«Тот, кого могут послушать благодаря грамотным формулировкам». Как в пропаганде используют интеллектуала Гигина
Наряду с лояльностью к беларусским властям у Вадима Гигина сохраняется общерусская националистическая позиция, отмечает эксперт.
Media IQ продолжает рассказывать о ключевых фигурах в беларусской пропаганде. Напомним, мы беседуем с представителем минской экспертной среды, который хорошо знаком с теми экспертами, которые сейчас продвигают идеологию беларусского режима и активно выступают в государственных медиа.
«Интеллектуал, но продал душу бюрократической работе»
Одним из таких «идеологов» является кандидат исторических наук Вадим Гигин. Как и Александр Шпаковский, он начинал свою общественную деятельность как националист, но, в отличие от Шпаковского, – как пророссийский.
«Это действительно преданный своим идеям человек и когда-то убеждённый русский националист, причём этот слой русского национализма он никогда не предавал – всегда сохранял идейность при некотором лавировании. В своё время был в РНЕ [неонацистская организация “Русское национальное единство”], серьёзно относился к православию. Интеллектуал, но продал душу бюрократической работе, политике, поэтому ничего не пишет. Хотя из него получился бы хороший историк, и не только историк», – считает наш собеседник.
С молодости Гигин стал вливаться в государственную систему, и в медиапространстве появился в 2006 году, когда возглавил городской комитет БРСМ в Минске. Затем стал главным редактором «Беларускай думкі» – общественно-политического журнала, который издавался под контролем Администрации президента, ведущим политического ток-шоу на государственном телеканале ОНТ. В 2016 году перешёл в БГУ, где 5 лет возглавлял факультет философии и социальных наук – не имея соответствующего образования.
После возглавил общество «Знание», продвигающее государственную идеологию, а в июне 2023 года его назначили гендиректором Национальной библиотеки Беларуси. О развитии карьеры Гигина подробно рассказывало «Зеркало», мы же остановимся на его пропагандистской деятельности.
«Наряду с лояльностью к властям у него сохраняется общерусская националистическая позиция»
Вскоре после назначения Гигина главой Нацбиблиотеки об этом событии высказались в Израиле. Оказалось, что пропагандист был фигурантом отчёта об антисемитизме израильского министерства по делам диаспоры. Там Гигин известен отрицанием Холокоста и антисемитскими высказываниями при выступлениях на российских телеканалах.
«Сейчас у Гигина – наряду с лояльностью к беларусским властям – сохраняется общерусская националистическая позиция. Он читает книги, имеет хорошую эрудицию. Но его другая сторона, помимо идейности, – желание встраиваться в государственную систему, расти по карьерной лестнице, поэтому где-то свои идеи ему пришлось смягчить», – комментирует наш эксперт.
По его словам, во время работы на телевидении в качестве пропагандиста Гигин оформил и закрепил свой публичный имидж:
«Сейчас его карьера замедлилась, и назначение директором Нацбиблиотеки не выглядит как карьерный взлёт. Он так и остаётся в этом поле “говорящей головой”, но достаточно неплохой – и без бэкграунда шатания и нелояльности. Однако и без заметной динамики, если говорим о занятии формальной позиции. Он уже давно играет по правилам системы, но во многие вещи классического русского национализма продолжает верить», – отмечает наш собеседник.
По его сведениям, во время работы деканом Гигин придерживался либеральной кадровой политики:
«С ним работало много людей, чьи взгляды не совпадали с его позицией. Есть ощущение, что ему всегда был интересен диалог с оппонентами. И если вспомнить то время, когда он вёл ток-шоу на телевидении, то приглашал на программу широкий спектр людей, в том числе представителей беларусского гражданского общества. Нигде не демонстрировал закрытость, ненависть к “врагам”. И во время работы в БГУ был среди тех, кто мог формулировать проекты, по которым можно было бы привлекать европейцев».
В пропаганде Гигина используют как интеллектуала
Эксперт считает, что в пропаганде (например, в передаче «Клуб редакторов» на «Беларусь 1») Гигина используют как интеллектуала, который может глубже ответить на вопрос – с пониманием ситуации. То есть он служит для того, чтобы доносить идеи для той аудитории, для которой важны не только эмоции, но и получение информации, разъяснение.
«Но при этом часто он просто отбивает идеологические штампы, хотя мог бы сказать более умно. Тем не менее, формулирует нарративы более сложно, говорит более красивым языком, его аудитория – люди с высшим образованием. Если у кого-то другие пропагандисты, как, например, депутат Олег Гайдукевич, не вызывают позитивных эмоций, то Гигин – это тот, кого могут послушать благодаря чётким грамотным формулировкам».
Роль «идеологов» – не формулировать идеи и цели, а лишь доносить «правильные» тезисы
В целом, акцентирует внимание эксперт, не стоит преувеличивать значение «идеологов» в беларусской системе – поскольку некой идеи, в которую верило бы руководство государства, нет:
«Все идеи воспринимаются исключительно инструментально – просто для того, чтобы, например, коммуницировать с Россией или доносить что-то приятное отдельным группам населения, людям в целом. Ведь Лукашенко – популист, поэтому относится ко всем идеям популистски. Вот дружим сегодня с Китаем – значит, давайте говорить про это что-то приятное».
Эксперт не наблюдает какие-либо ценностные установки для «идеологов» – к ним относятся исключительно как к «говорящим головам», которые должны озвучивать нужную повестку. Их роль – не формулировать идеи и цели, а лишь доносить «правильные» тезисы, которые нужны режиму сейчас:
«Задача – не родить мыслителей, которые дают установки обществу, предлагают стратегию властям – на что, в частности, претендует Дзермант – а просто говорить определённые вещи. Как только власть начинает менять политическую линию, идеологи тоже должны перестроиться и отрабатывать в другом направлении. Было время, когда в период либерализации они встраивались в европейский ракурс».
Во многом, отмечает наш собеседник, это воспроизведение идеологической машины позднего советского периода:
«Тогда в идеи уже никто не верил, но нужно было постоянно о них напоминать, говорить, как хорошо жить в СССР и плохо – на Западе».
Кроме того, месседжи пропагандистов отличаются в зависимости от того, на какую аудиторию они направлены, подчёркивает эксперт:
«Если на внешнюю аудиторию, на Россию – то они о том, что мы – единый народ и будем вместе умирать в окопах. А если на внутреннюю – то о том, как боремся за свой суверенитет».
В целом месседжи различны для разных аудиторий и периодически меняются – как и поведение властей и самого Лукашенко, подытожил собеседник.