Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 бигтех Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в КС выборы в России гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай КНДР конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование олимпиада-2024 Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Культ победы и вечная война. Зачем пропаганде милитаризация

Военная тематика всегда была в фокусе беларусской госпропаганды. Но с нападением России на Украину она приобрела особенную роль. Милитаризация всё сильнее пропитывает дискурс.

Поделиться:

Использование темы войны ведётся как на стратегическом, так и на тактическом уровне. С одной стороны, беларусская госпропаганда давно использует тематику Великой Отечественной войны – как общепризнанной в беларусском обществе ценности – для закрепления за нынешним режимом статуса преемника победителей нацизма (и клеймит оппозицию как преемников коллаборационистов). С другой стороны, актуальные политические (Майдан) и военные (нападение России на Украину) события тоже используются для обоснования правления нынешней власти, которая бережёт народ от революций и войн, то есть страшных потрясений. То есть становятся поводом для восхваления.

Недавний пример – заявление беларусских военных об осложнении обстановки на границе с Украиной. «В последние недели мы наблюдаем пока ничем не обоснованную и пока непонятную нам активность вблизи наших границ со стороны Украины», – рассказал 29 июня начальник Генштаба ВС Павел Муравейко о появлении там украинского спецназа. Украина не подтвердила активность своих сил, а спикер Госпогранслужбы Андрей Демченко назвал заявления беларусских властей «манипуляцией», чтобы переложить ответственность на Украину. Через две недели власти Беларуси заявили, что приняли меры, довели «озабоченности по разным каналам», и что украинцы 3-4 июля отвели подразделения, а вслед за ними и беларусы. Что именно произошло, из противоречивых заявлений сторон неясно. Но определённо инфоповод использовался, чтобы лишний раз похвалить действия властей и Александра Лукашенко. Например, аналитик Центра политологии Института социологии НАН Беларуси Александр Маркевич заявил, что урегулирование ситуации на южных рубежах страны «в очередной раз продемонстрировало, насколько сильны дар предвидения и мудрость президента Беларуси». Некоторые аналитики независимых СМИ увидели ситуацию иначе. «Сами надули страшилку, сами сдули», – прокомментировал на «Позірке» Александр Класковский.

Война как пограничная ситуация: инструмент поляризации

«Война есть продолжение политики другими средствами», – писал Карл фон Клаузевиц. Война – крайняя мера решения конфликта, когда дипломатии уже недостаточно. Война упрощает ситуацию, делает её черно-белой, поляризируя стороны конфликта, разделяя в сознании людей на «мы» и «они». Введение военного положения в государстве обычно означает некоторое смещение от демократического к авторитарному стилю управления (ограничение работы СМИ, свободы перемещения, приостановка электоральных процедур и пр.): это более адаптивно, так как экстремальная ситуация требует быстрых решений.

В Беларуси нет войны, гордо подчёркивают госСМИ. Но войну ведут два соседних государства, одно из которых Беларусь поддерживает, являясь соагрессором. Поэтому война закономерно на повестке дня всех беларусских медиа. И усиление военного дискурса соответствует усилению авторитарных тенденций в политике беларусских властей, ужесточению политики: уничтожение независимых общественно-политических СМИ и НГО, ужесточение риторики, массовые репрессии…

Но отмечая динамику, здесь важно не путать авторитарный стиль управления и авторитаризм как политический режим: директивность не подразумевает обязательного нарушения прав человека.

Другими словами, с одной стороны, милитаризация помогает беларусским властям оправдывать политические репрессии: мол, нельзя расслабляться, потому что рядом война, которая может перекинуться на Беларусь непосредственно. С другой стороны, милитаризация помогает сплочению сторонников вокруг флага: динамика пограничной ситуации растягивает людей по двум полюсам – и пропаганда усиливает притяжение к нужному полюсу.

