«Каратель без бело-красно-белого флага – второго сорта»: как госпропаганда использует историю Беларуси в своих целях
Беларусские госмедиа обращаются к теме Второй мировой войны в основном для дискредитации БНР, бело-красно-белого флага и национальной оппозиции. Поговорили с историком Александром Фридманом о том, как на государственных телеканалах уживаются антисемитизм и якобы стремление сохранить память о жертвах войны и какие позитивные тенденции формирует существующая пропаганда.
Александр Фридман – историк, ассоциированный научный сотрудник Института европейской этнологии Берлинского университета имени Гумбольдта, доктор. В 2009 году в Саарском университете (Германия) защитил докторскую диссертацию на тему «Образы Германии в беларусском советском обществе в 1919 – 1941: пропаганда и опыт».
«Госпропаганда сконструировала упрощённую схему: БНР – исключительно немецкий проект»
— Что общего у Беларуси и других авторитарных стран в плане исторической пропаганды?
— Диктаторские и авторитарные режимы генерируют большое количество исторических мифов. С точки зрения пропагандистов, история – прикладная дисциплина, которую можно использовать по своему усмотрению. Они действуют по принципу «под нужную теорию найдутся и нужные факты».
Беларусская пропаганда – микс из советских и российских нарративов. Журналисты государственных телеканалов в качестве источников используют советскую литературу и прессу, российские Telegram-каналы. Например, Андрей Кривошеев на «Беларусь 1» продвигает тезисы Владимира Соловьёва и его экспертов. Используют ли госСМИ нацистскую пропаганду, для меня пока остаётся вопросом, но аналогии провести можно. Григорий Азарёнок в очередном выпуске своей авторской программы «Орден Иуды», посвященной бывшему дипломату Игорю Лещене, сравнивает людей, которые отвернулись от режима Лукашенко, с крысами. В 1940 году вышел нацистский пропагандистский фильм «Вечный жид», который подталкивает зрителей к выводу, что евреи – это крысы и относиться к ним нужно соответственно. Вполне возможно, что это совпадение, но оно красноречивое. Думаю, Азарёнок, ставящий знак равенства между людьми и крысами, впитывает нацистскую пропаганду не из первоисточников, а в российском изложении.
Сторонники протестного движения часто называют режим Лукашенко фашистским, имея в виду германский нацизм. На самом же деле в нем гораздо больше от полицейских диктатур вроде Румынии Николае Чаушеску или ГДР Эриха Хоннекера, и чувствуется влияние сталинизма. Это проявляется и в пропаганде, и в политике. Я склонен назвать сегодняшнюю диктатуру неосталинистской.
— В преддверии Дня Воли беларусские государственные медиа, особенно «СБ. Беларусь сегодня», как никогда много внимания уделили истории Белорусской народной республики. Какие основные пропагандистские нарративы госСМИ транслируют о БНР?
— История Белорусской народной республики сложная, неоднозначная и не подпадает под пропагандистские штампы. Государственная пропаганда сконструировала упрощённую схему: БНР – исключительно немецкий проект, цель которого – оторвать Беларусь от России. Идея же БНР – национальное государство под бело-красно-белым флагом. Госпропаганда искажает эту идею и уверяет, что беларусская государственность под бело-красно-белым флагом может быть связана только с оккупантами.
Немецкие захватчики в Первую мировую войну заигрывали с беларусским национальным движением. Но считали его слабым, поэтому интересовались им в меньшей степени, чем украинским или прибалтийским. Они знали, что национальные меньшинства на окраине Российской империи из-за репрессивной царской политики можно использовать, завоевав их симпатию, чтобы эффективно господствовать на захваченной территории.
Последние тексты в госСМИ о БНР написаны как по шаблону. Начинаются с утверждения, что БНР – недогосударство или «бумажное» государство под оккупацией, которое не оставило никакого следа в истории Беларуси. А потом сразу же развивается тема Второй мировой войны и коллаборации. Беларусская пропаганда – одна из самых убогих и мерзких из тех, которые я изучал. За какую бы историческую тему государственные медиа ни взялись, они всё равно закончат Второй мировой войной, нацистами и бчб-флагом.
Фото: скриншот с сайта sb.by
— Государственные СМИ повторяют, что нельзя обмануть историческую память беларусов и скрыть преступления коллаборации под бело-красно-белым флагом. Как сформировался тезис, что полицаи – последователи БНР?
— Среди коллаборационистов были и представители беларусского национального движения, часть из них считала себя наследниками БНР. Беларусские коллаборационисты полагали, что платой за сотрудничество с немцами будет создание национального государства под бело-красно-белым флагом. Гауляйтер Вильгельм Кубе как глава гражданской администрации заигрывал с беларусским национальным движением, полагая, что можно эффективнее управлять этими территориями благодаря симпатиям населения. Беларусские националисты пытались воспользоваться шансом продвинуть национальный проект и пошли на сотрудничество с нацистами. Они посчитали, что идея беларусской государственности выше коллаборации.
Ещё один исторический миф, который создаёт госпропаганда, чтобы дискредитировать БНР и внушить людям ужас перед идеей республики под бело-красно-белым флагом: немцы во время Первой и Второй мировых войн были одинаковыми. Но отношение немцев к гражданскому населению в 1918 году было совсем не таким, как в 1941-м. Ставить знак равенства между БНР и нацистским периодом по меньшей мере непрофессионально. Во время Второй мировой войны немцы проводили политику геноцида. В Первую мировую немцы не занимались геноцидом на оккупированных территориях, цели уничтожить местное население не было. Их интересовала прежде всего эффективная эксплуатация захваченных территорий. Захватчиков Перовой и Второй мировой войны роднит то, что для реализации своих планов они были готовы использовать беларусское национальное движение.
Так пропаганда создаёт ещё один простой миф. Идею беларусской государственности под бело-красно-белым флагом приносят захватчики, или же реализуют люди, которые сотрудничают с оккупантами. На основе такого сконструированного мифа легко провести аналогию с современной политической ситуацией, также сфабрикованной пропагандой. Мол, в 2020–2021 оппозиция ориентируется на Польшу, цель которой – нарушение суверенитета и национальной целостности Беларуси. Если бы Германия занимала позицию, подобную польской, то антинемецкая риторика звучала бы гораздо громче.
«Цель – ликвидировать национальный флаг из общественного пространства»
— Отношение государственной прессы к БНР не всегда было отрицательным. Например, в 2018 году СТВ ставит БНР в один ряд с БССР и РБ. Как менялась позиция госпропаганды по отношению к БНР?
— До августа 2020 года государственная пропаганда терпимее относилась к истории БНР, признавала её значение, не гиперболизировала роль кайзеровских оккупантов. О БНР в основном пишут ректор Академии управления при президенте Вячеслав Данилович, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, член Совета палаты представителей Игорь Марзалюк и Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ. Историю БНР из них троих лучше всех знает Гигин, который всегда акцентировал внимание на «немецком следе» и открыто об этом писал, но в 2018-м более сдержанно. До августа 2020 года Марзалюк положительно высказывался о БНР, признавал её важность в создании национального государства, влияние на БССР.
Государственная пропагандистская машина исходит из того, что беларусы мало знакомы со своей историей. Пропаганда сконцентрирована на борьбе в бчб-флагом, который имеет огромное символической значение, а не с настроениями в обществе. Цель – ликвидировать национальный флаг из общественного пространства. Лукашенко во время своего правления создавал красно-зеленую Беларусь по собственным представлениям и, видимо, в 2015 году полагал, что его Беларусь настолько выстроенная, что ценностный возврат к долукашенковским приоритетам невозможен. Поэтому в 2015 году происходят определённые послабления, пересмотр отношений к БНР, а в 2018 и 2019 годах власти официально разрешили праздновать День Воли. БНР была признана пусть и неполноценной, но ступенькой к сегодняшней государственности. И вдруг в 2020 году возвращается всё то, с чем боролся Лукашенко и госпропаганда. Огромные марши, бчб-флаг, интерес к беларусской истории и культуре, к истории БНР, ВКЛ, национального флага и герба, сталинским репрессиям. О темах, которые заинтересовали людей, можно судить по дворовым лекциям. Запроса на историю Второй мировой войны не было, память о ней приватизировало государство и устранило из сконструированного образа войны опыт беларусов.
«Беларусская пропаганда создала более извращённую, чем российская, концепцию войны»
— Как государственная пропаганда использует Вторую мировую войну?
— Главная особенность беларусской исторической пропаганды – это концентрация только на теме Второй мировой войны. В российской пропаганде такая же ситуация, но есть отличие. Российская пропаганда сосредоточена на борьбе с внешним врагом, с нацистами, через которых переходит к современному Западу. Идея в том, что нацистам не удалось покорить Россию, а теперь это хочет сделать коллективный Запад. Собственные болезненные моменты истории – власовское антисоветское движение, использование власовцами триколора, коллаборационное движение – замалчиваются или используются в редких удобных случаях. Например, Владимир Соловьёв сравнивал Алексея Навального с генералом Власовым.
Беларусская пропаганда создала более извращённую, чем российская, концепцию войны. В своих целях использует не внешнего, а внутреннего врага. Пропаганда упоминает нацистов между делом, а на первый план выдвигает беларусских коллаборационистов. Парадокс в том, что в Беларуси уровень сотрудничества населения с немцами был ниже, чем в России, Украине, Прибалтике. В Беларусь немцы привлекали полицейские батальоны из Прибалтики и Украины, потому что местных кадров не хватало. Но пропаганду интересует в истории Второй мировой войны только беларусы-полицейские, настоящие и мнимые, главное – под бело-красно-белым флагом (без флага – каратель второго сорта), и их реальные преступления или приписанные им пропагандой. Сегодня госпропаганда пытается создать впечатление, что сотрудничество коллаборационистов с нацистами было серьёзным явлением и сыграло ключевую роль в уничтожении местного населения.
Фото: скриншот с сайта ctv.by
— При каких условиях беларусская пропаганда может сконцентрироваться на внешнем враге?
— Развитие антинемецкой пропаганды будет зависеть от позиции Германии относительно протестов. Сейчас в Германии беларусскую тему поднимает прежде всего ведущая оппозиционная партия «Союз-90»/«Зелёные». Она призывает к гораздо более серьёзным санкциям против сторонников Лукашенко, регулярно устраивает акции солидарности. Вероятно, по результатам выборов в сентябре «Зелёные» войдут в коалицию или даже возглавят её. Это значит, что следующий министр иностранных дел, а возможно и федеральный канцлер Германии будет представителем этой партии. Как для режима Лукашенко, так и для его российских покровителей приход «Зелёных» к власти будет неприятным событием. Политика Берлина в отношении официального Минск станет еще более решительной. Как реакция на действия Германии в Беларуси может подняться волна антинемецкой пропаганды, а для этого подходит тема Второй мировой войны. В слабой степени антинемецкая пропаганда уже присутствует. В Telegram-канале «Жёлтые сливы» звучат сравнения Ангелы Меркель с Гитлером или немецкого посла в Беларуси с Кубе. Но всё может измениться в более радикальную сторону.
«Евреев, как правило, намеренно выносят за скобки»
— Вы говорили об антисемитском характере беларусской пропаганды. Как в государственных СМИ уживается стремление якобы сохранить память об истинных жертвах и героях войны с антисемитскими нарративами?
— Пропаганда создаёт упрощённый образ войны. Жертвы оккупации, нацистов и коллаборационистов – беларусы. Евреев, как правило, намеренно выносят за скобки. Холокост в официальной беларусской культуре памяти играет второстепенную роль, а сейчас о нём вспоминают только в случае острой пропагандистской необходимости. Например, недавно представители власти посетили мемориальный комплекс «Яма» в Минске и другие места памяти. БелТА (государственное информагентство. – Media IQ) в репортаже об этом событии ни разу не упомянуло еврейских жертв. Не говорил о них и Лукашенко во время выступления в Хатыни, которое было приурочено к годовщине уничтожения деревни.
Пропаганде не нужны евреи в упрощённом образе войны, она вписывает Холокост в общую картину войны, не преподносит как нечто отдельное. Такая инструментализация Холокоста аморальная, говорить про еврейскую трагедию, вычёркивая евреев, – это и есть антисемитизм. Это старая советская традиция, на которую ориентируется современная беларусская пропаганда.
Сегодня все страны-участницы Второй мировой войны гордятся людьми, которые спасали евреев. Государственные СМИ Беларуси, напротив, не упоминают о беларусах, которые так делали. Подобные факты им сегодня не нужны. В истории войны есть масса неприятных тем, которые госмедиа не затрагивают: антисемитизм в партизанском движении, насилие партизан против евреев и местного населения.
Антисемитизм присутствует в пропаганде не только в текстах, связанных со Второй мировой войной, но и в отношении ныне живущих граждан Беларуси еврейского происхождения. Тогда антисемитизм направлен не против всех евреев страны, а только против тех, кто поддерживает протестное движение. При этом намеренно конструируется образ еврея. Наиболее красноречивый пример, с моей точки зрения, аналитик Артём Шрайбман, который в публичных выступлениях не акцентирует внимание на своих еврейских корнях. Пропаганда же видит в Шрайбмане не просто врага, а именно еврейского врага. «Если бы не эти совки, рабы системы, отсталые люди, как вы любите выражаться, то коллективный Шрайбман до сих пор отапливал бы крематории», – уверяет Азарёнок. У читателей и зрителей должно сложиться впечатление, что тексты с критическим анализом политики Лукашенко пишет именно еврей. Пропагандисты уверены, что их публика антисемитская. И в этом они, скорее всего, правы. Антисемитские высказывания звучат в отношении Джорджа Сороса, Бернара-Анри Леви, Максима Каца, а также и Вашего покорного слуги. Пропаганда убеждена, что идеи, озвученные с антисемитским усилением, аудитории будут понятнее.
«Госпропаганда увеличивает возможности Беларуси стать демократической страной»
— Какие выводы можно сделать, если проанализировать госпропаганду в Беларуси?
— Беларусская государственная пропаганда в 2021 году стала ещё более агрессивной и радикальной, чем в августе 2020-го. Радикализация пропаганды характерна для авторитарных и диктаторских режимов, которые находятся на последнем этапе существования. Высшая точка радикализации государственной пропаганды ещё впереди. Наша госпропаганда напоминает мне статьи «Белорусской газеты» (издавалась с 1942 до 1944 года), главного пропагандистского издания коллаборации. Так, антисемитская пропаганда в «Белорусской газете» была намного более радикальной и омерзительной в 1944 году, чем в 1942-м. Хотя в 1942 году в Минске ещё есть гетто, и, когда в газете выходят антисемитские материалы, читатели знают, что там умирают евреи. В 1944 году в Минске уже нет гетто, все евреи уничтожены, но антисемитская пропаганда носит более агрессивный характер. Румынская пропаганда режима Чаушеску летом 1989 года (в декабре этого года началась революция) становится также более абсурдной.
Чем больше государственная пропаганда будет демонизировать бело-красно-белый флаг, тем больше шансов, что этот флаг станет национальным в новой Беларуси. Сегодняшняя госпропаганда увеличивает возможности Беларуси стать демократической, свободной страной. Если бы режим Лукашенко пал в августе, Беларусь, скорее всего, превратилась бы в управляемую демократию российского образца. Чем дальше этот режим и его пропаганда извергают свой яд, тем больше шансов, что будущая Беларусь станет антилукашенковской и по определению демократической, свободной и бело-красно-белой.