Как государственные СМИ продолжают использовать штампы советской пропаганды в XXI веке
Вдохновением для государственных пропагандистов в Беларуси неизменно становится Советский союз.
Это происходит не только из-за любви к эпохе Александра Лукашенко, но и потому, что построенной им системе не удалось спродуцировать не только сколь-нибудь жизнеспособную государственную идеологию, но и логичную линию пропаганды. Именно поэтому современные пропагандисты используют штампы, придуманные их коллегами 50-70 лет назад.
«Золото обыкновенное»
Концентрат советских штампов ещё сталинских времен дошёл до нас благодаря сатирическому роману Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». О них говорит редактор Ермолкин.
«Все обыкновенные слова казались ему недостойными нашей необыкновенной эпохи, и он тут же выправлял слово “дом” на “здание” или “строение”, “красноармеец” на “красный воин”. Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни», – описывал персонажа Войнович.
Особое место у Ермолкина «занимало у него в словаре слово “золото”».
Мифический советский редактор газеты работал не покладая рук: «Золотом называлось всё, что возможно. Уголь и нефть — чёрное золото. Хлопок — белое золото. Газ — голубое золото. Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота, он вернул заметку ответственному секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. Тот ответил — обыкновенное. Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного».
«Народ уважает нас за то, что делаем большое, нужное дело, добываем чёрное золото. Уголь — это настоящий хлеб промышленности, сказал В.И. Ленин» – это цитата из «Комсомольской правды» за 6 марта 1953 года.
Читайте нас в Facebook — только самое важное
Cоветские штампы в руках сегодняшней госпропаганды
Госпропаганда и сегодня беззастенчиво использует придуманные при Советском Союзе штампы. Правда, не все помнят их значение, поэтому «чёрное золото» сегодня это совсем не обязательно нефть, а белое — хлопок.
О рекордном урожае «чёрного золота» рассказывала в эфире ведущая «Панорамы» на «Беларусь-1» Екатерина Тихомирова. Сотрудница телеканала имела в виду рапс (впрочем, например, на БелТА рапс — это «жёлтое золото»).
В государственной газете «Праца» из Зельвы (Гродненская область) объяснили, почему именно так называют растение: «Его называют “чёрным золотом” не только из-за цвета семян, но и по причине высокой рентабельности. В этом году князевские аграрии сделали ставку на рапс и не прогадали».
Но на лавры нового «чёрного золота» в сюжетах госСМИ претендует и торф.
«Чёрное золото Беларуси: как добывают и где применяют торф?» – именно так назывался сюжет о добыче этого полезного ископаемого на ОНТ.
«Спрос на торфопродукцию в нашей стране постоянно растёт. Недаром именно его называют нашим чёрным золотом», – рассказал сотрудник телеканала Илья Соболев.
В материалах, где упоминается ценовой потолок на реализацию российской нефти, используют традиционный штамп о чёрном золоте, иногда добавляя к нему «российское».
«Россия в свою очередь не намерена поставлять чёрное золото по условиям ценового потолка, а эксперты на этом фоне не исключают рост цен на нефть выше 100 долларов за баррель», – рассказала ведущая новостей на «Беларусь-1» 5 декабря.
«Исключения в европейском эмбарго предусмотрены для Болгарии, которая сможет до конца 2024-го года закупать “черное золото” и продукты его переработки из РФ по морю», – сообщил Вадим Павлов в материале на «Спутник-Беларусь».
В редакционной подводке к статье нефтяной рынок называется «чёрно-золотым».
В материалах «СБ. Беларусь сегодня» обещают, что «на фоне введения Европейским союзом потолка цен на российскую нефть Россия, скорее всего, будет искать альтернативные способы поставки энергоносителей, что приведёт к дефициту чёрного золота в странах ЕС», а также признаком того, что «ограничения на российское чёрное золото могут сорвать поставки по всему миру».
Сотрудница «Беларусь-1» Ольга Масловская рассказывала о том, что «бурёнки дают в год свыше 12 тысяч килограммов белого золота».
Похожего стиля придерживается и сотрудник БелТА Александр Новохрост.
«Именно такой объём молока сдают животноводы “Пионер-Агро” на перерабатывающие предприятия. Это направление в хозяйстве приоритетное — “белое золото” приносит большую прибыль», – пишет он.
Ситуативно из-за зерновой сделки «новым мировым золотом» в устах сотрудников телеканалов стало зерно, а за ним и хлеб.
«Сегодня уже наверняка никого не удивит фраза, что в нынешних условиях зерно — новое мировое золото», – рассказала сотрудница СТВ Виктория Ходосок в «Неделе».
«“Хлеб — второе золото” уже не метафора», – заявил ведущий «Контуров» на ОНТ Игорь Позняк.
Ближе к зиме «новым золотом» стали дрова.
«Дрова — новое золото. Как Европа собирается греться зимой», – так назвало материал о «замерзании Европы» БелТА.
«“Дрова — это новое золото”, – говорит 62-летний житель Бремена Франц Люнингхейк. По его словам, судя по нынешним тарифам, в следующем году счёт за отопление в его случае вырастет в три раза — до $4,5 тыс. (в расчёте за год). В такой ситуации дрова рассматриваются как альтернативное топливо», – пишет неназванный корреспондент госагентства со ссылкой на неизвестный материал российского пропагандистского сайта Baltnews.
Сегодня пропагандистские штампы в госСМИ смотрятся не только устаревшим ненужным пафосом, но и способны изрядно запутать читателя. Ведь и сами представители современной пропаганды толком не помнят закреплённых за красивыми названиями понятий.
Фото на главной: Шишкин Аркадий Васильевич