Это притяжение достигается за счёт воздействия на аудиторию, чтобы вызывать разные эмоции: страх столкновения с насилием и ужасом войны, злость и отвращение к очерняемым оппонентам, радость от избегания конфликта, гордость за силу своей страны и прочих.

Конструкция полюса: ценности насилия, патриархальности, победы, ксенофобии и войны

Ценности, транслируемые беларусской госпропагандой, близки пропаганде российской. Поэтому здесь подходит описание путинизма, которое предложил российский кинокритик Антон Долин в недавнем интервью «Медузе», рассказывая о своей книге «Плохие русские» (где он исследует, как популярные российские фильмы формировали нынешнее общество и режим).

Вот пять признаков путинизма от Долина, которые прекрасно описывают ценности, транслируемые и беларусской госпропагандой. Все они связаны друг с другом и объясняют важность для пропаганды военной тематики.

«1. Идея «благого насилия» – то, что началось со знаменитой фразы Путина “мочить в сортире”. Если мы против плохих, то про этику, в том числе речевую, можно забыть. Главное, что этих плохих мы подавим. То же самое касается аннексии Крыма: да, какие-то там международные правила мы, допустим, нарушили… Зато мы сделали хорошо людям! Справедливость, интуитивно понимаемая, всегда важнее, чем закон».

«Иногда не до законов», – наставлял Александр Лукашенко прокуроров осенью 2020 года, объясняя необходимость «остановить всякую дрянь» и «интервенцию извне» (это он о массовых протестах). «Выше законов всегда здравый смысл и логика, на чём свою политику более трёх десятков лет строит Александр Лукашенко», – пояснил недавно в эфире ОНТ ведущий Игорь Тур… Отношение к насилию – это линия ценностного раскола беларусского общества, о чём мы выпускали специальный текст.

«2. Патриархальность, маскулинность, ориентация (поскольку уж речь идёт о силе) на мужской взгляд на мир, который всегда связан со спортом, войной, соревновательностью и с победой».

Как показал мониторинг пропаганды Media IQ в марте, освещение Международного дня женщин на гостелевидении Беларуси было сопряжено с продвижением ценностей патриархата: женщина – прежде всего мать, красивее беларусок нет в мире, женщина призвана вдохновлять мужчину и т. д. При этом подчёркивалась роль женщин в управлении государством – но в нагрузку к гендерным обязанностям. Кроме того, ранее Лукашенко говорил о вероятности женщины-президентки, что «у нас Конституция не под женщину».

«3. Культ победы. Из моего детства, и тем более 90-х, я не помню притом, насколько священный был всегда праздник, а для меня и остаётся, 9 мая, – чтобы идея победы, “мы можем повторить”, что победа вернётся, мы снова победим – стала настолько важной для всех. Идея проигрыша ужасна, идея победы – очень важна».

Для беларусской госпропаганды также характерен акцент на победе в войне, хотя в меньшей степени, чем для российской: для беларусской победа в ВОВ не становится поводом для новой агрессии, скорее, наоборот, – поводом закрепить ту победу и удержать мир. А ещё – «не дать переписать историю», чтобы не дать «украсть нашу Победу». Тем не менее, главная памятная дата про ВОВ в Беларуси – это День Победы. Хотя и скорби тоже уделяется немалое внимание: на ТВ много сюжетов посвящены трагическим военным историям и местам памяти.

«4. Ксенофобия, важная для любых репрессивных режимов. В кино она проявляется по-разному. От маленьких, казалось бы – они всё равно все проникают в сознание – шуточек гомофобного свойства и гендерной стереотипизации до изображения как иностранцев, так и иноверцев в самых разных смыслах слова, и людей нетитульной этнической принадлежности – изображения их как не таких, других, иногда враждебных. Чёткое разделение на «мы» как некое единство нормативное – и тех, кто за пределы этой нормы вываливается. Чем дальше – тем агрессивнее».

