Резкое снижение доли милитаристкой риторики в беларусской пропаганде
Отчет о прокремлёвских нарративах в беларусских медиа за период январь-апрель 2023 года.
Контролируемые властями беларусские и российские СМИ в апреле синхронно отдали дань теме интеграции, но отметились с разной динамикой нарративов о войне – в белгосСМИ был вектор на снижение, в росСМИ – рост.
Об этом свидетельствует проведённый Media IQ мониторинг* публикаций ведущих беларусских и российских СМИ за период январь-апрель 2023 года по тематике беларусско-российских отношений.
Из таблицы видно, что в апреле беларусская пропаганда резко сменила подход к освещению всего, что связано с военной тематикой – и то, что происходит в Украине, и деятельность беларусских военных, и сотрудничество в этой области с Россией. Произошло резкое снижение доли милитаристских нарративов в апреле, что выбивается из средних показателей за период январь-апрель, и это при том, что именно в последнее время белгосСМИ разминали обоснование размещения в Беларуси российского тактического ядерного оружия (см. здесь, здесь и здесь). Что это может значить – требует отдельного исследования. Отметим, что с осени прошлого года отмечался постепенный рост милитаристской риторики в общем объёме транслируемых нарративов белгосСМИ (с некоторым проседанием в декабре), а в апреле этот вектор изменился.
Что касается другой супертемы – интеграции Беларуси и России, то значительная часть публикаций в СМИ двух стран в апреле были отчётами с мероприятий в рамках Дня единения народов Беларуси и России, возгонкой ожиданий от предстоящей встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина, потом – восторженными отчётами по результатам. Отметим незначительный рост темы интеграции в росСМИ при сохранении уровня в белгосСМИ.
Что касается западных санкций, то тема не исчезла из повестки дня СМИ двух стран, но её частотность остаётся невысокой с вектором на снижение.
Наиболее частотные нарративы в беларусских госСМИ
Общий посыл об успешности беларусско-российской интеграции возглавляет топ-нарративов белгосСМИ (9,7 %), к которому примыкает обоснование пользы развития кооперативных связей Беларуси с регионами России (4,3 %). Тематика российско-украинской войны, которую в госСМИ теперь последовательно называют по кремлёвским лекалам «специальной военной операцией», в апреле занимала 4,3 %.
Превысили трёхпроцентный порог нарративы, связанные с мерами по обеспечению безопасности Союзного государства. Если раньше речь шла о создании и практическом обеспечении единого оборонного пространства, то 6 апреля президент РФ по итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства заявил о том, что стоит «предметно заняться стратегическим планированием» и «Большое значение имеет вынесенный на повестку дня заседания и рассмотренный сегодня вопрос о начале подготовки концепции безопасности Союзного государства». Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев сообщил о «поручении советам безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь начать работу по концепции безопасности Союзного государства». В свою очередь госсекретарь Совбеза Беларуси Александр Вольфович сказал: «Постараемся к Высшему госсовету в 2024 году вынести на утверждение ВГС данный проект концепции».
Как отмечает Мезенцев, относительно недавно была принята единая Военная доктрина Союзного государства, а соответствующая концепция безопасности Союзного государства будет приниматься «с учётом беспрецедентного набора вызовов и угроз» и «с учётом принятой недавно концепции информационной безопасности».
Отметим, что Вольфович с осени прошлого года говорил, что «назрело время внести изменения и в Концепцию безопасности Союзного государства, поскольку мы вместе вырабатываем механизмы противодействия сегодняшним угрозам». Беларусские и российские СМИ представили корректировку концепции безопасности Союзного государства как создание принципиально нового документа и, соответственно, один из примеров углубления интеграции двух стран.
Значимыми, но менее частотными в апреле были нарративы о намерении России разместить на территории Беларуси тактическое ядерное оружие (ТЯО), о единой промышленной политике Беларуси и России, а премьер-министр Беларуси Роман Головченко 18 апреля на открытии ХХIХ Международного форума по информационно-коммуникационным технологиям ТИБО говорил о необходимости «обеспечить технологическую независимость и цифровой суверенитет» (о термине «технологический суверенитет Союзного государства» см. здесь).
С целью дискредитации Украины как государства на YouTube-канале и в ленте новостей государственного информагентства БЕЛТА в апреле публиковались интервью с убежавшей в Россию украинской блогеркой Татьяной Монтян. Среди прочего, она использовала альтернативное название Украины «Салорейх»: «Россия до последнего не хотела. Путин честно сказал, что надо было в 2014-м, но мы дотянули уже до беспредела. Как только они почувствовали, что в их силах и пора, Запад решил, мол, зря мы что ли кормили столько времени этот «Салорейх», пора его использовать как острие копья, чтобы потыкать сонного медведя. Так оно и случилось» (цитата по БЕЛТА). Монтян использует дисфемизм (оскорбление, основанное на гиберболизации отрицательного признака или на замене положительной характеристики отрицательной). «Салорейх» пополнил копилку антиукраинского инструментария беларусской пропаганды, а Монтян выполнила роль как бы независимого источника для подтверждения кремлёвского тезиса, что Россия воюет с США (НАТО, Западом), а не с Украиной (прокси-война Запада и России).
Наиболее частотные нарративы в росСМИ / ядерное оружие
В апреле в росСМИ на первую позицию вышел нарратив о мерах по обеспечению безопасности Союзного государства, а именно слова Путина о разработке Концепции безопасности Союзного государств (12,5 %). Этот кейс мы разбирали выше.
Вторым по частотности оказался нарратив о намерении России разместить на территории Беларуси ТЯО (7,8%). В отличие от белгосСМИ, в росСМИ возникло целое созвездие связанных с этим субнарративов, где присутствуют дополнительные акценты: российское ТЯО в Беларуси разместят по просьбе Александра Лукашенко (3,9 %), Лукашенко просит у России гарантий безопасности для Беларуси (3,1 %), в Беларуси готовят стартовые позиции для российских комплексов «Тополь» (1,7 %).
В обеих странах использован нарратив о том, что ТЯО в Беларуси – фактор серьёзного стратегического сдерживания Запада (в белгосСМИ – 0,9 % и росСМИ – 2,3 %)
31 марта Лукашенко заявил, что будет управлять российским ТЯО в Беларуси («Поэтому управлять всем тем, что есть в Беларуси, будем мы здесь»). Это утверждение практически проигнорировали росСМИ, а в белгосСМИ оно оказалось в апреле низкочастотным (0,1 %). Зато в росСМИ заметную роль отвели нарративу «российское ядерное оружие в Беларуси останется под российским контролем» (2,3 %), который практически проигнорировали белгосСМИ.
Частотность упоминания и цитирования персон
Мы подсчитали частотность упоминания в медиатекстах персоналий (герой публикаций) и тех, кого цитировали, кому предоставляли возможность высказаться (спикер).
Если графа не заполнена, то частотность составляла менее 3 %
Анализ показывает, что канон подачи персон в белгосСМИ ограничивает частотность всех, кроме Лукашенко и Путина, и что в этом плане росСМИ более гостеприимны к беларусским чиновникам, в частности к послу Дмитрию Крутому и министру обороны Виктору Хренину. Аналогично обстоит дело и с цитированием. Показательно, что трёхпроцентный барьер в апреле в качестве спикера в росСМИ, в отличие от белгосСМИ, преодолели министры обороны двух стран.
*Объект исследования: медийное пространство Беларуси и России в области освещения проблематики беларусско-российской интеграции.
Предмет исследования: российские публикации, на которые ссылались в Беларуси и беларусские, которые ссылались на российские медиа (существующие в формате телеканала или онлайн-медиа). Перечень российских медиа не ограничивается списком и количеством. Список беларусских медиа в Приложении 5. В мониторинг входят 4 телеканала и 9 онлайн-медиа. Подробнее см. Методология мониторинга Media IQ