Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Выдуманное «единство», которое разъединяет

ГосСМИ черпают основные аргументы для своей антипольской риторики и оправдания правящего режима из истории разделения Беларуси по условиям Рижского мира, заключённого в 1921 году между РСФСР и Польшей.

Поделиться:

Беларусский правящий режим пытается эксплуатировать  «эффект единства вокруг флага» (Rally’round The Flag), для его реализации нужна внешняя угроза, и на её роль выбран якобы практикуемый официальной Варшавой реваншизм, желание возврата Западной Беларуси – как составной части бывших Kresy Wschodnie. Для наполнения соответствующих пропагандистских нарративов беларусские идеологи черпают аргументацию из исторического периода, когда территория Беларуси с 1921 по 1939 гг. была разделена по условиям Рижского мира, и Западная Беларусь (Гродненская, восточные уезды Виленской и западные – Минской губерний) от РСФСР отошла Польше. В современном пропагандистском дискурсе польский фактор является важным и представляется как угроза «единству».

Как показывает мониторинг Media IQ, в сентября госСМИ опубликовали десятки медиатекстов, объединённых темой «17 сентября – день воссоединения Западной и Восточной Беларуси». Только в государственном информагентстве БЕЛТА этот нарратив в сентябре зафиксирован не менее 130 раз (4,3 % от месячного объёма публикаций). 

Скриншот belta.by

Рассмотрим пример. БЕЛТА публикует 14 сентября текст «Сила беларусского народа – в единстве», в котором цитирует выступление перед кадетами Леонида Мартынюка, инспектора по Могилёвской области. Тут есть и антипатия к привычному пропагандистскому симулякру «Коллективный Запад», ну а Польша преподносится единственно виновной в разделе беларусских земель по Рижскому мирному договору.

Классик беларусской литературы Якуб Колас в стихотворении «Беларускаму люду» оценил архитекторов Рижского мирного договора так:

Нас падзялілі – хто? Чужаніцы, 

Цёмных дарог махляры.

К чорту іх межы! 

К д’яблу граніцы!.. Нашы тут гоні, бары!

Как видим, современники тех далёких событий прекрасно понимали суть, причины и виновников политического разделения Беларуси, не делая при этом скидки никому из конъюнктуры. Современные говорящие головы беларусской пропаганды видят только одну сторону проблемы.

«По словам Леонида Мартынюка, со стороны польских властей велась целенаправленная политика, которой пытались стереть у беларусов историческую память, уничтожить национальную самоидентификацию. В первую очередь все поголовно проходили обучение на польском языке, для чего было построено много школ», – пишет БЕЛТА.

И вот в качестве примера уничтожения беларусской идентичности бабушки Мартынюка приводится цитата из спича: «Несмотря на сравнительно непродолжительный период нахождения под Польшей, моя бабушка до конца жизни писала только на польском языке, хотя хорошо знала русский». А при чём тут беларусская идентичность? Вот в упомянутом стихотворении беларусского классика в 1921 году было сказано:

«Досыць ўсчувалі нас паны-ляхі,

Ведаем ціск маскалёў…»

Чиновник же не видит противоречий в своей речи и беларусскую идентичность  связывает с языком одного соседа беларусского народа, а её разрушение – с языком другого соседа.

Мартынюк не упоминает о репрессиях по советскую сторону границы, но по польскую сторону замечает наличие концентрационного лагеря в Берёзе-Картузской, куда «помещали людей, настроенных против политики польского режима. Там их ломали психологически».

Читайте нас в Facebook – только самое важное

Концлагерь в Берёзе-Картузской помним, ГУЛАГ забываем

Постараемся разобраться в некоторых моментах демонизации межвоенной Польши из госСМИ, особенно главной из них. Для этого обратимся к статье беларусского историка Игоря Мельникова «Канцлагер у Бярозы-Картузскай: месца ізаляцыі, трагедыя». Автор констатирует: «Як і ў савецкія часы, беларускі рэжым сёння выкарыстоўвае гісторыю месца ізаляцыі, створанага польскімі ўладамі на тэрыторыі Заходняй Беларусі, як асноўны аргумент у абгрунтаванні “фашызацыі” Польшчы».

