Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook nizkiz Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в России гендер деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино конспект конспирология Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая политзаключенные Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024

Региональные СМИ: лучшие по стандартам в декабре — «Рэгіянальная газета»

Государственные региональные СМИ копируют пропаганду и манипулятивные нарративы у национальных госмедиа, лояльных к действующему режиму представителей власти и экспертов.

Поделиться:

Что мониторили

В блоке «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» Media IQ раз в три месяца мониторит девять региональных онлайн-изданий: «Вечерний Бобруйск», «Вечерний Брест», Intex-press, «Рэгіянальная газета», «Медиа-Полесье», Hrodna.life, «Витебские вести», «Могилёвские ведомости» и «Інфа-Кур’ер».

Каждый будний день у каждого медиа мониторятся по три общественно значимые новости (с методикой отбора можно ознакомиться в методологии).

Этот блок мониторит соблюдение пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и фиксирует пропаганду и манипуляции в исследуемых новостях.

Обзор результатов

Самый высокий средний балл по результатам мониторинга в декабре у «Рэгіянальнай газеты» — 4,96. В топ вошли Hrodna.life (4,95), Intex-press (4.86), «Інфа-Кур’ер» (4.81) и «Вечерний Бобруйск» (4.78).

Чаще всего региональные СМИ нарушали стандарт полноты информации — в 15,86 % от общего количества исследуемых материалов в декабре. Второй по частотности нарушений — стандарт отделения мнений от фактов (9,73%).

Чаще всего пропаганду допускали «Витебские вести», пропаганда и манипуляции были в 13,64 % исследуемых материалов этого СМИ, доля новостей с манипуляциями у «Могилёвских ведомостей» — 5,80 %.

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов: «Основной закон нашей жизни»

«Вечерний Брест» и «Витебские вести» чаще других исследованных региональных СМИ нарушают стандарт отделения мнений от фактов.

«Витебские вести» нарушают стандарт отделения мнений от фактов и используют манипулятивную семантику в материалах про внесение изменений и дополнений в Конституцию. «Работа над документом была долгой и скрупулёзной, ведь, по сути, мы не просто изменяем и дополняем Основной закон нашей жизни, а определяем будущее. И для себя, и для потомков». Медиа не рассказывает, как именно велась работа над созданием проекта, озвучивает только свои оценки. Уводит Конституцию из юридической плоскости, говорит о жизни в целом и потомках. Это пропаганда. «Новая Конституция выступает как легитимный и безопасный инструмент обновления общественного строя страны. Как общий договор, где будет учтено мнение каждого», – транслируют официальную риторику «Витебские вести» и создают иллюзию диалога власти и людей. Как именно будет учтено мнение каждого, СМИ умалчивает. Тот факт, что любой человек может на специальной онлайн-площадке внести свои предложения в проект Конституции, не гарантирует, что будет учтено замечание каждого.

«Уверенно смотрит вперёд»

Региональные СМИ нарушают стандарт отделения мнений от фактов в материалах об экономических результатах промышленных предприятий. «Витебские вести» позитивно оценивают производительность Лукомльской ГРЭС, утверждают, что работа по рационализации «позволила повысить надёжность и экономичность основного и вспомогательного оборудования, сэкономить материальные, топливно-энергетические ресурсы, улучшить условия труда и усовершенствовать работу персонала». Медиа озвучивает только свои оценки, не подтверждает их цифрами, экспертным мнением сотрудников ГРЭС, другими фактами её эффективности. Читателям не сообщают, когда именно проводилась рационализация. «Лукомльская ГРЭС и сегодня уверенно смотрит вперёд и развивается», – заявляют «Витебские вести». Это нарушение стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации. Также в материале про ГРЭС не назван ни один источник информации — это нарушение достоверности.

Заявление МВД как факт до суда

Ещё один блок новостей, в котором региональная пресса традиционно нарушает стандарт отделения мнений от фактов, посвящён заявлениям Следственного комитета и МВД. «52-летний житель Полоцка задержан за создание экстремистского Telegram-канала, сообщает МВД Республики Беларусь», –  «Витебские вести» транслируют позицию МВД как факт до суда. Суда над задержанным ещё не было, поэтому житель Полоцка только подозревается в содеянном. «Витебские вести» как о доказанном преступлении говорят, что мужчина «размещал инструкции по организации массовых беспорядков, подстрекал к хулиганским действиям, призывал к физическому и психологическому насилию в отношении сотрудников органов внутренних дел». Это нарушение презумпции невиновности. В материале также отсутствует бэкграунд новости: о каких призывах и массовых беспорядках идёт речь. Это нарушение полноты информации.

Нарушение стандарта полноты информации: «беспрецедентное по масштабу и глубине давление»

Стандарт полноты информации региональные СМИ нарушают в материалах о санкциях против Беларуси, не знакомят читателей с бэкграундом новости. Мониторинг зафиксировал такое нарушение как у государственных, так и у негосударственных СМИ: у «Вечернего Бреста», Intex-press, «Могилёвских ведомостей», «Витебских вестей», «Вечернего Бобруйска», «Медиа-Полесья».

2 декабря ЕС утвердил пятый пакет санкций против Беларуси из-за организации миграционного кризиса на беларусско-польской границе. Требования принятия предыдущих четырёх пакетов были: освобождение политзаключённых, прекращение насилия против протестующих и оппозиции, а также инклюзивный диалог, который приведёт к честным и свободным выборам. В ответ на новые санкции Минск с 1 января 2022 года запрещает ввозить в Беларусь некоторые продукты из стран ЕС, США, Канады.

«Западные санкции направлены не только на смену власти, но и всего государственного строя в Беларуси», уверяют «Могилёвские ведомости» в материале про пятый пакет санкций. «Экономика подверглась беспрецедентному по масштабу и глубине давлению извне, но в стране сумели сохранить экономический рост», – встречаем собственные оценки в другой публикации. «Витебские вести» также считают, что санкции ЕС направлены на «подрыв суверенитета Беларуси и ухудшение благосостояния беларусских граждан». «Могилёвские ведомости» и «Витебские вести» транслируют идеологически правильные манипулятивные нарративы, которые распространяют национальные государственные СМИ, представители власти и прогосударственные эксперты. Медиа нарушают стандарт полноты информации, умалчивают неудобные детали, вместо этого озвучивают своё мнение и используют пропаганду.

Информация о пятом пакете санкций в региональных СМИ «Медиа-Полесье», Intex-press, «Вечерний Бобруйск» и «Вечерний Брест» более сдержанная, медиа нарушают стандарт полноты информации и не предоставляют читателям бэкграунд новости, не описывают историю с санкциями, почему ЕС ввёл их.

Нарушает стандарт полноты информации и негосударственное СМИ Intex-press. Медиа на основе планово-расчётных цен на единицу жилищно-коммунальных услуг для организаций ЖКХ в 2022 году делает выводы, какие основные изменения в оплате коммунальных услуг ждут горожан в следующем году, хотя эти данные ещё не опубликованы. Intex-press предполагает, что «тарифы на отопление и горячее водоснабжение могут вырасти трижды в течение года, причём первое же подорожание будет довольно заметным». Журналист не в полном объёме объясняет, как пришёл к такому выводу, какие конкретно документы использовал.

Нарушение стандарта баланса мнений: не представлено слово всем участникам конфликта

14 декабря Гомельский областной суд приговорил Сергея Тихановского к 18 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Видеоблогер вину не признал и считает приговор политически мотивированным. Суд проходил в закрытом режиме, но оглашение приговора — в открытом. «Медиа-Полесье», «Вечерний Бобруйск», Intex-press и «Інфа-Кур’ер» в материалах о вынесенных приговорах не предоставляют слово самим политзаключённым, их адвокатам, внешним экспертам, политикам. Однако эту информацию публиковали национальные негосударственные СМИ.

Слуцкий «Інфа-Кур’ер» информирует о решении витебской прокуратуры ограничить доступ к сайту «Витебский Курьер news» и публикует только позицию Генпрокуратуры. СМИ не связывается с редакцией «Витебского Курьера news», чтобы узнать и озвучить его мнение по этому поводу. «Інфа-Кур’ер» нарушает баланс мнений, не предоставляет слово всем участникам конфликта.

Выводы

Стандарт отделения мнений от фактов региональные медиа нарушают в материалах о внесении правок и изменений в Конституцию, транслируют официальную пропаганду. Собственные позитивные оценки региональные СМИ продвигают в публикациях о работе местных промышленных объектов. Также нарушают стандарт отделения мнений от фактов, озвучивая версию следствия как факт до решения суда. Стандарт полноты информации — в материалах о пятом пакете санкций. Не рассказывают, для чего и почему ЕС вводит санкции против Беларуси. Стандарт баланса мнений нарушают в материалах о вынесении приговора по делу Сергея Тихановского.

В каких условиях работали журналисты региональных СМИ

8 декабря 2021 года прокуратура заблокировала сайт «Брестской газеты». Причиной стала информация, которая «явно негативно характеризовала общественно-политическую ситуацию в стране после избирательной кампании и дискредитировала деятельность государственных и правоохранительных органов». Ранее власти признали информационные продукты сайта «Брестской газеты» «экстремистскими материалами». В январе 2021 года газета перестала выходить в печатном виде после массовых отказов типографий. Редакция продолжила работу над сайтом и социальными сетями.

14 апреля Intex-press опубликовал собственное интервью с экс-кандидатом в президенты на выборах 2020 года Светланой Тихановской. Оно стало поводом для того, чтобы 26 апреля суд города Барановичи обвинил главного редактора и владельца сайта Intex-press в «нарушении законодательства о СМИ» и назначил штраф в 20 базовых величин (580 руб.) 29 апреля на сайте Генпрокуратуры появилась информация о судебном решении, признавшем материалы редакции — интервью с Тихановской — экстремистскими.

28 апреля РУП «Белпочта» уведомило  редакцию о том, что газета не будет включена в подписной каталог на второе полугодие 2021 года. Торговые сети также отказываются продавать газету. С 5 мая продавать газету отказалась и «Белсоюзпечать».

5 мая Экономический суд Брестской области за публикацию этого же интервью в печатной версии газеты признал «Издательский дом “Интекс-пресс”» виновным в распространении запрещённой информации и назначил 150 базовых величин (4350 рублей) штрафа.

9 мая «Беларусский дом печати» отказался печатать газету Intex-press.

12 марта суд Ленинского района Гродно оштрафовал за распространение экстремистских материалов редактора newgrodno.by Игоря Бубликова (Ремзика) на 25 базовых величин (725 рублей).

18 июня Hrodna.life присудили штраф в 500 базовых величин (14 500 рублей). Это максимально возможный штраф по статье 19.11, часть 2 КоАП (Распространение информационной продукции, включённой в республиканский список экстремистских материалов). Причиной нового административного дела стало одно фото, размещённое по ошибке. Его удалили через несколько часов. Ещё один штраф в 25 базовых величин (725 рублей) за то же фото получила редакторка спецпроектов Hrodna.life Ирина Новик. Являясь фигурантом дела, она провела трое суток в изоляторе.

9 июля суд Ленинского района города Гродно признал Telegram-канал Hrodna.life экстремистским.

26 августа Экономический суд Гродненской области удовлетворил иск прокуратуры о ликвидации ООО «Гродно Лайф Медиа», которое является собственником сайта Hrodna.life.

2 августа суд города Иваново огласил приговор корреспонденту портала «Першы Рэгіён» Сергею Гордиевичу, который обвинялся в оскорблении президента, сотрудников милиции и клевете, и назначил полтора года лишения свободы в колонии общего режима. Свою вину журналист не признал.

7 сентября стало известно, что прокуратура Брестской области в рамках надзорной деятельности установила многочисленные нарушения сетевым изданием «media-polesye.by» Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и заблокировала сайт «Медиа-Полесья» на 6 месяцев.

С 1 октября солигорское издание «Лидер-Пресс» вынужденно прекращает работу после 28 лет деятельности. БАЖ сообщает, что в прошлом году СМИ освещало президентские выборы и массовые акции протеста. В марте 2021 года редакция перестала печатать бумажную версию газеты. В июне этого года у основателей медиа был обыск.

3 июня «Газета Слонимская» сообщила, что печатная версия газеты выходить пока не будет из-за того, что после возобновления работы издания гродненская типография, а также типографии Бреста и Пинска отказались печатать газету.

Выход печатной газеты прекращает и «Ганцавіцкі час». В декабре редакция узнала, что брестская типография отказывается печатать газету в 2022 году. Издание не имело долгов перед типографией.

24 октября Московский районный суд Бреста признал редактора сайта «Виртуальный Брест» Андрея Кухарчика виновным по статье 369 УК РБ «Оскорбление представителя власти», а именно — депутата Игоря Марзалюка. Приговор — полтора года «домашней химии». Судя по публичному видео МВД по этому делу, в комментарии были такие слова: «Народ был избит, а депутат: “Забудьте о жалобах и начните с чистого листа”. Это раздражает [..]».

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты