Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook nizkiz Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в России гендер деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино конспект конспирология Координационный Совет мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая политзаключенные Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024

«Есть стойкое ощущение, что президент прав». Отчёт по пропаганде и манипуляциям в марте

Коронавирус стал главной темой СМИ в марте. Пандемия повлияла и на беларусско-российские отношения: Россия закрыла границу с Беларусью, что не понравилось беларусской стороне. А в новостях об изменении законодательства у негосударственных медиа не нашлось ни одной манипуляции.

Поделиться:

Обновлено 1 мая 2020 в 18:15. В блоке «Вывод» допустили ошибку. На самом деле упоминаний манипуляционных нарративов в негосударственных СМИ было не в девять раз меньше, а в семь раз меньше, чем в госСМИ. В негосударственных в 28 из 1316 новостей, а в государственных в 199 из 573.

Что мониторили

В этом отчёте приводятся результаты мартовского мониторинга беларусских медиа на наличие в информационных материалах пропаганды, дезинформации, манипулятивных техник по трём тематикам: беларусско-российские отношения, изменения в законодательстве и коронавирус.

В мониторинг этого блока входят четыре телеканала и семь онлайн-медиа: «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «Белсат TV», TUT.BY, «Наша Нiва», Euroradio, «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», Naviny.by, «Радыё Свабода».

Кейсы, которые рассматриваются в этом блоке («Пропаганда, манипуляции, дезинформация в беларусских медиа»), отличаются от кейсов, которые входят в блок мониторинга стандартов. В обоих блоках анализируются соблюдение стандартов и признаки манипуляций. Но в блоке «Пропаганда, манипуляции, дезинформация в беларусских медиа» в марте анализировались только новости о беларусско-российских отношениях, изменениях в законодательстве и коронавирусе.

Под нарративом понимается содержащийся в новости посыл. Нарратив может повторяться в нескольких новостях, поэтому сформулирован кратко и обобщённо. В одной новости может быть несколько разных нарративов. Для одной новости каждый нарратив считается один раз, то есть если в одной новости есть три манипуляции с одинаковым нарративом, то считается нарратив не три раза, а один.

Методологию мониторинга Media IQ читайте тут.

Инфодемия. Коронавирус

Новости на тему COVID-19 в марте преобладали. Если об изменениях в законодательстве было 95 новостей, а о беларусско-российских отношениях — 493, то о коронавирусе — 1889 (некоторые публикации относились к двум тематикам одновременно; всего в мониторинг вошли 2292 публикации).

Нарративы манипуляций отличались у государственных и негосударственных СМИ. Первые одобряли политику властей, успокаивали население, смещали акцент на экономическую сторону кризиса и подчеркивали роль президента. Вторые с помощью манипуляций, наоборот, критиковали политику государства в борьбе с COVID-19. Первые и вторые также критиковали друг друга.

Не было манипуляций в новостях о коронавирусе у «Спутник Беларусь», TUT.BY и Naviny.by.

Большинство манипуляционных нарративов принадлежали государственным СМИ и были связаны с поддержкой политики властей. Самым частым нарративом был «государство успешно и правильно справляется с коронавирусом». Он встречался в 66 новостях.

Так госмедиа обосновывали отказ от закрытия границ: «Эксперты-эпидемиологи утверждают однозначно: смысла закрывать границы нет», — «СБ. Беларусь сегодня» приписала мнение одного эпидемиолога всему экспертному сообществу. «Каким образом сейчас поможет закрытие границ?» — задал ОНТ риторический вопрос.  «Ситуацию с вирусом рассмотрели под микроскопом», — говорило СТВ, а затем выдало псевдологический вывод с игрой слов: «Решено не закрывать границы, так от сложной ситуации не закроешься», — метафора замаскировала посыл, что закрытие границ проблему не решит.

