Чем пропаганда соблазняет беларусов-«внеполитиков»?
Государственная пропаганда Беларуси, борясь за общественную поддержку режима, ищет ключи к сердцам политически нейтральных беларусов. И, похоже, потихоньку находит.
Воздействуя на беларусское общество, госпропаганда работает с разными его сегментами. Обращаясь к сторонникам Александра Лукашенко – восхваляет уникального лидера и социально-политическую модель государства. Противников Лукашенко – запугивает и демотивирует.
Но эти вещи вряд ли впечатляют политически нейтральных жителей Беларуси. Что же пропаганда транслирует «нейтралам»? Что продаёт как плюсы статуса-кво в виде режима Лукашенко?
К слову, «нейтралов» в Беларуси немало: примерно треть. По данным Chatham House на март 2023 года, беларусское общество можно поделить на четыре сегмента по ценностной ориентации: консервативные авторитарии (32 %), консервативные демократы (20 %), прогрессивные демократы (15 %) и, наконец, безразличные (33 %).
Покорение «нейтралов» – ключ к завоеванию большинства
В электоральных кампаниях политические штабы, конечно, работают с ядром целевой аудитории – верными поклонниками. Но победу на выборах получает тот, кто привлечёт на свою сторону колеблющихся и безразличных. Их ещё называют «электоральным болотом».
Согласно многолетним наблюдениям НИСЭПИ, электоральный рейтинг Лукашенко десятилетиями колебался в пределах 20–63 %, подрастая аккурат к выборам, когда власти включали на полную печатный станок и разгоняли пропагандистскую машину (правда, данные последнего национального опроса на сайте НИСЭПИ датированы 2016 годом, а к выборам 2020-го рейтинг Лукашенко, по данным других независимых исследований, просел). Нынче год не выборный: ближайшие выборы, в местные советы и Национальное собрание, состоятся в 2024 году, а в 2025 будут президентские. Но время – кризисное: воюют две соседние страны, причём Беларусь выступает в роли соагрессора, и исход конфликта неясен. Санкции против беларусского государства, а также экономические проблемы России как основного торгового партнёра бьют по экономике Беларуси. К тому же власти сами подливают масла жестокими репрессиями против инакомыслящих.
Кризис – время поляризации общественных настроений, он дестабилизует общество. Пограничная ситуация ставит вопрос ребром даже перед теми, кто раньше был «вне политики» и отмахивался от уличных протестов – а сегодня подыскивает детям школу в Польше, потому что в Беларуси любимую частную закрыли…
А что будет, если война перекинется на беларусскую землю?
В таких условиях для власти заполучить поддержку большинства и убедить сомневающихся, возможно, даже важнее, чем было в 2020-м году, когда Лукашенко с виду небрежно отнёсся к своей президентской кампании.
База: чарка-шкварка-інамарка, абы не было вайны
Экс-глава МВД, руководивший разгонами протестов в 2020 году, а ныне помощник Лукашенко и инспектор по Гродненской области Юрий Караев подчеркнул недавно в эфире «Беларусь 1» важность для счастья граждан базовых потребностей:
«Наши люди после 2020 года потихоньку, медленно, но разобрались, что могло быть, где и на чьей стороне правда. Они прекрасно понимают, что такое выбор спокойной, безопасной жизни, когда на весах лежит сомнительный какой-то там рывок вперёд с технологиями, как обещали наши оппоненты на выборах 2020 года (они якобы выбирают какое-то ускоренное развитие, а мы все здесь устарели и «за стабильное болото», как они любили говорить)… Люди разобрались, что главное после еды – это спокойствие, безопасная жизнь. Отсюда все производные: спокойно растить своих детей… Вообще по настроению жители нашего западного форпоста – Гродненской области – добропорядочные, спокойные, все умные люди, которые поддерживают политику государства, курс президента. И благодарны ему за то, что над нами мирное небо, мы не боимся пока летающих HIMARS…. Я не помню уже уличных грабежей. У нас чуть что, сразу милиция, внутренние войска на месте, и камеры уже везде», – заверил он.
Упор на физиологические потребности и потребность в безопасности, важные для абсолютно всех людей – логичный ход при работе с теми, кого слабо волнуют более высокие ступени в пирамиде Маслоу (потребности в уважении, принадлежности, свободе самореализации – и прочем, что ассоциируется с демократическими ценностями). Тем более красиво смотрятся эти аргументы на фоне войны за забором – с реальными угрозами голода и смерти, архетипически впечатанными в историческую память беларусов.
Отсюда и один из субнарративов топового месседжа пропаганды 2022 года, что беларусское государство работает хорошо: успешно обеспечивает продовольственную безопасность – на контрасте с воюющей Украиной, где из-за войны возникли сложности со сбором урожая, а также поднапрягшимися странами-покупателями украинского зерна.
Отсюда и вечная классика: старая песня о главном под названием «Абы не было вайны» – в современной аранжировке которой НАТО клацает гусеницами, «беглые» щёлкают зубами, а свядомыя плявузгают речитативами.
При этом пропаганда замалчивает соучастие в российском нападении на Украину, активно транслируя нарративы, что Беларусь не агрессор, а за мир и диалог, и вообще – помогает украинским беженцам. Немудрено: ведь из данных Chatham House за март 2023 года следует, что только около 3 % опрошенных горожан – пользователей интернета поддерживают участие беларусских войск в войне на стороне РФ и около 0,4 % – на стороне Украины. «Идея участия в военных действиях остаётся маргинальной, – пишут исследователи. – Около половины городских жителей дистанцируется от войны, поддерживая нейтралитет, или затрудняются ответить».
Независимая социология в стране запрещена, но власти проводят и свои закрытые социсследования. Которые, судя по тону пропаганды, подтверждают антивоенные настроения.
«Лучше Лукашенко Саня, чем на русском танке Ваня»
Но с невойной всё не так просто. У торговой марки «мирное небо» есть и другие бренды. Например, «российская угроза» со слоганом «лучше Лукашенко Саня, чем на русском танке Ваня». В текстах беларусской госпропаганды и прямо, и между строк ещё с 2014 года сквозит тезис о российской угрозе: что если Беларусь отвернётся от России и устроит свой Майдан – то получит и свой Донбасс в виде какой-нибудь Витебской Народной республики. А победи протест в 2020-м – Могилёв постигла бы судьба Мариуполя.
Так что, мол, выбора меж двух огней с Запада и Востока нет: лишь сохранение в российской обойме под чутким руководством Лукашенко спасает сегодня Беларусь от пожара. А размещение российского ядерного оружия в РБ – это укрепление ядерного зонтика и лишь усиление безопасности (а вовсе не превращение Беларуси в цель, нет).
https://twitter.com/Veterrr/status/1641010662154305538
Другими словами, плохой мир под крылом России лучше хорошей войны за независимость.
Плохой загнивающий Запад – хорошая перспективная Россия
Кстати, о геополитическом выборе. Для беларусского государства, судя по поведению властей после 2020 года и риторике госпропаганды, он уже сделан.
А вот для общества, как говорится, всё не так однозначно. По данным Chatham House за март, 38 % всех опрошенных хотели в союз с РФ, 25 % хотели союзничать и с РФ, и с ЕС одновременно (прямо как Лукашенко в 2015-м, эх…), но 14 % хотели в ЕС, а 23 % хотели нейтральности.
Любопытны данные по людям, редко читающим гос- и негосСМИ (на таблице ниже они названы «неактивной аудиторией»). С одной стороны, эта категория на треть менее поляризована (меньше сторонников однозначного выбора в пользу ЕС или РФ), а с другой – тех, кто не прочь так или иначе интегрироваться с ЕС, среди них суммарно больше, чем в целом среди всех опрошенных.
Госпропаганда активно работает над очернением Запада. Два самых популярных нарратива 2022-го – один с дискредитацией западных стран, другой об угрозе для Беларуси с их стороны – ни разу не опустились на протяжении года ниже 4-го места в топе.
И только в составе перспективной «Большой России» и «русского мира» (ВКЛ, кстати тоже к нему относится, считает Лукашенко) у Беларуси есть светлое будущее, транслируют на контрасте госмедиа. Успехи беларусско-российской интеграции сулят странам прекрасные перспективы. Внешняя политика России справедливая и оборонительная, ей просто пришлось напасть на Украину, вещают государственные СМИ. А вот страны Запада, по их версии – неонацистские и неоколониалистские.
Но ладно бы «коллективный Запад» просто был злодейским – там ещё и жить невозможно! Судя по сюжетам госТВ, с такими голодранцами интегрироваться не комильфо… ГосСМИ постоянно рассказывают об ужасах тамошней жизни – на контрасте с безопасной и сытой Беларусью.
https://twitter.com/Veterrr/status/1640671085807955970
И вообще: скоро всей этой вашей Америке кирдык.
https://twitter.com/Veterrr/status/1644294581956091905
Если не он, то кто?
Воздействуя на «нейтралов», госпропаганда уводит из фокуса Лукашенко, который дискредитировал себя и поведением во время ковида, и репрессиями, и просто тремя десятками лет у власти. И заходит с фланга: просто нет варианта лучше.
Характерен эпизод из телевизионного пасквиля на TUT.BY, когда закутанная в красно-зелёный флаг женщина ругается на уличной акции с журналистами и говорит:
«Я, может быть, не за Лукашенко. Но я за власть, за порядок. И для славян нужна сильная власть»
Этот же тезис повторяет, например, телеведущий Игорь Тур: мол, «для славянской души лучшая форма управления – это абсолютная монархия».
Никогда не бывает так плохо, чтобы не могло стать ещё хуже
И в тему альтернатив правителю. Для смягчения образа Лукашенко пропаганда использует принцип сравнения на контрасте. Для этого его показывают на фоне ещё более жестоких и одиозных спикеров.
Например, пропагандист Андрей Муковозчик, не чурающийся призывать к публичным казням за сливы видео российской военной техники, во время послания Лукашенко народу и парламенту 31 марта задал вопрос, не пора ли разжигать в школах ненависть к «англосаксам» как «неонацистам». На что Лукашенко ответил, что «англосаксы разные», и даже беларусы – оппоненты режима «все разные», так что не стоит «идти огулом».
Во время того же послания депутат Палаты представителей, председатель Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич призвал Лукашенко бороться с «пропагандой ЛГБТ» – а тот в ответ заявил, что в его окружении есть геи, и «дай бог негеям так работать, как они».
Ну разве Лукашенко не венец толерантности на фоне Муковозчика и Гайдукевича?
Выводы
«Нейтралы» – важная часть беларусского общества. И их важность возрастает в кризисные моменты, когда пограничная ситуация вынуждает занимать позицию и поляризует общество. Как они себя поведут, например, если военные действия начнутся на территории Беларуси?
Работая с «нейтралами» и убеждая в выгодности статуса-кво, государственная пропаганда Беларуси делает ставку на базовые потребности, подчёркивая социальные достижения государства, стабильность системы и уклонение от прямого участия беларусов в войне. А также дискредитирует Запад, восхваляя Россию.
Лукашенко в пропагандистских нарративах для «нейтралов» – это скорее тот-кого-нельзя-называть. Его продвигают не напрямую, а подсвечивая с флангов, с разных полюсов: с одной стороны, дискредитируя оппонентов, а с другой – сравнивая с наиболее одиозными сторонниками. «Нейтралов» скрыто подводят к выводу, что Лукашенко и его режим – меньшее из зол.
Согласно свежему исследованию «Белорусского трекера перемен», у общества есть запрос на доверие государству, и это доверие растёт. «Если динамика не случайна и не связана с изменениями в структуре выборки, то наиболее вероятно, что она объясняется закреплением ощущения стабильности на фоне военной катастрофы, происходящей в Украине и России», – отметил социолог и один из авторов исследования Филипп Биканов.