Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook nizkiz Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в России гендер деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая политзаключенные Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024

«Информационный спонсор террористов — структура под названием N*xta». Информационная повестка Казахстана и вокруг Казахстана

Российские СМИ внимательно отслеживали ситуацию с медиа, журналистами и интернетом в Казахстане во время январских протестов. Активно об информационной ситуации в стране высказывались российские официальные лица, акцентируя внимание на погромах медиа, преследованиях журналистов и информационном вакууме. Некоторые медиа настойчиво заявляли об «информационных спонсорах терроризма». Явно прослеживается продвижение нескольких основных тезисов:

системные информационные вбросы извне;
агрессия в отношении некоторых информационных ресурсов и журналистов, в первую очередь российских;
нежелание неких внешних сил допустить, чтобы о том, «что на самом деле происходит в стране, узнали за её пределами»;
русофобия в информационной повестке Казахстана.

Поделиться:

О внешних силах и манипуляциях

Российские медиа целенаправленно и агрессивно убеждают свою аудиторию в наличии внешней заинтересованности в казахстанских протестах. Массово присутствует тезис о существовании, по словам президента Токаева, «единого командного пункта», который, среди прочего, занимался «подготовкой и руководством» специалистов, имеющих навыки в использовании дезинформаций, фейков и способных «к манипуляциям настроениями людей».

В эфире телеканала «Россия 24» политолог, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский заявляет, что в Казахстане действует «целый ряд, большое количество правозащитных организаций», которые, оказывается, не только «обучали координации, ведению протестов против власти», но и тому, как вести «борьбу с государственными средствами массовой информации». А финансировались эти организации, по мнению Сатановского, из-за рубежа.

Предсказуема позиция Владимира Соловьёва, который в эфире шоу «Соловьёв LIVE» пространно рассуждает о попытке вмешательства в казахстанские события «по крайней мере двух держав». Первая — это Польша, ведь, по словам Соловьёва, именно оттуда действовал «информационный спонсор террористов — структура под названием N*xta». Аудитории напоминают, что названный ресурс в Беларуси признан экстремистским, а стоят за ним «как стало известно… польские спецслужбы».

Соловьёв неоднократно в эфире повторяет, что N*xta — это «информационный спонсор терроризма», который работает с «территории Польши» и «фактически ничем не отличается от… запрещённого в России ИГИЛ».  После таких сравнений и характеристик у получателя информации просто не должно остаться сомнений ни в деструктивном характере ресурса, ни в его непосредственной связи с польскими властями.

Вторая страна, которая, как подчёркивает Соловьёв,  «сыграла важную роль в попытке организации государственного переворота» в Казахстане, — это Украина. Российский пропагандист утверждает, что «именно с территории Киева» работал центр Аблязова (экс-банкира из Казахстана), который «напрямую руководил якобы мирными протестами».

По словам Соловьёва, «фактически» к Польше и Украине «присоединилась» Франция, где Аблязов получил статус беженца, и которая «позволяет… организовывать там такого рода действия».

Попытки закрыть информацию

Российские медиа транслируют тезис, что некие внешние силы активно препятствовали распространению информации о том, что «на самом деле происходит» в Казахстане. Политолог Евгений Сатановский заверяет, что именно по этой причине «пять телеканалов первым делом разгромили» в Алматы. Сатановский уверен, что это именно те, кто «могли дать неправильную картинку в международное вещание», и среди них телекомпания «Мир».

Аудиторию российских СМИ убеждают, что имели место точечные целенаправленные удары по конкретным ресурсам, чтобы «не дать журналистам делать свою работу». В материалах системно присутствует тезис, что «истинные организаторы погромов» делали всё возможное, чтобы о том, что «на самом деле происходит в стране, не узнали за её пределами». Утверждается, что именно по этой причине «разгромлены и сожжены» редакции телеканалов «Мир», «Евразия», «Казахстан».