«Самоизоляция людей и ограничение на передвижение не помогут окончательно ликвидировать пандемию коронавируса», — якобы признал глава ВОЗ Тедрос Гебреисус в тексте «СБ. Беларусь сегодня». Цитата сформулирована так, будто эти меры бесполезны. Но это не так. На самом деле Гебреисус заявил, что самоизоляция, отмена мероприятий, закрытие школ и предприятий помогают выиграть время — то есть помогают в борьбе с вирусом,  хотя и не спасают от эпидемии без принятия других мер. Поэтому вынесенный в заголовок текста посыл новости, что ВОЗ признала самоизоляцию бесполезной, — это фейк и подтасовка.

Вот как апеллировал к публике автор в сюжете ОНТ: «Опасен ли COVID-19? Конечно. Были ли вирусы страшнее? Конечно. Сочувствуем ли мы, скажем, Италии, где коронавирус реально бушует? Само собой. Считаем ли мы их действия, то есть тотальный карантин, верными? Да, пусть и решение это принято с опозданием. Нужны ли такие меры у нас? Нет, естественно», — журналист сначала задаёт вопросы с очевидными ответами, заставляя с собой соглашаться. Но последний вопрос, в отличие от предыдущих, дискуссионный. Смысловая инерция подталкивает зрителя к тому, чтобы снова согласиться с нужным журналисту выводом — что по ситуации на 22 марта в Беларуси не нужен был тотальный карантин. О возможности промежуточных мер против коронавируса, опять же, речи не шло. Это пример манипулятивной семантики.

Второй по популярности нарратив принадлежал опять же госмедиа и встречался 51 раз. Названием нарратива мы обязаны Александру Лукашенко, который назвал принимаемые в мире меры против пандемии и освещение темы в мировых и негосударственных беларусских медиа «коронавирусным психозом». Госмедиа успокаивали беларусов лозунгами, что «нет повода для паники», и утверждали в манипулятивных сравнениях, что «борьба с заболеванием может принести не меньше вреда, чем сам коронавирус». Происходящее в мире оценивалось как «паника и психоз», которые остановили мировую экономику. Зато в Беларуси — «всё под контролем», и «контроль ослабевать не будет». Все эти тезисы — мнения самих журналистов, а не цитирование героев или экспертов. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов.

Гостелевидение в то же время призывало сохранять осторожность (нарратив «без паники, но сохранять бдительность»): «остается быть бдительными и ответственными», «не паники ради, готовыми надо быть». Призыв — это также манипуляция.

Основной причиной паники госмедиа называли фейки. Больше всего критики досталось агентству Bloomberg, которое сообщило о 22 смертях от коронавируса в Беларуси, когда в стране ещё не было умерших. «СБ. Беларусь сегодня» заявила в заголовке: «Минздрав разоблачил фейк агентства Bloomberg», — и затем оценила в тексте новость как «совершенно фейковую». На самом деле речь идёт не о новости про Беларусь, а о сводной таблице по всему миру с одной неверной цифрой. К тому же Bloomberg исправил информацию сам, а беларусское издание подало это как заслугу минздрава. Это подмена понятий. Критические сюжеты вышли также на «Беларусь 1» и СТВ — это системное продвижение повестки.

Главным героем, который помогал государству справляться с коронавирусом, стал Александр Лукашенко. Нарратив госмедиа «президент решает проблемы», связанный с апелляцией к личности, встречался десять раз. Так, у журналиста ОНТ было «стойкое ощущение, что президент прав». А журналисты СТВ отмечали, что президент давал «дельные советы», и «советы от президента работают». Нарратив «президент решает проблемы» характерен и для других тематик: важную роль Лукашенко госСМИ отмечают и в изменении законодательства, и в беларусско-российских отношениях.

Идеи президента закреплял нарратив «коронавирус прежде всего экономическая проблема». «Об экономике надо думать не меньше, чем о здоровье нации», — призвал «Беларусь 1». «Сначала все бросились на карантин. А теперь смотрите: Франция в условиях пандемии не знает, как собрать урожай. Иностранцев на поле теперь не припашешь, а французы согласятся ли?» — апеллировал к публике СТВ. «Как подсчитала одна из групп британских экономистов, странам Евросоюза придется отдать за год около 350 млрд долларов на ликвидацию последствий одного месяца карантина», — ссылается на неизвестную группу британских экономистов СТВ в другом сюжете.

Нарратив «беларусы сами виноваты и сами отвечают за своё здоровье» встречался десять раз. «Если так уж боитесь коронавируса и любых вообще респираторных инфекций — бросьте курить, если курите. Зачем вы сами ослабляете свои лёгкие, если точно знаете, что наиболее частое осложнение — это пневмония?» — этот призыв с риторическим вопросом от СТВ подталкивал зрителя к выводу, что сначала нужно найти бревно в своём глазу, прежде чем искать соринку в глазу государства. А на ОНТ обвинили врачей: мол, если даже «медики беспечны», то «что уж говорить про обычных людей, которые рекомендациям из интернета и блогерам верят больше, чем минздраву». В сюжете умалчивалось, что многим врачам не хватало средств защиты, и беларусы пытались им помочь.

Иная оценка действий властей была в нарративах негосударственных СМИ. Топовый месседж «государство неправильно борется с коронавирусом» стал третьим в общем рейтинге частотности и встречался в 11 публикациях, больше всего — у телеканала «Белсат».

В сюжете «Белсата» гродненский медик Александр Лобан, «які доўга працаваў у Галандыі», сомневался, что медучреждения готовы и продумали все правила работы с COVID-19. По специальности Лобан офтальмолог.

«Атмасфера недаверу да ўладаў паступова згушчаецца», — тезис «Белсата» основывается лишь на мнениях опрошенных прохожих. Но уличный опрос не является социологическим исследованием и не может проецироваться на всё общество. Vox populi может показывать только разнообразие мнений, а не их соотношение.

Оценивалось и финансирование борьбы с эпидемией. «Белсат» сравнил, что ЕС выделил 232 млн евро, в то время как власти Беларуси «спадзяюцца абысціся малою крывёй» и выделили меньше миллиона долларов. Но сравнивать нужно не абсолютные цифры, а в пересчёте на душу населения. Неясен и критерий, согласно которому журналист оценил миллион долларов как недостаточную сумму.

Выводы. Госмедиа с манипуляциями говорили о правильности действий власти, успокаивали аудиторию, призывая сохранять при этом бдительность, и критиковали негосударственные беларусские и мировые медиа. Негосударственные критиковали политику государства. Упоминаний манипуляционных нарративов в негосударственных СМИ было в семь раз меньше (в 28 из 1316 новостей), чем в государственных (в 199 из 573). При этом ни одной манипуляции в тематике коронавируса не было у Naviny.by, TUT.BY и «Спутник Беларусь».

«Доступные электрокары — это и про экологию, и про энергетическую независимость». Изменения в законодательстве

Основные новости про изменения законодательства в Беларуси:

  • президент 9 марта провел совещание с Советом министров, где обсудили соцзащиту работников при банкротстве, переработку отходов и развитие электротранспорта — о последнем 12 марта Лукашенко подписал указ;
  • в минстройархитектуры заявили, что рассчитывают на принятие документов об ипотеке и стройсбережениях до конца года;
  • в закон «О защите прав потребителей» внесут поправки;
  • в КоАП предложили внести наказание за неуважение к учителю;
  • было 62 законопроекта на рассмотрении в парламенте.

Манипуляции обнаружены только в государственных медиа. С такой частотой распределились нарративы:

Самый частый нарратив, как и в прошлом месяце, — «Государство принимает правильные законы». Он коснулся разных сфер.

В сюжете СТВ о банкротстве журналист отмечает: «Если предприятие вместо того, чтобы стать на ноги, станет банкротом, по нашему нынешнему законодательству все его долги, в том числе и по зарплатам, спишут. То есть мало того, что сотрудники останутся без работы, так еще и без денег, которые им задолжали. Разве справедливо?» — в этой цитате манипулятивное оценочное суждение («мало того, что…») и риторический вопрос («…справедливо?»).

Далее автор отмечает, что закон не менялся с 2012 года. Но это не так: изменения и дополнения вносились в 2014-м и 2016 годах. Затем журналист говорит, что в законе «не учтены основные аспекты социальной защиты работников, а это главное».

Фейковым фактом («закон не менялся») и своей оценкой («ну учтены аспекты… , а это главное») журналист обосновывает вывод, что закон нужно пересмотреть — это манипулятивное оценочное высказывание.

«Аграрии» в эфире «Беларусь 1» «назвали судьбоносным» подписанный 25 февраля указ президента «О развитии АПК Витебской области». Кто именно, какие аграрии дали такую оценку, не уточняется — это ссылка на обобщённый псевдоисточник и фабрикация.

Но самой популярной темой для манипуляций и пропаганды стал указ об электромобилях. Связанные с указом нарративы встречались только у государственных телеканалов. В один день, 15 марта, сюжеты об электрокарах вышли в итоговых передачах недели на «Беларусь 1», СТВ и ОНТ.

Во-первых, госТВ рассказывало о том, что электромобили выгодны экономически, но не приводило всех фактов. «Цена экологического авто била по карману», — отмечает «Беларусь 1», а «теперь обнуляется НДС», не нужно платить дорожный сбор и до 2026 года «даже парковка» будет бесплатной. Так автор выражает мнение, что цена раньше била по карману, а теперь не бьёт. «Экономия электрокаров по сравнению с привычными авто очевидна», — заявляет журналист, сравнивая расходы на бензин и электричество, а также на ремонт. Но прямого сравнения общей стоимости авто с бензиновым аналогом с учётом стартовой цены не приводит — нарушен стандарт полноты. Автор выбирает для подтверждения своего тезиса отдельные удобные факты, но не предоставляет итоговых расчётов. Оценка выгоды строится на манипуляции: это подтасовка.

О выгоде рассказывали и другие гостелеканалы, используя рекламные приёмы. Указ «и вправду экономит бюджет», даёт манипулятивную оценку журналист СТВ. Пакет бонусов в указе делает покупку электрокара «гораздо выгоднее», вторит ОНТ. «Мысль о том, как сэкономить на топливе, приходит в голову большинству беларусов. Электромобиль — самая заманчивая альтернатива», — здесь журналист ОНТ сначала прибегает к психологическому принципу социального доказательства (раз все беларусы так делают, то это правильно), а в продолжение оценивает, что электромобиль — самый заманчивый способ экономии на заправке. Но это не факт, а догадки автора. Манипуляция подталкивает к псевдологическому выводу: раз все думают об экономии, мне нужно покупать электрокар.

Во-вторых, в сюжете об электрокарах напомнили и про БелАЭС. «Электричества в ближайшее время в стране будет много, ведь строится АЭС, — прогнозирует «Беларусь 1». — Так что владельцам электрокаров не придется задумываться о стоимости топлива». Журналист намекает, что зарядка электрокара будет дешёвой. Но запуск АЭС не означает, что цена зарядки электрокаров автоматически снизится или сохранится.

В-третьих, гостелеканалы хвалили прогрессивность и экологичность закона. «Импортёры уверяют: беларусский указ – в русле мирового тренда», — кто эти импортёры, ОНТ не уточняет. «Ведь спрос на электрокары ежегодно растёт в геометрической прогрессии. Только за год с 5 до 30% от общего количества автомобилей. В Норвегии среди новых машин электромобилей уже большинство», — продолжает автор сюжета, не указывая источник этой информации и апеллируя к авторитету скандинавской страны. Похожий текст прозвучал на СТВ: «Спрос на электрокары должен возрасти в геометрической прогрессии – именно такая тенденция наблюдается сегодня во всем мире. В Норвегии практически половина авторынка – „зеленые машины“», — и снова без ссылки на источник. Неясно также, как журналисты определили прогрессию: по двум показателям («с 5 до 30%») нельзя сказать, геометрическая она или арифметическая.

В-четвертых, говорили и о пользе указа для страны. «Как бы ни складывалась экономическая ситуация, экология и безопасность в приоритете», — провозглашает лозунг журналист СТВ. И оценивает:  «Меры беспрецедентные и своевременные: электроэнергии у нас как раз в ближайшем будущем будет много». ОНТ в свою очередь утверждает, что «доступные электрокары — это и про экологию, и про энергетическую независимость… БелАЭС на подходе — все складывается». Оценка журналиста уместна в колонке мнений или авторской передаче. Но в новостном сюжете, в информационном жанре — это нарушение стандарта отделения мнений от фактов. А данные оценки ещё и подталкивают к выводу о пользе покупки электрокаров, что является манипуляцией.

«20-е годы, по прогнозам экспертов, станут эрой электромобилей и приведут к очередному нефтяному кризису», — утверждает «Беларусь 1», не называя экспертов. Это фабрикация. Кто эти эксперты и на чём строятся их прогнозы, непонятно. «Ну а беларусские автовладельцы надеются, что в ближайшей перспективе на рынке появятся и новинки made in Belarus», — неясно, на чём основан вывод СТВ: ссылок на социологические исследования или хотя бы цитат героев об ожиданиях беларусов в сюжете нет.

Выводы. ГосСМИ в марте, как и в предыдущие месяцы мониторинга, продолжили поддерживать изменения в законодательстве. Главной темой пропаганды стал указ об электрокарах. В негосударственных медиа манипуляций в новостях об изменениях  законодательства не было.

«Парад шлагбаумов». Беларусско-российские отношения

В беларусско-российских отношениях в марте доминировали две темы. Первая — коронавирусный кризис: Россия в одностороннем порядке закрыла границу с Беларусью; у беларусов, возвращавшихся домой самолётами из других стран, возникли трудности с пересадкой в России.

Вторая тема — поставки нефти. Лукашенко заявил, что Россия согласилась с предложениями беларусской стороны по нефти. В то же время Беларусь продолжила диверсификацию, получая поставки не только из России, но и из Азербайджана.

Вот топ-10 самых частых нарративов в новостях с манипуляциями:

В блоке прокремлёвской пропаганды нарратив «Беларусь диверсифицирует поставки нефти» лидирует, тогда как в блоке манипуляций и пропаганды в беларусских медиа этот нарратив — на четвёртом месте. Это связано с разницей в задачах, выборке и методологии: в первом случае фиксируются нарративы каждой новости, а во втором — нарративы только новостей с манипуляциями, к тому же анализируется разный набор медиа. Поэтому противоречия здесь нет.

Первые две строки рейтинга, как и в феврале, заняли нарративы «Беларусь требует скидок, низких цен на нефть» и «Альтернативы сотрудничества Беларуси и России нет». И снова они встречались только у «Спутник Беларусь». Издание использовало в новостях о поставках нефти в Беларусь повторяющийся бэкграунд с несколькими манипуляциями, продвигая пророссийскую позицию. Подробный разбор этих манипуляций есть в отчётах за январь и февраль.

На третьем месте нарратив «Россия и Беларусь братья, но дружить надо получше», который встречался только в государственных СМИ. Повторяя позицию властей, госмедиа сохраняли общий проинтеграционный посыл, но упрекали Россию в отдельных конфликтных вопросах. Если в феврале манипуляции с этим нарративом были связаны с переговорами о ценах на нефть, то в марте речь шла в основном о закрытии Россией границы и проблемах беларусских граждан с транзитом. То есть поводы для упрёков изменились, а нарратив остался.

Вот примеры манипуляций, с помощью которых госмедиа критиковали закрытие Россией границы:

• Высмеивание. «Если в 90-х в ходу был термин „парад суверенитетов“, то теперь впору вводить термин „парад шлагбаумов“, — иронизировало ОНТ. — Вот и россияне перекрыли даже ту границу, которой, казалось бы, нет». В конце сюжета автор повторил метафору и заметил, что Беларусь «по обе стороны границы» работает «не на показуху, а действительно на защиту здоровья людей и их интересов», «пока другие не наиграются со шлагбаумами».

• Контраст и смещение акцента: «свои» правы, а «чужие» нет. Так ОНТ отмечало, что Беларусь застрявшим в транзите россиянам «действительно» помогает, а вот «другие россияне», находящиеся в своей стране, «выталкивают беларусов из своих самолётов и морят наших граждан голодом в аэропортах, не давая ни уехать, ни улететь». Информация подавалась так, будто цель России была сделать беларусам плохо.

• Манипулятивные оценочные высказывания и семантика. «Видимо, паника оказалась сильнее братских чувств и союзных обязательств, — констатировало ОНТ. — Коронавирус оказался лакмусовой бумажкой, которая позволяет определить, что из себя представляют не только друзья и знакомые, но и ближайшие родственники, и даже целые страны». Журналист обращается к морали и метафоре: мол, от «брата» Беларусь такого не ожидала. «Даже если забыть про союзные обязательства, совесть и репутацию, билет —  это ведь контракт, — использовали схожую риторику на «Беларусь 1». —  Беларусы вправе ждать от России как от союзника большего участия. Ну или хотя бы на уровне Польши и стран Балтии. Ведь когда в беду попадают россияне, то по прямому поручению президента мы на своих и чужих не делим, готовы помогать».

• Фабрикация. Россия отправила в Беларусь 3 тыс. тестов на коронавирус, и на ОНТ это оценили: «Это, конечно, мизер на фоне проделанных у нас десятков тысяч тестов». Правда, в Беларуси на день выхода сюжета сделали только 16 тыс. тестов.

Следующий по популярности нарратив манипуляций государственных медиа — «Беларусь диверсифицирует поставки нефти».

ГосСМИ утверждали, что диверсификация важна для независимости страны, но она не означает ухода от России. «Страна не должна зависеть от одного поставщика, — заявило СТВ. — Никто, конечно, не отменяет долгосрочного сотрудничества с давними партнёрами, но и новые связи нужно налаживать». ОНТ оправдал Лукашенко: «В заявлении президента о диверсификации нефти многие увидели якобы ход, чтобы сбить цену основного продавца. И вот ответ всем сомневающимся: основной поставщик — не значит единственный. И тем более — не главный». «Главное не зацикливаться», — отметили уже на «Беларусь 1». Во всех этих случаях журналисты выражали своё мнение, а не цитировали экспертов.

Госмедиа при этом упрекали Россию. «Не тайна, что углеводородное сырье стало не только товаром, но и инструментом решения задач, актуальных для стран поставщиков без учета интересов партнёров, — писала «СБ. Беларусь Сегодня». — А если уж совсем откровенно — фактором влияния». Выражение «не тайна» манипулятивно: якобы всем это известно. Это манипулятивная семантика. Тезис повторил ОНТ: «нефтегазовым рычагом пользуются во всем мире те, кому повезло овладеть ресурсами», поэтому «пенять на конкретную страну, дожидаясь снисхождения, — удел слабого». Здесь же журналист припомнил России декабрьские торги и вызвал сочувствие к беларусским чиновникам, назвав их «ветеранами углеводородных переговоров», которым «не раз приходилось встречать новогодние праздники под дверями кремлёвских кабинетов». «Зачем брать в комплекте с сырьём шантаж, принуждение и ультиматумы по любым проблемам, если на рынке можно найти более чистые марки?» — очередной риторический вопрос в эфире ОНТ.

Ещё один посыл — Россию нужно ставить на место. «Азы экономики» объяснили на ОНТ: «Если на рынке один продавец, то он диктует свои условия. А если несколько — покупатель всегда прав». Поговорки и в информационном жанре — маркеры манипуляционной семантики. А вот высмеивающая российскую сторону цитата из другого сюжета: «На таком фоне трейдеры и классические партнёры стали сговорчивее. А волшебное слово „диверсификация“, как известно, творит с монополистами чудеса».

Вынуждают Беларусь идти на диверсификацию внешние факторы, мировая экономика, утверждали госмедиа. Журналисту СТВ «очевидно» (манипулятивная оценка), что страны с открытой экономикой и отсутствием собственного сырья «становятся уязвимы в моменты таких нефтяных спекуляций».

Но это полезно, ведь «сложные ситуации заставляют мобилизоваться и в некоторой степени даже становятся двигателем прогресса», выразило оптимизм СТВ. И оценило успех Беларуси в другом сюжете: «Работа по диверсификации поставок черного золота дает результат». «Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло», — использовал на этот счёт манипулятивную семантику «Беларусь 1».

Пятую строку рейтинга занял нарратив об успешности интеграции. Шесть из пяти новостей связаны с визитом в Беларусь спикера Совета федерации России  Валентины Матвиенко. «Давнего друга Беларуси» встретили «хлебом-солью», а Лукашенко при встрече вручил ей «высокую награду» за вклад в укрепление дружественных отношений между странами — орден Франциска Скорины. После чего Матвиенко говорила с президентом «растроганно». А с главой администрации президента Натальей Кочановой российская чиновница обсудила VII Форум регионов, который «Беларусь 1» называет «результативной формой сотрудничества» стран. А ОНТ — площадкой, популярность которой «растёт с каждым годом». Все цитаты — это оценочные суждения, которые влияют на аудиторию через эмоции.

Рассказы об успехах интеграции и их связь с визитами российских чиновников и региональным сотрудничеством тенденция, характерная госСМИ. В феврале с помощью манипулятивных оценок так освещали приезд губернатора Архангельской области Игоря Орлова: «именно региональное сотрудничество — прочный фундамент двухсторонних отношений». А в ноябре прошлого года — визит губернатора Калинингардской области Антона Алиханова: «отношения Минска и Калининграда развиваются давно и без ссор», «исторически близкая Беларуси Калининградская область», «встречи с российскими регионами — это о дружбе в первую очередь и про сотрудничество  во вторую».

Шестой в топе нарратив «президент решает проблемы» связан с манипуляцией, когда журналист апеллирует к личностным качествам Лукашенко. Президент «не избегает острых тем», его «трудно обвинить в безволии», его слова «звучали отрезвляюще», а нефтяной вопрос у него «постоянно на контроле». Нарратив традиционно попадает в топ третий месяц подряд.

Из нарративов негосударственных медиа (кроме «Спутник Беларусь») только «так называемое союзное государство» встречался более одного раза и только у «Радыё Свабода». Журналисты издания в трёх публикациях писали «союзное государство» в кавычках и с маленькой буквы, как о фикции. Такой же приём встречался в январе, и также в основном у «Радыё Свабода».

Остальные нарративы негосмедиа встречались по одному разу. Так, «Наша Ніва» утверждала, что российский сайт Regnum запустил фейк об ограничении в Беларуси на снятие наличных, «каб справакаваць паніку сярод беларусаў». Это домысел: мотивы создания фейка точно неизвестны.

Выводы. Госмедиа обосновывали важность и полезность диверсификации поставок нефти, заявляли об успехах интеграции в связи с приездом главы Совета федерации России, но упрекали Россию в отдельных конфликтных вопросах. «Спутник Беларусь» продолжил продвигать пророссийскую повестку в освещении переговоров по нефти и газу. А из нарративов остальных негосударственных СМИ в топ-10 попал только один: «так называемое „союзное государство“».

Читайте также

В информационных спорах Беларуси и России нефть замещается коронавирусом

Пропаганда в 71% исследуемых сюжетов ОНТ

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты