Лукашенко в октябре вернулся в повестку дня
По итогам мониторинга беларусских и российских СМИ в октябре 2021 года можно констатировать возвращение Лукашенко в ТОП героев публикаций, но, похоже, он проиграл битву за интерпретации.
Мы писали о том, что воображаемые победы интеграции затмили сентябрьскую повестку дня, но в октябре, когда, собственно, приблизилось выполнение формальных процедур на заседании Высшего госсовета Союзного государства, снизилась частотность публикаций о Беларуси и беларусско-российском Союзном государстве в российских СМИ и вообще беларусский и российский агитпроп рассинхронизировался.
Лукашенко еле попал в ТОП упоминаний в российских СМИ в сентябре, но в октябре он вернулся на первые позиции в ТОПах упоминаний и беларусских, и российских СМИ.
Из таблицы видно несовпадение героев публикаций в этих трёх категориях СМИ. Беларусские госСМИ «увидели» в октябре только двух политических лидеров — Александра Лукашенко и Владимира Путина, в то время как в двух других категориях исследованных СМИ была более сложная повестка дня.
В беларусских независимых СМИ на первые позиции вышли попавший за решетку журналист «КП в Беларуси» Геннадий Можейко и погибшие участники перестрелки в минской квартире — пришедший с обыском боец группы «А» Комитета по государственной безопасности Беларуси Дмитрий Федосюк и проживавший в квартире IT-менеджер Андрей Зельцер. Мы писали, что об инциденте известно исключительно то, что нам посчитал нужным сообщить КГБ. Можейко как раз писал об этом инциденте, и репрессии в его адрес и адрес «КП в Беларуси» связаны с этим.
Тут имеет смысл обратить внимание на нарративы. Упоминание инцидента с блокировкой сайта «КП в Беларуси» для госСМИ было низкочастотным (2,2% от других нарративов). Что же касается независимых СМИ, то у них эта тема в октябре оказалась самой частотной (23%). Для российских СМИ она также вышла в ТОП (4,1%). Разные российские издания – и лоялистские, и либерального толка – пытались разобраться в произошедшем и даже поднимали голос в защиту коллеги по цеху.
Но в итоге победила интерпретация борьбы за интересы не беларусского СМИ, каким юридически и по сути является «КП в Беларуси», а российского: «Россия добивается нормализации работы российских СМИ в Беларуси». Что же касается беспокойства за судьбу коллеги Можейко, то официальная Москва после некоторых колебаний озвучила позицию: Россия не будет защищать Геннадия Можейко, так как он беларусский гражданин (3,1 %).
Тем не менее только ленивый не вспомнил, что «Комсомольская правда» является «любимой газетой Путина», и среди интерпретаций происходящего в российских СМИ позитива в адрес Лукашенко не было: одним было достаточно наступления на свободу слова, другим авторам было за державу обидно и они указывали на то, что в Беларуси выкорчёвывают ещё один инструмент российской мягкой силы. Играет ли «КП в Беларуси» на самом деле такую роль — дискуссионный вопрос, но из Москвы звучала именно такая позиция.
Когда стало известно, что Путин не приедет в Минск для участия в заседании Высшего госсовета Союзного государства, то появились домыслы в ряде СМИ, что отказ от визита — это выражение недовольства позицией беларусского руководства по «любимой газете».
Вместе с тем в российских СМИ в ТОПе остались нарративы о поддержке режима Лукашенко и осуждении «вмешательства Запада во внутренние дела Беларуси» (4,1 %). Это свидетельствует о сохранении основного вектора пропаганды. Однако нет массированной кампании по продвижению углубления беларусско-российской интеграции (в российских СМИ больше писали о проектах в рамках СНГ и ЕАЭС).
Павлюк Быковский, Media IQ
Читайте также:
Государство — это он. Почему авторитет Лукашенко является стержнем госпропаганды?
Ленин и дети. Какие образы рисует госТВ для «культа личности» Лукашенко