Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги

Почему Россия – не самая православная страна. Деконструкция мифа роспропаганды

Апелляция к традиции с помощью православия – так себе аргумент для обоснования российских политических интересов. 

Поделиться:

Кратко

  • Православие для России не столько про духовность, сколько про политику: повод для имперства
  • Русь не исконно православная и была крещена далеко не первой
  • Русь была крещена в Киеве, а не в Москве. А сегодня РПЦ не признаёт УПЦ, выступая против Вселенского патриарха
  • Россияне – не самые православные: процент православного населения в РФ ниже, чем во многих других странах
  • Россияне – не самые религиозные: называть себя православным не значит быть верующим
  • «Объединяющий фактор» православия: проникая в храмы, беларусское государство укрепляет «русский мир»

«Закрепление признания особой роли Беларусской православной церкви» в развитии традиций беларусского народа на фоне «неотделимости от общей истории народа Беларуси» других религий предполагает проект новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях». Также в Беларуси может пройти перерегистрация религиозных организаций.

То есть выделяется ведущая роль православия. А остальные религиозные организации, похоже, ждёт фильтрация.

В контексте развития Беларуси такие перемены означают две вещи:

1) религия укрепляется в роли одного из инструментов усиления авторитаризма через интеграцию церкви в государство;

2) в религиозной сфере закрепляется особая роль пророссийского вектора, ведь БПЦ не самостоятельна, а является частью РПЦ, которая реализует православие как «скрепу» «русского мира», одну из пропагандистских опор политики России.

Православный священник освящает винтовки во время церемонии вручения оружия новобранцам в воинской части МВД Беларуси в Минске 27 января 2012 года. REUTERS/Vladimir Nikolsky

Media IQ уже писал о месте российской православной церкви в кремлёвской пропаганде. А в данном тексте приведём немного любопытных фактов о православии, которые не вписываются в нарратив о России как последнем оплоте христианских ценностей.

Православие для России не столько про духовность, сколько про политику: повод для имперства

Сегодня пропагандисты используют РПЦ для дискредитации Украины как государства, Православную церковь Украины клеймят как раскольническую, рассуждают о «десатанизации» Украины. Происходит подмена понятий: политические цели Кремля маскируются под якобы духовные. Например, философ Александр Дугин объяснил нападение на Украину как «финальную православную битву Руси против антихриста».

Подобно тому, как Москва закрепила за собой понятие «русскость» и пытается также закрепить понятие «славянскость», она исторически претендует на звание третьего Рима (хотя официально и отрицает это, но идея в той или иной форме присутствует в дискурсе) – быть преемницей Римской и Византийской империй после случившегося заката обеих. Что подразумевает и претензию РПЦ на ведущую роль в православном мире.

Претензии не то чтобы безосновательны. Например, в России живёт около 40 % всех православных мира, а ещё это страна с самой большой абсолютной численностью православного населения (101 млн).

Но, во-первых, называть себя православным и быть воцерковлённым, посещающим церковь верующим – это разные вещи (что рассмотрим ниже). Во-вторых, духовное лидерство необязательно должно вести за собой и политическое, это тоже разные вещи. А в-третьих, есть другие критерии для звания «самой православной страны в мире», по которым Россия проигрывает.

Русь не исконно православная и была крещена далеко не первой

Кремлёвская пропаганда часто апеллирует к традиции, к истории как аргументу: мол, кто исконнее – тот и прав, исторически было так – значит и теперь должно быть… Но если применить этот принцип к православию, то вырисовывается не самая приятная для пропаганды картина.

Первая в мире страна, принявшая христианство в качестве государственной религии – Армения. Это случилось в 301 г. н. э., ещё до падения Западной Римской империи и до выделения Восточной (Византии), что впоследствии привело к расколу христианства на православие и католицизм (закреплено в 1054 году). Сегодня религиоведы относят Армянскую Апостольскую церковь к Древневосточным православным церквям, но особенностями в догматике и обрядах она отличается от византийского православия.

В IV веке христианство начало укрепляться как государственная религия и в Римской империи, утвердившись окончательно в статусе таковой в Византии к концу столетия.

До V века христианство распространялось в основном в Римской империи и географической сфере её влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия). Затем, в во второй половине 1-го тысячелетия – среди германских и славянских народов, а около XIII-XIV веков – и среди балтийских и финских. После этого христианство вывели за пределы Европы миссионеры-колонизаторы.

Языческую Русь крестили в 988 году в Киеве. Русь стала христианской на шесть веков позже, чем Армения и Римская империя. Даже позже, чем Германия. До этого славянские государства были языческими. Возникновение Киевской Руси относят к 862 году, но речь о первом упоминании в летописях – а реально славянские княжества появились ещё раньше.

Так что если уж действительно чтить традицию и возвращаться к истокам на всю катушку – нужно обращаться как минимум в язычество. Чем, впрочем, и занимаются российские неоязычники. Но выступающая за скрепы и традиционные ценности роспропаганда не настолько последовательна.

Русь была крещена в Киеве, а не в Москве. А сегодня РПЦ не признаёт УПЦ, выступая против Вселенского патриарха

РПЦ называет УПЦ раскольнической, опять же апеллируя к истокам и нарушению традиций. Что ж, взглянем и на этот вопрос сквозь призму традиции.

Столица Руси была в современной украинской столице Киеве, а основание современной российской столицы Москвы датируют 1147 годом – что на два века позже, чем была крещена Киевская Русь. При этом современная Россия претендует на наследие Киевской Руси, воюя с современной Украиной.

В 2018 году на объединительном соборе православных церквей Украины в храме Святой Софии была провозглашена Православная церковь Украины. В январе 2019 года она получила признание от Вселенского патриархата Константинополя – статус автокефальной церкви. Это вызвало негативную реакцию РПЦ, которая не признала действия Константинополя и разорвала евхаристическое общение.

Напомним, что Вселенский патриархат Константинополя – первая в диптихе (первая по чести) автокефальная православная церковь, а РЦП – пятая. Константинопольский патриархат появился в 451 году, за семь веков до первого письменного упоминания Москвы, и за 11 веков до учреждения Московского патриархата в 1589 году (чего Москва добилась не без насилия). Москва называет себя третьим Римом, но ведь как раз Константинополь – второй Рим.

Встаёт много вопросов. Когда РПЦ не признаёт действия Вселенского патриарха – кто на самом деле раскольник? У кого больше права с точки зрения традиции? И почему бы тогда современной УПЦ не претендовать на религиозное правопреемничество по отношению к Киевской Руси?

Россияне – не самые православные: процент православного населения в РФ ниже, чем во многих других странах

Православие – не уникальное российское явление (кстати, среди православных есть голливудские звёзды; например, Том Хэнкс). Есть и другие страны, где православных в абсолютных числах меньше, чем в России, но они тоже составляют большинство. Более того: процент православных в России составляет 71 % населения – но, по данным Pew Research Center, этот показатель выше в десяти странах мира, в том числе в Украине (77 %).

Отметим, что Древневосточные православные церкви, которые включены в эту статистику, не относятся к византийской традиции, но тоже называют себя православными. Среди них – вышеупомянутая Армянская апостолькая церковь, а также Коптская, Сирий­ская, Малан­карская, Эфиопская и отделившаяся от нее в 1998 году Эритрей­ская церкви.

Россияне – не самые религиозные: называть себя православным не значит быть верующим

Мы для простоты называем в данном тексте православными тех, кто, согласно методологии социологических опросов, сам себя так определяет. Но на деле человек может называть себя православным – а его религиозность будет ограничиваться крещением детей и крашеными яйцами на Пасху. И в его «православность» не будут входить посещение церкви, молитвы, участие в таинствах и религиозный образ жизни.

Например, в исследовании российского «Левада-Центра» в 2021 году православными в РФ назвали себя 69 % опрошенных, при этом ходили в церковь чаще раза в месяц только 11 %. Исследователи указывают, что причисление себя к православным в России стало частью национальной идентичности и не является показателем высокого уровня религиозности. «Более или менее интенсивная религиозная жизнь присуща лишь небольшому меньшинству, а то, что оно почти не меняется в своих объёмах, говорит нам о том, что сами православные традиции, уничтоженные в советское время, не восстанавливаются, и их насаждение РПЦ, нараставшее с годами, не возымело успеха в сколько-нибудь значимом смысле, если иметь в виду укоренение религиозных ценностей или развитие приходской жизни», – отмечают социологи.

В религиозности россияне уступают многим «бездуховным» странам пресловутого «коллективного Запада».

Инфографика с сайта svoboda.org

Если сравнивать российских православных с одноверцами из других стран, то россияне и тут далеко не на первом месте по религиозности. Например, по данным Pew Research Center, в Эфиопии – крупнейшей после России стране мира по числу православных – 98 % православных говорят, что для них «религия очень важна» (в РФ 15 %), 78 % посещают церковь еженедельно (в РФ 6 %), 65 % молятся каждый день (в РФ 18 %). Кстати, как видно в таблице ниже, по всем тем же показателям Россия уступает Украине.

«Объединяющий фактор» православия: проникая в храмы, беларусское государство укрепляет «русский мир»

«Православная вера, которую исповедуют большинство беларусов, была и остаётся стержнем культуры восточнославянских народов», – пишет БЕЛТА, цитируя философа и политолога Алексея Дзерманта. «Православие – это то наследие, которое мы несём в себе через века, это часть общей культуры и идентичности. То, что нас отличает от западных европейцев, исламского мира. Через веру мы получили определённые ценности, определенное мировоззрение. Конечно же, эти факторы влияют на нашу нынешнюю жизнь, культуру и, возможно, даже политику», – утверждает Дзермант. И отмечает, что православие «важно сохранять в контексте объединяющего фактора, несмотря на происходящие в мире и вокруг Беларуси события»: «Например, в случае с Украиной православная вера нас объединяла, объединяет и будет объединять», – добавил он. Интересно, какое объединение имел в виду философ, говоря это в августе 2022 года, в контексте происходящего российского вторжения в Украину? Хочется верить, что Дзермант говорил про примирение народов на основе взаимного уважения – а не про подавление одного народа другим с отрицанием права на самостоятельный выбор пути… Но верится не очень.

Ещё один вопрос – каким именно образом православная вера будет объединять беларусов и россиян? Судя по тенденциям в беларусском государстве, скорее речь будет идти не о духовности, а о спрятанной за её ширмой политике. Ведь сегодня беларусская госпропаганда призывает «не политизировать» разные сферы жизни, одновременно с тем де-факто их политизируя. Вышеупомянутый проект закона «О свободе совести и религиозных организациях» продолжает эту тенденцию – проникновение государства во все сферы жизни жителя Беларуси.

Хорошо 10
Смешно
Грустно 1
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты