Рассинхронизировались
Беларусская пропагандистская машина создаёт предвкушение события «мирового значения» из предстоящего 4 ноября заседания Высшего госсовета Союзного государства, а их российские коллеги потеряли интерес к теме ещё в сентябре.
Сказанное не значит, что события точно не будет. По интенсивности присутствия темы в повестке дня при отступлении от синхронности пропагандистских машин двух стран мы можем предполагать, какая сторона выказывает интерес в происходящем. По вдруг возросшему пафосу и попыткам придать будущей встрече сенсационность – размышлять, какие задачи решаются таким приёмом и насколько он может быть эффективным при отсутствии государственной монополии на информационное поле.
По данным группы мониторинга Media IQ, в октябре в исследованных беларусских и российских СМИ нарративы, которые объединяет тема углубления интеграции двух стран, составили 10,3 %. Они уступили даже в беларусских СМИ освещению жизни российских «звёзд» и отчётам о ситуации с коронавирусом в России. В российских СМИ публикаций о предстоящем Высшем госсовете Союзного государства откровенно мало – меньше, чем о ситуации с редакцией «КП в Беларуси», миграционном кризисе на границе Беларуси и 0С, расширении или сужении географии полётов «Белавиа». В российских СМИ в приоритете вновь Украина, а Беларусь пока ушла из ТОП-новостей.
Одно дело – высказывания главного в Беларуси политика Александра Лукашенко о намерении сделать 4 ноября «решительный шаг в нашей интеграции» (ОНТ, 28.10.2021), и совсем другое, когда в поддержку этого в качестве эксперта пишут безнадёжные тексты от имени заведующего отделом социологии государственного управления Института социологии НАН кандидата философских наук Николая Щёкина (БелТА, 01.11.2021).
Политик славит сам себя, свою работу и свои планы, что вполне ожидаемо, особенно если этот политик популист. Но когда эксперт выступает с придворными панегириками, то это можно счесть частью ритуала, но вряд ли это будет в чём-то убеждать мир и двор: «Масштаб решений, которые будут приняты 4 ноября, нам ещё предстоит исторически осмыслить, а оценивать будут будущие поколения… Уверен, что в современных условиях геополитической неопределённости заседание Высшего госсовета станет сильным тактическим шагом и стратегически успешным проектом мирового значения». Тот же Лукашенко оставляет себе путь к отступлению: «Как уж мы будем наши отношения выстраивать, я думаю, что успешно. Хотелось бы, чтобы это был конкретный, сильный шаг». Как говорил в своё время Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда».
С мировым значением заседания ВГС мы попадаем в логическую задачу по закону исключённого третьего: или произойдёт событие, или не произойдёт – третьего не дано. Можно будет спорить с оценкой итогов ВГС: лидеры государств примут исторические, просто выдающиеся решения (у панегиристов свой язык).
Но нет работы вредней придворной: король-то всегда прав, а если опять не смогут отменить роуминг в рамках Союзного государства, то эксперту прогноз припомнят.
Впрочем, Щёкин и без заседания ВГС готов похвалить текущее положение дел: «…фундаментальные основы заложены и уже начали работать. Сегодня главное – решать насущные проблемы граждан. В формате Союзного государства Беларусь уже смогла отстоять свою независимость и определить экономическую перспективу». В общем и без ВГС хорошо, а с ВГС будет ещё лучше!
В сентябре писали «Путин усмехнулся после слов Лукашенко о поглощении Белоруссии» (РИА Новости, 09.09.2021), пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков на беларусском телеканале ОНТ убеждал: «В настоящий момент о политической интеграции речь не идёт» («Интерфакс-Запад», 12.09.2021) и, согласившись с символизмом проведения заседания ВГС в празднуемый в России День народного единства, постулировал: «Мы – единый народ, мы родственны, мы близки друг другу» (ТАСС, 12.09.2021).
Символизм в интеграционном мероприятии с бывшим противником именно в праздник, приуроченный к дню избавления Москвы от войск Речи Посполитой в 1612 году, найти при желании можно – календарь на каждый день даёт какой-то прецедент. Ровно так же, когда символизм видится исключительно в названии праздника.
Другое дело, что уже месяц как российский агитпроп не ищет символизма в предстоящем заседании ВГС, не делится ожиданиями значительного события и даже забыл многолетнюю тему отключения роуминга (25 пункт из 28 имеющихся «магистральных направлений Союзного строительства»).
Сверят ли часы 4 ноября Лукашенко и Путин, будет ли практическое продвижение интеграции – уже скоро узнаем. В декабре 2019 года пропаганда двух стран вещала о готовности принять пакет документов из 31 «дорожной карты» по углублению интеграции в рамках Союзного государства. Потом между странами усилились противоречия, Москва не поставляла в Минск нефть, в России обнаружились «кукловоды», готовящие переворот в Беларуси, даже боевиков из ЧВК «Вагнера» задерживали. После дня голосования 9 августа 2020 года версия беларусского правящего режима поменялась, враги обнаружились на Западе, Путин вместе с «красаўцамі» из беларусского ОМОНа оказался главной опорой Лукашенко в Беларуси, а 31 карта стала 28 программами.
Что карты, что программы одинаково разрабатывались втайне, названия этих документов и содержание большей их части гражданам неизвестно. «Именно предстоящий Госсовет должен поставить точку в многолетней и сложной работе правительств двух стран. Вернее не точку, а подписи глав государств под согласованными документами. Сейчас их 28, впрочем, количество, как и названия, вторичны. Будь то дорожные карты интеграции или союзные программы, суть одна – отношения Минска и Москвы выходят на новый уровень», – утверждает закадровый голос на беларусском телеканале (ОНТ, 28.10.2021).
В пропаганде конкретные факты действительно вторичны. Тут играет роль направление.
Читайте также:
Лукашенко еле попал в ТОП упоминаний в российских СМИ в сентябре