Скриншот vesti.ru

В эфире  телеканала «Россия 24» официальный представитель МИД России Мария Захарова подробно рассказала о «высокой степени агрессии» по отношению к журналистам, которую проявили «участники беспорядков» в Казахстане. Захарова подчеркнула, что нападения на офисы телеканалов и на журналистов явно были «целенаправленными». По её мнению, предпринимались усилия, чтобы максимально «затруднить доступ к объективной картине разгула “сугубо мирного протеста”». Далее Захарова эмоционально, с мельчайшими подробностями рассказывает о нападении «группы неизвестных лиц», вооружённых топорами и автогеном, на офис казахстанского филиала телерадиокомпании «Мир». Официальный представитель МИД РФ заявляет, что «злоумышленники работали по плану, были хорошо подготовлены и действовали организованно», и нанесли телерадиокомпании «Мир» максимально возможный ущерб, в результате которого от компании «не осталось ничего». При этом сотрудники телеканала, находившиеся в офисе, все «живы и здоровы». Захарова утверждает, что фактически уничтожены офисы телеканалов «Казахстан», «Хабар», «Евразия», КТК, информагентства «Спутник Казахстан» «попутно», а основной целью был «Мир».

Захарова демонстративно возмущается отсутствием «внятной», с её точки зрения, реакции ОБСЕ и иных «международных правозащитных организаций», которые «даже не поинтересовались судьбой журналистов “Мира” и других СМИ, не говоря уже о какой-то реальной помощи». По её словам, «какая-нибудь блокировка» сайта «вызывала истерику», а «когда редакции громят, поджигают и затапливают одновременно, захватывают и удерживают корреспондентов, применяют к ним силу — реакции нет». Представитель МИД РФ убеждает аудиторию, что такая позиция ОБСЕ не только «всё больше расшатывает авторитет ОБСЕ», но и воспринимается «погромщиками и мародёрами как молчаливое согласие международного сообщества с творимыми по отношению к СМИ и журналистам злодеяниями». По словам Захаровой, ОБСЕ «не работает… по реальным проблемам» и вообще «в принципе ничего не делает, кроме составления пасквильных отчётов на основе данных, подсунутых через НПО “Большим Братом”».

Привычно о русофобии

Но, как уверяют российские СМИ, проблемы с коммуникацией и доступом к достоверной информации инспирированы не только внешними силами. В самом Казахстане есть свои серьёзные проблемы, и прежде всего это «русофобские настроения», подогреваемые в том числе и представителями власти. Медиа исключительное внимание посвятили вопросу назначения Токаевым нового министра информации Казахстана Аскара Умарова. В материалах росСМИ Умаров иначе как «русофобом», а то и «закоренелым русофобом»  не именуется.

«Коммерсантъ» приводит обвинение от главы Россотрудничества Евгения Примакова в адрес министра информации Казахстана Аскара Умарова в «нацистских и шовинистических взглядах на русских». Примаков заявил, что Россотрудничество «не намерено работать» с чиновником.  «Ъ» несколько раз акцентирует внимание на словах главы агентства, который назвал министра соседней «дружественной» страны «русофобской дрянью».

Ещё один материал «Ъ» о рекомендации от главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина Аскару Умарову «не посещать космодром Байконур», который находится на территории Казахстана.

Скриншот сайта kommersant.ru

Не остался равнодушным к проблеме «положения русскоязычных граждан в Казахстане» и политический обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Дризе. По его словам, это проблема «реально существует». Дризе отмечает, что в составе нового правительства Казахстана, которое «не успело приступить к работе»,  оказался «закоренелый русофоб» Аскар Умаров. Политический обозреватель предполагает, что занимая пост «ни больше ни меньше» министра информации, «гражданин» Умаров имеет возможность «воплотить свои взгляды посредством государственной политики в области медиа».

По мнению Дризе, министр Умаров «отнюдь не является»  первопричиной проблемы русскоязычного населения в Казахстане. Он отмечает, что число «русских или русскоязычных граждан за годы независимости Казахстана сократилось в два раза» и задаётся вопросом —   «что сделала историческая родина, как она заботится о них»? Дризе утверждает, что на отнюдь не дружелюбные действия властей Казахстана в отношении русского языка и русскоязычного населения реакция Москвы, конечно, была, но «не такая уж серьёзная, если сравнивать, например, с тем, как освещается ситуация на Украине». Заканчивается материал «Ъ» призывом политического обозревателя «реально поддерживать соотечественников».

По материалам российских СМИ можно сделать не самый оптимистичный вывод, что в ближайшее время власти РФ начнут активно заботиться о «русских и русскоязычных» гражданах Казахстана. Как они уже позаботились или находятся только в процессе заботы в отношении этой категории граждан в странах бывшего СССР.

Читайте также:

«Решение ввести миротворческий контингент — веха в развитии всего постсоветского пространства». Основные нарративы российских СМИ о событиях в Казахстане

«Готовность Москвы и далее помогать братскому беларусскому народу». Самые популярные беларусские темы в российских СМИ в 2021 году

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты