Как госСМИ использовали «Зелёную границу», утаив критику Беларуси
Что и как пишет беларусская госпропаганда о польском кинофильме, который выставляет польские и беларусские власти, а также пограничников, в негативном свете?
В Польше скандал вокруг киноленты, посвящённой кризису на границе с РБ
Польская режиссёрка Агнешка Холланд сняла художественный фильм «Зелёная граница». Фильм основан на реальных событиях и посвящён миграционному кризису за границе с Беларусью, который начался в 2021 году. Мировая премьера состоялась 5 сентября, лента получила специальный приз Венецианского кинофестиваля, а с 21 сентября его показывают в польских кинотеатрах.
Сюжет развивается на границе Польши и Беларуси. «Там, пытаясь пробраться в страны ЕС, застревают семья сирийских беженцев и одинокая учительница английского из Афганистана», – описывают на «Кинопоиске».
Уже по душераздирающему трейлеру видно, что авторы чёрно-белой картины осуждают жёсткие действия политиков и силовиков, а также выражают сочувствие мигрантам.
«“Зелёная граница” уже вызвала резкий протест в Польше, а министр юстиции Збигнев Зёбро даже сравнил его с нацистской пропагандой, – пишет на «Медузе» российский кинокритик Антон Долин. – Следовательно, Холланд ударила в самое больное место, без промаха.
Мишень «Зелёной границы» – двойные стандарты Европы, хрупкость системы ценностей, бесчеловечность государства (любого, но Холланд интересует родная страна) и одно из главных табу – европейский расизм. На него недвусмысленно указывает эпилог фильма: спасать украинцев полякам было комфортнее, чем сирийцев или африканцев. Показана в картине и Беларусь – не иначе как филиал ада на земле. Услышав о депортации в эту страну, беженцы начинают рыдать и умолять польских пограничников: “Только не туда!” Там избивают до полусмерти, отказывают даже в питьевой воде, к людям относятся как к скоту».
«Палітычную пазыцыю рэжысэркі ў фільме відаць – яна праз пэрсанажаў кпіць з правячай партыі. Гэта няроўная барацьба кінамастака з палітыкамі. Але я б сказаў, што гэта элемэнт палітычнай барацьбы», – рассказал «Радыё Свабода» беларусский кинокритик Тарас Тарналицкий. Он также отметил, что в целом беларусские пограничники показаны «как нацисты»: бьют людей, перекидывают трупы через границу, продают воду мигрантам за 50 евро.
Беларусская госпропаганда подхватила повод, чтобы рассказать о фильме в русле освещения продолжающегося миграционного кризиса и дискредитации польских властей. Которые после 2020 года стали злейшими врагами для беларусского режима.
ГосСМИ манипулируют, рассказывая о фильме, и невольно обнажают грехи беларусского режима
Как рассказ о фильме встраивается в более общий нарратив госмедиа, можно рассмотреть в двух абзацах из статьи «СБ. Беларусь сегодня» о «приграничном беспределе» польских военных.
«Если кто-то из европейских СМИ осмеливается честно рассказать о том, как тратятся деньги польских налогоплательщиков, то он тут же попадает в чёрный список. Так произошло и с фильмом польского режиссёра Агнешки Холланд “Зеленая граница”, который пытаются запретить. Кинолента основана на реальных событиях, и в ней наглядно показано, как польская власть создала “конвейер смерти” по уничтожению мигрантов из стран Ближнего Востока прямо на беларусско-польской границе.
Картина – участница Венецианского кинофестиваля, которой был присуждён Специальный приз жюри. Она ещё не вышла в широкий прокат, но уже вызвала истерию со стороны официальной Варшавы. Чиновники подвергли травле режиссёра и прилагают массу усилий, чтобы не допустить ленту к прокату, а министр юстиции Польши резко раскритиковал фильм, сравнив его с нацистской пропагандой. Кинокритики отмечают, что это единственный фильм конкурса, напрямую и честно говорящий о проблемах сегодняшней реальности».
Но «СБ. Беларусь сегодня» манипулирует. Во-первых, в фильме «Зелёная граница» наряду с польскими властями достаётся критики также и режиму Лукашенко, а беларусские силовики представлены в не лучшем свете, чем польские. Издание смещает акцент и избирательно подаёт информацию. Во-вторых, белпропаганда критикует польские власти и политический режим, но стоит отметить, что, несмотря на «приложение массы усилий» со стороны властей и действительную травлю, лента сейчас всё же показывается с аншлагами в польских кинотеатрах – этот факт в белгосСМИ замалчивается. Получается, фильм действительно вызвал бурную реакцию в Польше со стороны политиков и чиновников – но беларусская госпропаганда не освещает это событие полноценно, а использует фрагментарно, как и любые другие скандальные ситуации, в своих интересах для убеждения аудитории.
Сразу три автора «СБ. Беларусь сегодня» выпустили также колонки по теме – и все назвали уже действия польских властей по отношению к мигрантам нацизмом. Среди сердобольных оказалась Людмила Гладкая с колонкой «Неудобное кино» – та самая, которая допрашивала задержанных беларусских протестующих вместе с милицией и отрицала насилие со стороны силовиков.
Подписанный как эксперт по нацбезопасности Александр Тищенко повествует очень интересно: будто не про Польшу и миграционный кризис, а про Беларусь и протесты-2020. Стоит только заменить власти Польши на власти Беларуси, а фильм – на негосударственные СМИ, объявленные «экстремистскими».
«…Поэтому правящие превентивно нападают и обвиняют режиссёра-еврейку в нацистской пропаганде. Поэтому их комментарии и оценки похожи на классическую реакцию обвиняемых в преступлении. Слишком много отрицания. От этого неприятия польской верхушкой фильма “Зелёная граница” веет животным страхом перед неизбежностью наказания… А пока у них власть. И они её всячески используют для сокрытия следов преступлений на границе, стирают из памяти поляков шок от произошедшего, придумывают оправдания. И всё равно боятся. Боятся даже художественного вымысла в этом направлении. И тем самым признают, что сила в правде. А она явно не на их стороне».
«Лучший аналитик Беларуси» Андрей Муковозчик тоже любопытно рассказал о «Зелёной границе». Он даже упомянул-таки обвинения в адрес беларусских властей и сначала цитировал испанское издание El Pais, которое написало «поднимаясь, можно сказать, над континентом: “Если беларусский диктатор А. Лукашенко использует мигрантов для оказания давления на Европу, то старый и внешне гостеприимный континент, избавляясь от них, действует как тиран”». А затем колумнист открыто обесценил часть про Лукашенко, применив селекцию: «Теперь уберём после “если” термины “использует” и “диктатор”, вставленные явно в целях общеевропейской проформы, дабы не дочапилися, и останется “тиран”. Это не континент, как видят испанцы, а маленький польский толстячок с нео-пилсудскими амбициями».
Прозвучали в госСМИ в манипулятивном ключе и комментарии экспертов. Гендиректор Нацбиблиотеки Вадим Гигин выдал в эфире «Альфа-радио» ложную дилемму, что «польская власть, оголтелые националисты, силовики – это одно, но в польском обществе есть и здоровые силы». Военный аналитик Александр Алесин высказался для БЕЛТА не по своему профилю на политическую тему, что «без прикрытия и защиты со стороны влиятельных польских кругов такой фильм было бы невозможно снять», тем самым отрицая демократичность Польши. Пророссийский польский политолог Матеуш Пискорский, оценивая фильм для БЕЛТА, сместил акцент с роли беларусских властей и нелегальности миграции на роль Запада в создании кризисов в странах Ближнего Востока – откуда и бегут мигранты. Но это упрощение: мы подробно писали об этом тезисе.
На СТВ рассказали о фильме, включив в сюжет под названием «Евросоюз баррикадируется от Беларуси». «О беспределе здешних западных военных, которые встречают беженцев согласно заветам литературных классиков: огнём и мечом, – описали сюжет фильма на телеканале, умолчав, что беларусские военные тоже показаны в негативном ключе. – Премьер Моравецкий предложил внести фильм в список запрещённых, правда, уже поздно». Оказывается, в других странах так бывает, в отличие от Беларуси: топовый чиновник хочет запретить фильм – но у него не получается.
На «Беларусь-1» высмеяли тезис польских властей, что мигранты являются орудием гибридной агрессии в руках беларусских и российских властей: «Путина и Лукашенко можно поздравить. Оказывается даже фильм “Зелёная граница”, получивший награду в Венеции, сделан Москвой и Минском».
Вывод: госпропаганда Беларуси манипулятивно рассказала о скандале вокруг «Зелёной границы»
Беларусской госпропаганде выгодны подобные скандалы. Она применила селекцию, рассказав о фильме «Зелёная граница» в полезном для своих нарративов ключе. ГосСМИ сместили акцент на критику политики Польши и Евросоюза, но умолчали о критике политики Беларуси.
С осуждением рассказывая о реакции польских властей, госСМИ применяют двойные стандарты: не замечают бревно в собственном глазу беларусского режима. В самой Беларуси опальную культуру наглухо запрещают, а инакомыслящих бросают в тюрьму.
Кстати, в фильме снялись и беларусы, о чём госСМИ не рассказали. Зато с ними пообщалось «Радыё Свабода».
Если беларусским пропагандистам так понравилась кинолента и они на пару с властями поддерживают свободу слова – что ж, ждём «Зелёную границу» в кинотеатрах Беларуси.