Язык вражды, например, к ЛГБТ помогает пропаганде дискредитировать протестное движение и оппозицию, о чём мы выпустили специальный текст. Свежий пример – одним из главных направлений сотрудничества с Россией председатель Совета Республики Беларуси Наталья Кочанова назвала 22 июля отстаивание «традиционных ценностей» и назвала ЛГБТ людьми с «отклонениями». Язык вражды применяется и в целом к оппозиционно настроенным людям как социальной группе. Госпропаганда не чурается прямых и завуалированных призывов к насилию и дегуманизации.

«5. Из скрепы победы как объединяющего нас прошлого, начиная с 2013 года, в кино скрепой становится война. <…> Самая разная, иногда инопланетная война. Ну и заменитель войны – это спорт, который очень часто показан как война и презентуется с экрана как война».

Власти Беларуси уделяют особое внимание спорту, Лукашенко активно играет в хоккей, называет себя футболистом и взращивает спортсменов. Победу на соревнованиях считают за подвиг. Но лучше всего отражает параллель между спортом и войной высказывание Лукашенко об участии беларусских спортсменов в Олимпиаде в 2024 году в нейтральном статусе. Сначала он отметил, что «в прошлые времена на время олимпиад войны прекращались – это были мирные-мирные соревнования». А потом посетовал на политизацию и призвал «набить морду»: «Настроение и злость в спорте немаловажное имеет значение. Но если уж ты отобрался и едешь туда в нейтральном статусе, набей им морду, покажи им, что ты настоящий беларус. Мы всё равно будем понимать, что ты беларус, и когда ты выйдешь победителем – это для нас хорошая тема для того, чтобы мы им ещё и политически морду набили».

Милитаризация в медиа как обоснование политики

Продвижение войны в дискурсе медиа – и как ценности, и как «пугала» – помогает пропаганде обосновывать милитаризацию. И, парадоксальным образом, даже маскировать, смещая акцент на нужные факты и уводя внимание от неудобных.

Война России с Украиной де-факто идёт с 2014 года. Но Беларусь до вторжения России 2022-м в целом держалась нейтралитета: госСМИ использовали относительно нейтральную риторику, в Минске велись переговоры сторон, а когда георгиевские ленты приобрели пророссийскую коннотацию в конфликте, то они попали в Беларуси в опалу.

Теперь же война освещается так, словно участие Беларуси в ней было неизбежно, как природная данность. Причина – кругом враги, которые в 2020-м якобы хотели коварно свергнуть беларусскую власть и поработить Беларусь, у них не вышло, но они не оставляют этих планов. Альтернативный сценарий, в котором Беларусь не предоставляла бы России свою территорию для нападения и сохранила относительную нейтральность, как и раньше, просто игнорируется и фоново подразумевается как невозможный. Становится фигурой умолчания.

Пропаганда транслирует, что власть обеспечивает избегание войны для Беларуси. И это избегание достигается среди прочего… милитаризацией. Лукашенко любит приговаривать: хочешь мира – готовься к войне, а ещё надо держать порох сухим – и госмедиа ему вторят. Милитаризация также становится поводом похвалить работу государства, которое успешно обеспечивает нам безопасность.

Другими словами, рост военной тематики в дискурсе госСМИ помогает обосновать политику беларусских властей и замаскировать их действия. То есть поддержку России в конфликте, внутренние репрессии против оппозиционно настроенных граждан (в том числе противников войны) и атаки мигрантов на границы соседних стран ЕС. Но с помощью смещения акцента на первый план пропаганда выводит другие вещи: дискредитацию оппонентов (Украины, Запада, нелояльного населения), поддержку бегущих от войны украинцев (войны, в которой Беларусь – соагрессор), сочувствие страдающим от действий европейских пограничников ближневосточным мигрантам (которым Беларусь помогает атаковать границы). И, конечно же, использование культа ВОВ для ценностного обоснования собственной правоты.

Хорошо 1
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты