко разграничивал патриотизм – «любовь к своему народу»  и национализм – неприязнь к чужому».  Борис Стругацкий пророчески замечал, что «знамена…  будут не красно-коричневые, а, например, черно-оранжевые», и предрекал возникновение нового фашизма на базе «гордости победой нашей страны над фашизмом». Он уверял, что «мы живем в опасное время. Чума в нашем доме».

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку – самое важное за неделю

Ожидаемо негативно воспринял Борис Стругацкий войну РФ против Грузии в 2008 году.  По его мнению, эта война вернула Россию в 80-е годы, а впереди маячило «Большое Огосударствление и Решительная Милитаризация». Война против Грузии «убила последнюю надежду на «медведевскую» оттепель». Стругацкий подчеркивал, что РФ воспользовалась правом силы, проигнорировав моральные права. Рассуждая о российской политике двойных стандартов, он уверенно заявлял, что «Саакашвили не совершил в Южной Осетии ничего такого, чего не совершили мы 15 лет назад в Чечне». Писатель утверждал, что «российская политическая элита никогда уже не отпустит на волю ни Грузию, ни Украину (ни Белоруссию, кстати) и никогда не допустит ухода этих бывших «братских стран» в сферу влияния Запада». Сегодня мы видим, как он был прав.

Как-то Борис Стругацкий, отвечая на вопросы «Новой газеты», сказал: «Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия “правда о войне”, ни понятия об “искажении исторической истины”. Есть понятие “оскорбления святыни”». Он фиксировал превращение истории в религию и с опасением наблюдал за кремлевским мифотворчеством.

Культура отмены с российским колоритом

Естественно Кремль не мог не реагировать не только на заявления Бориса Натановича, но и на сами произведения Стругацких. Еще до начала полномасштабной войны против Украины, но уже после знаковых событий в 2014 году запустилась программа отмены культовых для многих поколений читателей писателей.

В 2016 году российское информационное агентство Regnum, специализирующееся на событиях в постсоветском пространстве и в ближнем зарубежье, назвало братьев Стругацких «основоположниками российского социального расизма». Автор откровенно манипулятивного материала утверждал, что «одной из магистральных идей» Стругацких стал тезис «о необходимости или неизбежности сегрегации человеческого общества».  Более того, по его мнению, российские «неолибералы», к которым уверенно причисляется «14 процентов «антипутинской России», якобы переняли у писателей, «на трудах которых воспитывались», отношение к народу как к «балласту». Причем на иллюстрирующей материал карикатуре один из Стругацких, вероятно, Борис, изображен в шарфе расцветки флага США, чтобы  ни у кого не возникло сомнений в том,  кто стоит и за российскими «паладинами света» и за самими писателями.

Скриншот: regnum.ru

Уже после начала полномасштабной войны против Украины тот же Regnum в лице пропагандиста, ультраконсервативного политического деятеля, лидера движения «Суть времени» и по совместительству театрального режиссера Сергея Кургиняна обвинил братьев Стругацких, которые ушли из жизни до начала войны и оккупации Крыма, в «мечтах, чтобы Россия пала в войне». По трудно объяснимой логике политического деятеля именно Стругацкие каким-то образом сыграли «существенную роль в окончательном решении русского вопроса».  Они якобы «жаждали, чтобы Россия проиграла войну по типу того конфликта, что сейчас разворачивается на Украине». Кургинян транслирует ставший привычным нарратив Кремля о том, что миролюбивой РФ войну «навязали».

Скриншот: regnum.ru

Новые «пророки»?

Российская культура отмены подразумевает не столько забвение, сколько замещение. На место Стругацких претендует сразу несколько «правильных» современных русских фантастов. Самым популярным из них является увлеченный имперскими идеями Сергей Лукьяненко, который в феврале 2014 года запретил переводить свои книги на украинский язык и заявил, что из-за Майдана больше не приедет в Украину. Он является автором своеобразной антиутопической пародии на произведения Стругацких – романа «Звезды холодные игрушки».

Мир геометров Лукьяненко отзеркаливает миры Стругацких, в нем главные герои – русские, спасающие Землю и транслирующие идеи русского мира.

Выводы

Кремлевская пропаганда сегодня активно и системно работает над продвижением идей и ценностей русского мира. Заявление Путина о том, что «граница России нигде не заканчивается», стало ценностным и программным. В той или иной форме оно присутствует во всех российских средствах массовой коммуникации, к которым уверенно можно отнести не только проявления массовой культуры, но и русскую православную церковь. Старательно и доктринально высаживаемые с 2000-х годов зубы дракона сегодня дают обильные всходы. Попытка разделить российские средства массовой коммуникации и культуры на политизированные и условно безобидные, провальная.

На наших глазах реализуется главное опасение Бориса Стругацкого: «Дай бог только, чтобы не занесло нас в конец 1930-х».

Хорошо 1
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты