Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в КС выборы в России гендер деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай КНДР конспект конспирология Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024

ОНТ, КГБ и «царица доказательств»

Анонимный пропагандистский фильм ОНТ «История предателя. Поротников», основанный, как указывается, «на реальных событиях», опирается на самооговор заключённого в СИЗО КГБ аналитика Андрея Поротникова и голословные утверждения КГБ. 

Поделиться:

Фильм «История предателя. Поротников» с самых первых минут создаёт напряжённую атмосферу «шпионского фильма» при помощи музыки и заявления, что он «основан на реальных событиях». Обычно документальные фильмы, основанные на журналистском расследовании, не прибегают к таким заявлениям. Этот приём используется в художественных фильмах, чтобы привлечь аудиторию достоверностью сюжета, но в то же время оставить место для творческой интерпретации событий. Так что ОНТ начало свой рассказ с намёка на присутствие художественного вымысла.

В марте 2023 года создатель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников был задержан в Минске, согласился сотрудничать со следствием и поучаствовал в оперативной игре КГБ, в ходе которой предпринималась попытка выявить механизмы эвакуации из Беларуси.

Андрей Поротников в фильме ОНТ. Фото: ont.by

Андрей Поротников в фильме ОНТ. Фото: ont.by

Как сообщается в фильме, под контролем КГБ Поротников жил на «нелегальном положении» в Минске, потом в Витебске, Миорах и Смоленске. 

В ходе оперативной игры в апреле Поротников вступал в контакт с представителями польского аналитического центра, польским дипломатом в Минске, представительницей Офиса Светланы Тихановской, руководителями фонда BYSOL и Беларусского дома в Варшаве. В представленных записях разговоров Поротников просит о помощи с эвакуацией, а его собеседники спрашивают, есть ли у него паспорт и виза, рассуждают, как именно можно ему помочь, и обещают обсудить это с коллегами. Поротников говорит, что боится задержания при пересечении границы. Временный поверенный в делах Польши в Беларуси Мартин Войтеховский говорит, что не знает, чем тут можно помочь. Руководитель Беларусского дома Алесь Зарэмбюк говорит, что Поротников не совершал противоправных действий и может вернуться из Смоленска в Минск.

В интервью изданию «Зеркало» руководитель BYSOL Андрей Стрижак рассказал, что с самого начала знал об аресте Поротникова: «Все переговоры Андрей вёл со мной лично, когда его уже задержали. С самого начала было известно, что человека “ведут”. <…> Мы понимали, что эвакуация Андрея, скорее всего, закончится ничем. У нас было несколько задач. Во-первых, попытаться вытащить нашего коллегу и друга. Во-вторых, отследить и узнать, как работают спецслужбы и что они делают в таких операциях. В-третьих, в случае невозможности эвакуации предоставить Андрею возможность спать “на белых простынях” вместо шконки как можно дольше».

В фильме фрагменты показанных разговоров сопровождались тенденциозными справками о собеседниках Поротникова – все они голословно названы агентами спецслужб Польши и Литвы – в зависимости от страны проживания. Какие-либо доказательства данных утверждений не были представлены.

Создаётся впечатление, что задержание Поротникова было срежиссировано: его снимают с разных ракурсов в помещении с кафельным полом и стенами (возможно, постановочным видео). Также демонстрируются допросы женщины, представленной хозяйкой арендованной квартиры в Минске, водителя маршрутки, который вёз Поротникова в Смоленск, нарезкой оперативной съёмки о людях, которые ходили по коридорам гостиницы в Смоленске, а значит, якобы следили за Поротниковым, ну и, собственно, запись самооговора Поротникова, что его действия как автора Belarus Security Blog являются предательством и изменой родине. 

При обыске в помещении, вероятно связанном с Поротниковым, закадровый голос сообщает, что найдены «деньги, экстремистская символика и множество доказательств сотрудничества с иностранными спецслужбами». В подтверждение этих слов показан национальный бело-красно-белый флаг, брошюры незарегистрированных организаций «Беларуская хрысціянская дэмакратыя» и «Правы альянс», книга американского психолога Милгрема Стэнли «Как хороший человек становится негодяем».

На убеждение аудитории работает калейдоскоп упоминаемых лиц, их характеристика как агентов иностранных спецслужб, музыка и полученное от Поротникова признание. 

Следует учесть, что никто не может быть назван преступником до решения суда – это нарушение стандарта отделения мнений от фактов (версия следствия/обвинения подаётся как факт до решения суда). Анонимные авторы фильма могут сослаться на часто приписываемое сталинскому прокурору Андрею Вышинскому выражение  «Признание – царица доказательств» (Вышинский хоть на практике и использовал этот принцип, но в теоретических работах и публичных речах его критиковал), но ни признания, ни самооговора в правовом государстве недостаточно для вынесения приговора. 

Таким образом, анонимный фильм «История предателя. Поротников» представляет собой интересный пример использования кинематографических средств для убеждения массовой аудитории в том, что Беларусь окружена врагами, которые угрожают и негативно влияют извне через завербованных спецслужбами представителей оппозиции. Однако критическое мышление и выявление приёмов манипуляции позволяют разрушить создаваемое пропагандистским фильмов впечатление.

Критический взгляд на информацию, анализ и сравнение с различными источниками – важные навыки в современном информационном обществе, особенно в условиях информационного противостояния. 

Хорошо 14
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар 1
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты