Как российские СМИ разделяют беларусов по религиозным и национальным признакам
У российских государственных телеканалов сложился нарратив стратификации беларусов по религиозной и национальной принадлежностям. У зрителя настойчиво формируется впечатление, что в Беларуси существуют религиозные и национальные если и не конфликты, то как минимум недопонимания. И страны Запада активно используют эту особенность для раскачивания ситуации в стране. Акцент делается на использовании католиков для дестабилизации ситуации прежде всего в западных областях Беларуси. При этом создается искусственное противопоставление позиции беларусского Костёла и позиций других религиозных организаций.
Стартовые позиции и интерес России к беларусскому религиозному вопросу
С началом протестов практически все лидеры беларусских религиозных организаций в той или иной мере высказались против насилия и за мирный выход из сложившегося кризиса. С течением времени ключевые посылы не менялись, по крайней мере, ни один из религиозных лидеров публично об этом не заявлял.
Тема верующих плавно отходила на второй план, что было логично, учитывая неактивную религиозность беларусов.
Однако, начиная со второй половины августа, вопросы деятельности религиозных организаций стали интересны государственным российским СМИ. Причём, в, увы, традиционном ключе – с созданием мифов, использованием контрастов и поиском врагов.
Так, в частности, приводятся цитаты лидеров беларусских иудеев, мусульман, православных о мире, веротерпимости и необходимости согласия в обществе. В противопоставление этому даются выводы о якобы деструктивной роли католического Костёла. Причём в качестве цитат используются заявления Лукашенко, создаются параллели с историей России Смутного времени, но не даётся ни одной выдержки из высказываний католических иерархов.
Отдельно подчёркивается позиция Костёла по вопросу беларусского языка, указывается на его активное использование во время служб и обрядов наряду с польским. Таким образом, идёт неявное подталкивание зрителя к восприятию тезиса о беларусской культуре, языке как части политики Польши в противовес России (естественно, как давнему союзнику беларусов).
Дестабилизирующее влияние Польши
Польша, с точки зрения российских телеканалов, системно работает с католическим и польским национальным меньшинствами в целях дестабилизации ситуации в Беларуси. В нескольких сюжетах телеканала «Россия 1», посвящённых августовскому визиту Лукашенко в Гродненскую область, акцент делается именно на религиозной и национальной специфике региона. Цитируется Лукашенко, который вспоминает свою поездку в Гродно во время выборов 1994 года: «самыми главными моими соперниками были, простите уж, поляки и католики».
Акцентируется внимание на заявлении министра обороны Беларуси Виктора Хренина: «наиболее сложная обстановка может сложиться в западных областях страны, где в течение длительного времени реализуется ряд мероприятий по убеждению нашего населения в его этнической принадлежности к одному из ближайших соседей Республики Беларусь».
«Россия 1» проводит прямую аналогию между Светланой Тихановской и Мариной Мнишек и, соответственно, между ситуацией начала XVII века и сегодняшней с интересной подводкой: «поляки превзошли сами себя… такое впечатление, что они вновь… тужатся устроить у нас Смуту». Зрителя подталкивают к естественному на основе такой информации выводу: «Польша в союзе с Литвой вновь взялись за старое… им нужен и современный князь Курбский – символ предательства в отечественной истории, или расстрига Гришка Отрепьев, из которого можно было бы слепить Лжедмитрия и совершить госпереворот в интересах Польши и Литвы». Причём Беларусь – только средство, а цель – «нагадить России… для Польши и Литвы это уже многовековая идея». Формируется идеологема об общих интересах и общих врагах Беларуси и России как в прошлом, так в настоящем и будущем.
Влияние западных соседей на верующих – основа для конфликтов
Российские государственные телеканалы утверждают, что в Беларуси «к православным относят себя 70–80% населения… католики – это 10—15%». В эфирах доминирует идея использования католического меньшинства для дестабилизации ситуации в Беларуси, прежде всего в западных областях. Акцент в сюжетах на том, что «католические приходы есть во всех регионах, но исторически это в основном запад страны. В Гродненской области больше половины населения – католики, и почти в каждой деревне костёл, где зачастую служат на польском языке». Зрителя убеждают, что «вся служба идёт на польском, проповедь, как правило, тоже – это важнейшая часть традиции. Но от канонов иногда можно отойти: например, крещение или первое причастие для детей ведут по-беларусски». В нескольких сюжетах акцентируется внимание на том, что главу беларусских католиков Тадеуша Кондрусевича 31 августа не пустили в Беларусь из Польши. Причиной, по заявлению Лукашенко, стало то, что митрополит Минско-Могилёвский Тадеуш Кондрусевич «ездил в Варшаву на консультации и получил там “определенные задачи”», и даже «есть сведения, что он выполнял указания из Польши». Телеканал «Россия 1» приводит цитату Лукашенко: «Нам неважно, кто он – главный католик, главный православный или главный мусульманин. Он должен жить по закону. А если ты ещё и в политику влез и потащил за собой верующих, католиков, которые прекрасные люди, тогда двойная ответственность. Вы посмотрите, мы же костёлы не закрыли, даже если они вели “антилукашенковскую”, антигосударственную пропаганду». В качестве примера антигосударственной пропаганды приводится обращение Митрополита: «Наш народ решал сложные вопросы на собрании, которые у древних славян назывались “вече”. Поэтому предлагаю экстренно собрать круглый стол, чтобы за ним, а не на баррикадах решалась судьба нашего Отечества».
На фоне негативной информации о католическом Костёле подчеркивается конструктивная роль православной церкви и её иерархов. В качестве контрастного даётся заявление митрополита Минского и Заславского Вениамина: «…пусть храм объединяет людей разных взглядов политических, пусть это будет точка единения нашего общества». Подчёркивается, что Вениамин уже «не раз призвал забыть все склоки и объединиться в общей молитве… при этом не занимая чью-то сторону». Особое внимание российские телеканалы уделяют недопустимости раскола «прежде всего религиозного, например, попытки поднять тему автокефалии».
Акцентируется внимание на дистанцировании от политических вопросов в иудейских общинах: «Не разделять людей – в том числе по идеологическому признаку… Здесь тоже всячески избегают политических оценок, хранят нейтралитет и наставляют согласно заветам Торы».
Подчёркивается исключительная миролюбивость и законопослушность беларусских мусульман. В сюжете «Россия 1» обращается внимание, что «Бадрутдин – уроженец Чечни и гражданин Белоруссии, живет тут полжизни и призывает к примирению», а во время молитвы муфтий Абу-Бекир «призывает прихожан следовать канонам ислама, взвешивать и оценивать происходящее, но в допустимой форме, и не принимать участие в массовых мероприятиях… не дай Бог возбудится национальный вопрос, религиозный вопрос – это очень опасно».
«Тлетворное влияние Запада»
Для российского зрителя беларусский Костёл как форпост Запада – это не только национальные религиозные конфликты, но и западные демократические ценности в российской интерпретации, которыми любят пугать российского зрителя. Несколько сюжетов «России 1» и «НТВ» посвящены тому, что якобы «Римская католическая церковь последовательно держит курс на моральную поддержку гомосексуальных отношений». В эфире телеканала «Россия 1» руководитель беларусского аналитического центра «Актуальная концепция» Александр Шпаковский абсолютно голословно заявляет: «вначале католические проповедники признали возможность вступления в однополые отношения, затем такие отношения стали считать общественно-приемлемыми, а гомосексуальным парам разрешили усыновлять детей… на высшем церковно-иерархическом уровне гомосексуальные контакты перестали признавать противоречащими основным религиозным постулатам».
На базе такой информации он делает следующие, не подтверждённые никакими источниками заключения: «в католической церкви наметилась явная тенденция к снижению порога терпимости к разного рода нетрадиционным сексуальным проявлениям… следующим шагом либерально-агрессивного общества станет снижение возраста разрешённого сексуального контакта до уровня узаконенной педофилии».
Религиозную ситуации в Беларуси пытаются радикализировать и США
Российские государственные телеканалы формируют ещё один нарратив – не только Польша, но ещё и США радикализуют религиозную ситуацию в Беларуси. Для российского зрителя, не ориентирующегося в беларусской религиозной ситуации, но представляющего, что такое религиозный конфликт, это звучит грозно. Беларусь позиционируется как многоконфессиональная страна с непростыми отношениями последователей разных религий: «Белоруссия – перекрёсток религий». На этом фоне руководитель службы внешней разведки России Нарышкин делает резонансное заявление, которое подхватывают российские телеканалы. Он утверждает, что США вмешиваются в религиозную ситуацию в Беларуси и стремятся «втянуть в антиправительственные акции католические общины».
ТАСС сообщает со ссылкой на Нарышкина, что «среди укрывающихся сейчас за рубежом экстремистски настроенных противников нынешних властей Белоруссии вынашивается план резонансной провокации, в ходе которой был бы арестован или даже ранен или убит один из авторитетных священнослужителей РКЦ». Зрителя информируют, что «целью провокации… является повышение оппозиционных настроений среди католиков и стремление их побудить к участию в уличных протестах и митингах», а подготовкой беларусских оппозиционных акций занимаются не кто-нибудь, а «инструкторы ЦРУ и Пентагона».
Усиление силовиками западных областей
Телеканал «Россия 1» информирует своих зрителей, что в западных областях Беларуси «ввиду последних указов может быть неспокойно». Лукашенко «расставляет своих людей в регионах», назначает силовиков своими помощниками по той или иной области: «Брестскую область теперь будет инспектировать и контролировать бывший глава КГБ Вакульчик, а Гродненскую – бывший министр внутренних дел Караев».
В Беларусь через наземные пункты пропуска закрыт въезд для граждан Литвы, Польши, Латвии и Украины, потому что, как считает Лукашенко, «в республику завозят не только коронавирус, но и революционные настроения». Официально запрет вводится в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией.
Соловьёв и абсолютная пластичность. Проследили эволюцию взглядов на «СоловьёвLIVE»
Выводы
Для российского зрителя конфликты на религиозной и национальной почве – привычное явление. Российские государственные СМИ активно используют эту особенность восприятия для того, чтобы объяснить причину политического кризиса в Беларуси. Авторы и журналисты российских каналов не пытаются разобраться в религиозной ситуации в Беларуси, а создают очередной миф для своего зрителя. Ни в одном из сюжетов не упоминается позиция протестантов, которые (по количеству верующих), как минимум, заметны на религиозной карте страны.
На основе языковой политики Костёла осуществляется попытка противопоставить расширение использования беларусского языка «желаниям» народа и общей культурной ситуации в стране. Связка «польский костёл – беларуский язык» как бы подталкивает зрителя к экстраполированию тезиса на социальное и культурное поле страны. Мол, «беларушчына» есть не что иное, как проявление польской политики влияния.
Прослеживаются попытки представить политический кризис в стране как этно-религиозный конфликт. То есть создать привычную для рядового россиянина картинку «бунтующих национальных окраин».
Общая демонизация католического Костёла укладывается в российские нарративы о продолжающейся холодной войне Запада против России и её союзников.
В сюжетах российских государственных телеканалов присутствует большое количество морализаторских высказываний и комментариев, контрасты и противопоставления, которые создают необходимый эмоциональный фон для «правильного» восприятия подготовленных нарративов.
Беларуская забастовка и ее последствия в российских государственных СМИ