Обычно в госСМИ концлагерь в Берёзе-Картузской называют первым в Европе, что не соответствует действительности. Media IQ писал, что этот концлагерь создали в июне 1934 года после того, как украинские подпольщики убили в Варшаве министра внутренних дел Польши. На тот момент в Дахау уже год существовал первый нацистский лагерь, который основали в марте 1933 года.

О функциях и значении лагеря в Берёзе-Картузской Мельников пишет: «Галоўнай афіцыйнай задачай “Бярозы” было супакойванне і маральнае прыніжэнне праціўнікаў дзейнай улады. Месца ізаляцыі не было ў нацысцкім сэнсе «лагерам смерці» ці бальшавіцкай «дапамогай у будаўніцтве народнай гаспадаркі».

Концлагерь в Берёзе-Картузской не являлся исключительно местом заключения и репрессий по национальному признаку: «У “Бярозе-Картузскай” знаходзіліся розныя людзі. Акрамя значнай колькасці заходнебеларускіх і заходнеўкраінскіх камуністаў, там сядзелі ўкраінскія нацыяналісты, польскія апазіцыянеры і грамадскія дзеячы, дзеячы беларускіх палітычных партый».

Многие поляки также терпели наравне с беларусами, украинцами и евреями от авторитарного режима «санации» 1930-х гг. Впрочем, это не идёт ни в какое сравнение с тем, что было по другую сторону границы и после совместного парада советских и немецких войск в Бресте 22 сентября 1939 года. Также вспомним, как завершилась судьба многих представителей Компартии Западной Беларуси, после того, как исполнилась их мечта о присоединении к СССР – почти все попали под репрессии, многим была уготована физическая ликвидация.

Исходя из этого, хотелось бы напомнить тем, кто видит причину разделения Беларуси в 1921 г. только с одной стороны, или с «другого берега», что в СССР трудовых лагерей, где узниками были беларусы в том числе, как, например, беларусский драматург, театральный деятель, публицист и прозаик Франтишек Алехнович, написавший после освобождения из лагеря книгу «У капцюрох ГПУ», где ещё в межвоенный период раскрыл ужас ГУЛАГа.

Значение манипуляции историей

Как видим, манипуляции историей используются государственной пропагандистской машиной для продвижения необходимой картины миры и оправдания действий правящего режима. Для этих целей показывают не только говорящих голов, дающих интервью, но и проводят целые конференции, что даёт возможность преподносить конъюнктурно отобранные факты и сделанные на их основе выводы в качестве научного консенсуса. Так, например, 14 сентября в Национальной академии наук Беларуси состоялась республиканская научно-практическая конференция «Государственная политика в сфере истории: проблемы и перспективы сохранения исторической правды и памяти». Её организаторами выступили Академия управления при президенте Беларуси, НАН Беларуси, Институт истории НАН Беларуси, Беларусский государственный университет. Показательно, что открыл конференцию глава Администрации президента Игорь Сергеенко, зачитавший обращение к участникам от Александра Лукашенко. Таким образом, не приходится сомневаться, что правящий режим отвёл конференции важную роль.

Обратим внимание на выступление одного из спикеров конференции, директора Института социологии НАН Беларуси Николая Мысливца. Он сообщил, что в июле-августе этого года в Беларуси был проведён социологический опрос «с целью изучения динамики исторической памяти беларусов и эффективности выполнения Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы». В целом директор Института социологии подчеркнул, что результаты отвечают ожиданиям режима Лукашенко, однако добавил: «позиция же тех, кто затруднился с ответом, должна стать не только предметом исследования, но и объектом информационного, просветительского, воспитательного воздействия в рамках реализации государственной исторической политики» (цитата из «СБ. Беларусь сегодня»).

«Воспитательное воздействие» в устах Мысливца – на фоне неостанавливающейся волны репрессий против инакомыслящих в Беларуси – может восприниматься как эвфемизм.

Участники таких мероприятий, как вышеупомянутая конференция, изначально обречены быть «чужаніцамі» для беларусов. Ведь полуправда, это ещё в лучшем случае, не может быть тем, что объединяет. Громкие термины «историческая память», «историческая правда» плохо уживаются в системе, лишённой малейшего волеизъявления личности.

 

Хорошо 1
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты