Беларусы – народность? Мнения провластного эксперта и историков
Провластный эксперт заявил, что есть риск потерять беларусов как народность из-за влияния западных идеологий. Спросили у беларусских историков, корректно ли сегодня называть нашу нацию народностью.
17 января государственное информагентство БелТА опубликовало комментарий заведующего отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидата философских наук Николая Щёкина. Он похвалил общенациональную дискуссию по проекту Конституции и отметил, что «многие граждане обращают внимание на отсутствие прописанной идеологии».
– Понятно, что сейчас западноевропейские страны резко выступают против выработки идеологии Беларуси, так как это угроза для самих их, при этом жёстко навязывая нам свою человеконенавистническую идеологию. Отсутствие указания на запрет конкретных идеологий, носящих экстремистский характер (анархизм, гендеризм, фашизм, нацизм, либерализм), в будущем может ослабить механизм в противостоянии цивилизационной интервенции со стороны коллективного Запада.
И тогда многократно возрастут риски, связанные с потерей не только государственности, но и беларусов как народности (выделено Media IQ), – подчеркнул Щёкин.
Media IQ спросил у беларусских историков, что такое «народность» и можно ли в современном контексте говорить так о беларусах.
По словам кандидата исторических наук Олега Дерновича, понятие «народность» могут нагружать разными смыслами, поэтому использовать его нужно осторожно.
– У СССР была сфармулявана канцэпцыя этнасу, адным з галоўных аўтараў якой стаў Юліян Брамлей (советский историк и этнограф. – Media IQ). Паводле гэтай канцэпцыі этнас (народ) праходзіць некалькі стадый у сваім развіцці – ад племені, праз саюз плямёнаў /народнасці, да нацыі (народу). Народнасць у гэтай схеме займала месца прамежкавага этапу, этнасу ў часы феадалізму. Народнасць з’яўлялася гістарычнай формай супольнасці, якая ўзнікла з асобных плямёнаў і функцыянавала ва ўмовах натуральнай гаспадаркі, да ўзнікнення агульных эканомікі і рынку.
Прынцыпова тут тое, што народнасць – данацыянальная форма існавання этнасу.
Трэба адзначыць, што гэтая канцэпцыя захоўвае сваю папулярнасць у гуманістыцы постсавецкіх краін, – пояснил эксперт.
Дернович уточнил, что под народностью могут понимать и определённый комплекс этнических черт – культурных и языковых, но именно в донациональном этапе развития народа.
Историк Алексей Браточкин предположил, что Щёкин использовал понятие «народность» в отношении беларусов неосознанно.
– Я не думаю, что это понятие [«народность»] и его употребление что-то означают для анализа госполитики. Это просто говорит об уровне персональной грамотности (безграмотности), – сказал историк.
Читайте также: