Хорошие и плохие пушки. Контраст в освещении беларусско-российских отношений
«Свои» всегда делают «правильно», а «чужие» — «неправильно». Этот манипуляционный прием регулярно использовался в октябрьских публикациях беларусских и российских СМИ об отношениях двух стран друг с другом и с остальным миром.
Подводя предварительные итоги октябрьского мониторинга беларусских и российских СМИ (месяц еще не закончился ☺) отметим, что по сравнению с сентябрем снизилась частотность публикаций о Беларуси и беларусско-российском Союзном государстве в российских СМИ. Интерес к углублению интеграции, проявившийся накануне выборов в Госдуму, мало поддерживался после их завершения. Может быть, это затишье перед бурей (на 4 ноября намечено проведение Высшего госсовета Союзного государства), а может быть, это просто дефицит внимания для этой тематики, вызванный переключением на более актуальные раздражители.
«Любимая газета Путина»
В начале октября беларусская тема была окрашена случаем с неофициальным задержанием журналиста «КП в Беларуси» Геннадия Можейко в Москве и помещением его официально под стражу в Минске. Разные российские издания – и лоялистские, и либерального толка пытались разобраться в произошедшем и даже поднимали голос в защиту коллеги по цеху. 5 октября 2021 года российские владельцы «Комсомольской правды» распространили заявление о закрытии «белорусского представительства», но беларусский менеджмент редакции «КП в Беларуси» и ее издателя ЗАО «БелКПпресс» данное решение не прокомментировал. Мининформ Беларуси по каналам БелТА сообщил, что уведомления о закрытии беларусского издания не получал.
В итоге в российских СМИ сложилось впечатление о разрешении конфликтной ситуации путем ликвидации предмета спора. Теперь беспокойство российских авторов вызвал лишь факт нахождения за решеткой Геннадия Можейко. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин в разговоре с Тиной Канделаки в эфире программы «Специальный гость» на RTVI поддержал это впечатление, подтвердив закрытие «представительства» и сообщил о предложении сотрудникам «КП в Беларуси» работы в России: «Часть из них поедет работать в России: часть будет работать в Москве, часть в регионах. Часть сказали: нет, мы еще подумаем, мы надеемся, а вдруг разблокируют, а вдруг что-то получится. Ну и часть наверное будут искать работу на месте по простой причине – у них семьи, дети, им сложно».
В этот период в российских лоялистских СМИ «перевернули страницу», а судьбой Можейко продолжали интересоваться преимущественно либеральные телеканал «Дождь» и радиостанция «Эхо Москвы».
Будет ли действительно разрешена конфликтная ситуация до предполагаемой встречи 4 ноября Александра Лукашенко и Владимира Путина («Комсомольская правда» считается любимой газетой последнего) – вопрос. С одной стороны, прокремлевские СМИ «услышали» аргумент российских коллег, что «КП в Беларуси» якобы было рупором беларусских протестов и продвигало русофобские нарративы, поэтому с арестом Можейко «все правильно сделали». А с другой стороны, заявление о ликвидации печатного издания в Беларуси №1 по охвату аудитории, которое ассоциировалось с «любимой газетой Путина», выглядит очередной уступкой Москвы, и этот шаг сдержанно критиковали некоторые лидеры общественного мнения.
Ответственность за миграционный кризис
В федеральных СМИ (например, телеканал НТВ, «Место встречи»: Анатомия власти?!, 19.10.2021) появилась и критика «зарвавшегося царька», в частности с возложением на него ответственности за миграционный кризис на европейских границах, в то время как в других СМИ доминировал нарратив: «Беженцы в Европе появились из-за агрессивных действий Запада у них на родине» (беларусские госСМИ, конечно, транслировали этот тезис, в том числе со ссылкой на пресс-секретаря МИД РФ Марию Захарову). В целом же российские СМИ отвергали обвинение Запада о причастности Москвы к происходящему на границах Беларуси и ЕС. В общем: Лукашенко не виноват, но если даже и виноват, то мы к этому отношения не имеем.
В политических ток-шоу на российских телеканалах в качестве «блуждающего сюжета» озвучивалась обусловленность «братской помощи» углублением интеграции: «Будет ли реальная интеграция? Если будет, то мы на компенсацию западных санкций Александру Лукашенко пойти сможем. А если нет, то зачем?».
Это прекрасно перекликается с тезисом главы МИД Беларуси Владимира Макея, что «Западные санкции усиливают интеграцию Беларуси и России». Однако если глава беларусского внешнеполитического ведомства использует этот нарратив для дискредитации идеи западных санкций, то для россиян он прочитывается как отсутствие альтернативы для Александра Лукашенко.
Ну и, собственно, пушки
«Белорусско-российское военное сотрудничество успешно» – такой нарратив присутствует в публикациях СМИ двух стран и он один из тех, который прочитывается позитивно. Основанием для таких оценок явились совместные учения и поставки российских вооружений Беларуси.
В публикациях на эту тему, которые выходят за простую констатацию фактов, наиболее ярко присутствует манипуляционный прием «контраст», когда свои» всегда делают «правильно», а «чужие» — «неправильно». В данном случае бездоказательно приписывают западным странам агрессивные намерения в отношении Беларуси и России, а точно такие же собственные военные приготовления преподносятся как исключительно ответ на потенциальную внешнюю угрозу. В этом плане показательна статья российского военного аналитика Александра Хроленко, опубликованная 13 октября изданием «Спутник Беларусь»: «Беларусь встречает «железных волков» автоматической дальнобойной «Акацией»». Поразительным образом автор обосновывает, почему «наши пушки» хорошие, а зарубежных супостатов – плохие: сообщается об унизительной военно-политической зависимости Литвы от «старших партнеров» по НАТО, которая угрожает безопасности мирных граждан Литвы, в то же время военно-политическое сотрудничество Беларуси и России «позволяет эффективно парировать угрозы безопасности на Западном стратегическом направлении», не является унизительным и не несет угрозы мирным гражданам Беларуси.
Помимо собственно черно-белой картины мира так продвигается нарратив «Россия и Беларусь против всех» и общая милитаризация сознания. Автор классического труда «История милитаризма» Артур Вагтс о последней пишет: «Гражданский милитаризм следует определить как безоговорочное принятие военных ценностей, манер, принципов и отношений. Приоритет отдается военным соображениям перед всеми другими. Героическое обнаруживается преимущественно в военной службе и в военных действиях, в подготовке к которым и состоит главный интерес государства и для которых должны расходоваться главные ресурсы. Милитаристы гражданские презирают гражданскую политику, парламентаризм и партии».
Милитаризация сознания – один из совпадающих векторов беларусской и российской государственной пропаганды.