Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги

Новый тон пропаганды. Чем пасквиль про TUT.BY хитрее тирад Азарёнка

Чтобы дискредитировать крупнейший информационный портал в истории Беларуси, госпропаганде пришлось считаться с мощью этого явления. И изобретать особый подход, наступая на горло собственной песне, жертвуя стандартными нарративами.

Поделиться:

Вечером 16 марта государственное Агентство теленовостей опубликовало документальный фильм Ксении Лебедевой «БАЙ-БАЙ, ТУТБАЙ» о том, «как крупный портал раскачивал протесты в Беларуси и манипулировал обществом». Фильм вышел за день до вынесения приговора главному редактору TUT.BY Марине Золотовой и директору ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» Людмиле Чекиной, которые получили по 12 лет колонии общего режима.

Команда Media IQ посмотрела творение АТН и обнаружила необычные для беларусской государственной пропаганды черты. И проанализировала их вместе с обозревателем беларусской службы «Радыё Свабода» Юрием Дракохрустом.

Целевая аудитория – нейтралы

Как показывает анализ результатов мониторингов Media IQ, беларусская государственная пропаганда на ТВ, как правило, обращается к различным сегментам своей ядерной аудитории – сторонникам действующей власти. Так, СТВ работает на любителей конспирологии, силовиков и православия. «Беларусь 1» – на сторонников советско-патерналистской ориентации. И только ОНТ, помимо обращения к прагматикам (извлекающим выгоду от существования текущего политического режима), берёт в фокус колеблющихся – часть электората, которую на выборах называют «болотом».

А вот фильм АТН нацелен в первую очередь как раз на них – политических нейтралов.

Характерный эпизод – когда закутанная в красно-зелёный флаг женщина ругает на уличной акции журналистов TUT.BY за якобы «соучастие» в организации протестов и замечает:

«Я, может быть, не за Лукашенко. Но я за власть, за порядок. И для славян нужна сильная власть»

В чём причина обращения именно к нейтральной аудитории? Дело в том, что эти люди и были целевой аудиторией TUT.BY – то есть это удобная тема для выхода на данную категорию населения.

А нейтральная аудитория требует особой подачи. Сам TUT.BY избегал поляризации, стремился к серединной позиции, чем завоевал доверие беларусов. Его читали и уважали все: и сторонники, и противники власти, и аполитичные люди – ресурс был частью повседневности для большинства населения страны. Поэтому лобовая атака в духе радикальных телеведущего Азарёнка или колумниста Муковозчика отпугнула бы нейтральную аудиторию и вызвала бы недоверие – в этом смысле легче было бы «мочить» явно ангажированное СМИ вроде «Нехта» или «Хартии’97», отметил в комментарии Media IQ Юрий Дракохруст.

Поэтому и выбрали более хитрый заход. Во-первых – отметить положительные моменты: портал был перспективным и полезным, а после смерти своего основателя Юрия Зиссера (который показан как антагонист злодейки главреда Марины Золотовой) постепенно стал превращаться в инструмент разрушения стабильности. Во-вторых – сыграть на общих ценностях сильной власти и порядка (см. цитату выше). Как отметил Юрий Дракохруст, фильм АТН – послание «лаяльным дзяржаве, а не Лукашэнке», а его цель – «перацягнуць нэўтралаў на бок уладаў».

Куда дели Лукашенко?

Кстати, о Лукашенко. Первое, что бросается в глаза при просмотре фильма – в нём ни разу за полтора часа не показали Александра Григорьевича. И даже почти не упоминали. Куда же подевался главный герой мифа госпропаганды?

«Лукашэнкі ў фільме не было, таму што мэта – дыскрэдытаваць TUT.BY, – поясняет Юрий Дракохруст. – Людзі маглі яшчэ не забыць паводзіны Лукашэнкі падчас пандэміі, яго тэрор супраць пратэстоўцаў. Калі Лукашэнку ўзгадаць – сігнал можа быць сбіты, не дасягнуць мэты».

Вот почему фокус сделали на нарративе «TUT.BY против беларусского общества» – которое является ценностью для всех.

Народ – это люди в погонах

В фильме есть эпизодические вкрапления общих планов с пролукашенковских митингов. Но в целом представляет беларусское общество человек в погонах. Спикеры-герои фильма, как обращает внимание Юрий Дракохруст – это сама авторка Ксения Лебедева, подстрекатели-тутбаевцы, а также представители милиции и прокуратуры. И именно последние символизируют защитников народа, установленного порядка. Почему так? Почему не одиозные сторонники вроде того же Азарёнка или провластных активистов?

Потому что власть делает выводы из российской общественно-политической динамики, считает Юрий Дракохруст. В своё время боевик Игорь Стрелков-Гиркин стал героем войны – но сегодня отвернулся от Владимира Путина. То же самое могут выкинуть в отношении Лукашенко его активисты и пропагандисты, как только Акела промахнётся (Игорь Тур, например, уже обращался напрямую к Путину). «Паменей самадзейнасці, паболей дзейнасці», – поясняет Дракохруст выбор в пользу подчинённых и контролируемых силовиков, а не самодеятельных активистов.

Встраивание истории TUT.BY в сегодняшний антиукраинский дискурс

Авторы фильма видят зачатки «деструктивности» TUT.BY во времена молчаливых акций 2011 года. Но отсчитывают начало «грехопадения» – с разворачивания украинского кризиса 2013 года: мол, освещая протесты на Майдане, редакция обкатывала схему освещения беларусских протестов 2020-го. Позицию редакции называют в фильме «русофобской» и упрекают в одностороннем освещении украинского конфликта.

Особенно пикантно выглядит такой фокус фильма на фоне отказа официального Минска от информационного суверенитета после российского вторжения в Украину, а также, повторимся, отсутствия в нём фигуры Лукашенко и акцентированного высказывания сторонницы не Лукашенко, а «сильной власти для славян».

Кстати, такой же тезис про «может, я и не за Лукашенко, но за сильную власть» транслируют и некоторые провластные пропагандисты. Например, политолог Юрий Шевцов. Который в то же время не скрывает своей пророссийской ориентации и видит Беларусь частью «большой России».

А ещё авторка фильма почему-то взяла комментарий у секретаря Союза журналистов России, некоего Тимура Шафирова, а не, например, главы БСЖ Андрея Кривошеева. «Чаму Шафіраў, а не Крывашэеў? Таму што Кац, а не Шрайбман», – комментирует Юрий Дракохруст проимперскую ориентацию беларусского общественного сознания на Москву.

Манипуляции в фильме «Бай-бай, Тутбай»

Главный манипулятивный приём – селекция, то есть избирательная подача информации, считает Юрий Дракохруст. Хотя портал упрекают, например, в рекламировании Андрея Санникова и Владимира Некляева, цитируя соответствующие публикации – но на деле редакция давала слово и Александру Лукашенко. «Даводзілася пазіцыя ўлады, да чаго могуць прывесці пратэсты, – говорит Дракохруст. – Увогуле, TUT.BY не заклікаў да пратэстаў, а меў пазіцыю. Але ў фільме паказали усечаную пазіцыю: насамрэч яна куды больш складаная і не настолькі адназначная… И вось менавіта за пазіцыю журналістаў садзяць на 10-12 гадоў!».

Кадр из фильма БАЙ-БАЙ, ТУТБАЙ

Кадр из фильма «БАЙ-БАЙ, ТУТБАЙ». Скриншот YouTube

Раскручивая тему конфликта между «хорошим» основателем Юрием Зиссером и «плохим» главредом Мариной Золотовой, в фильме противопоставляют их и сравнивают на контрасте, превращая в две полярности. Это одна из причин, почему образ покойного Зиссера представлен таким светлым: чтобы усилить «злодейство» Золотовой. Отметим, что даже в самом фильме констатируется, что Золотова руководила редакцией с самого начала в 2004 году и до уничтожения проекта властями – то есть если конфликт и был, то как минимум не настолько сильный, чтобы Золотову уволили.

Любопытно, что история про хорошего царя и плохих бояр – архетипична для беларусской госпропаганды (по аналогии с добрым Лукашенко, держащим в ежовых рукавицах злых чиновников). Фильм подводит к выводу: пока был жив Бацька портала – всё было хорошо и стабильно. Но когда его не стало – проект тут же якобы захотели «распродать» и «разорвать» (чего так и не случилось), и он превратился в вестник экстремиста. Правда, забавно на этом фоне, что Золотову корят за якобы авторитарный стиль управления.

«Самае ж агіднае – гутаркі с Вольгай Лойка и Аленай Таўкачовай, – говорит Дракохруст. – Аўтарка Лебедзева выступае як кат. Сітуацыю катавання стварылі іншыя – але яна ўдзельнічае, выкручвае рукi».

В кадре сделали акцент, как одна из героинь «покаянно» плачет после вопроса Лебедевой. Это, наряду с тревожной музыкой, – пример воздействия на эмоции аудитории.

Искренность «раскаяния» говорящих на камеру героинь также сомнительна: обе, отсидев 10 и 14 месяцев, уехали из страны и находятся в розыске.

Был ли выход фильма за день до приговора давлением на суд? «Думаю, усё ўжо было вызначана», – отвечает отрицательно Дракохруст.

Фильм пронизан признанием мощи проекта TUT.BY

«За стужкай стаіць уяўленне пра TUT.BY, якая гэта моц», – делится впечатлением Юрий Дракохруст. Авторы не могут не признать перспективность и уникальность, популярность и самостоятельность проекта. На постсоветском пространстве не было другого примера такого СМИ: которое не кормилось бы от власти и при этом было лидером медиапространства, считает обозреватель.

«У стужке прама не гаворыцца, але ў падтэксце чытаецца: як такое дазволілі, зʼявіцца такому праекту? – говорит Дракохруст. – У некаторым сэнсе, прахлопалі».

Хорошо 14
Смешно
Грустно 5
Злюсь 6
Кошмар 2
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты