ГосСМИ проигнорировали победу Украины на «Евровидение-2022»
Государственные беларусские медиа почти не упоминали песенный конкурс «Евровидение-2022», на который не допустили Россию и Беларусь и который выиграла Украина.
Беларусь отстранили от «Евровидения» ещё в 2021 году за нарушение правил: заявленная песня содержала политические послания, сатиру над протестующими. Россию отстранили уже в 2022-м — за вторжение в Украину в феврале.
Но если в прошлом году про недопуск Беларуси активно говорили в госСМИ аж два месяца (нарратив манипуляций про несправедливое ущемление беларусского участника вошёл в топ и в марте, когда это стало известно, и в апреле, когда его припоминали как пример давления на Беларусь), то в нынешнем — конкурс проигнорировали.
При этом раньше «Евровидение» освещали активно — вплоть до момента отстранения Беларуси в 2021 году. Например, телеканал «Беларусь 1» его транслировал, а на сайте публиковал новости под специальным хэштегом. Подобный хэштег использовало и БЕЛТА.
В рамках мониторинга Media IQ мы изучили, как госмедиа освещали нынешний конкурс в дни его проведения.
ТВ: игнорирование или дискредитация конкурса
Упоминаний «Евровидения-2022» на телеканалах «Беларусь 1» и ОНТ найти не удалось.
На СТВ нашлась только одна публикация: авторская рубрика Алёны Родовской «За дело», опубликованная 17 мая. Цитата показательна, так как на дискредитацию «Евровидения» автор нанизала комплекс нарративов госпропаганды.
«Интересные цифры озвучили: 98 % беларусов за семью, – так начала рубрику Родовская. – А знаете, о чём подумала? Как-то я совсем не расстроена тем, что мои дети не увидели в эфире сборище трансгендеров и этих странных гуманитарных заявлений от Украины в европейском песенном ЛГБТ-конкурсе. Ничего эти сборища фриков не дают и для исполнителей — ни популярности, ни смысла. И до настоящих талантов там уже дела нет. Мы никогда не станем частью современной европейской культуры. Они нас упрекают в старомодности: мол, Европа в ногу со временем идёт, а вы всё про войну, традиционные семейные ценности…».
После этого автор перешла к теме важности памяти о ВОВ, дискредитации беларусского протестного движения и Запада, противопоставления народа и властей западных стран, а также заявила, что Беларусь спасёт мир от голода. Завершилась рубрика так: «И вновь возвращаясь к песенному европейскому балагану. Мы их тоже накормим. Но участвовать Беларусь должна только в достойных конкурсах: под стать нашей национальной гордости и стати».
То есть автор дискредитировала европейскую культуру и «Евровидение-2022», положительно оценив неучастие Беларуси, которая для конкурса «слишком хороша». И приправила всё это языком вражды к ЛГБТ-людям аккурат 17 мая, в Международный день борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией.
Кто победил в «Евровидении-2022» и почему Россию и Беларусь не допустили, Родовская не рассказала.
БЕЛТА: одна новость, и та удалённая
На сайте крупнейшего госинформагентства БЕЛТА упоминаний «Евровидения-2022» не нашлось.
Кроме найденной нами страницы, которая, судя по url-адресу, была озаглавлена «Конкурс песни “Евровидение-2022” начался в Турине». Но сейчас страница пустая: на ней нет ни заголовка, ни текста. Датой публикации указано 18 мая, но на сайте web.archive.org хранится её версия, датированная 11 мая (тоже пустая). Напомним, конкурс начался 10 мая (первый полуфинал), а финал состоялся 14 мая.
Из вышенаписанного можно предположить, что публикация с заголовком «Конкурс песни “Евровидение-2022” начался в Турине» была размещена 10 или 11 мая, но вскоре после публикации (не позже 11 мая) заголовок удалили. Был ли текст помимо заголовка — неизвестно.
«СБ. Беларусь сегодня»: игнорирование
Издание «СБ. Беларусь сегодня» также проигнорировало ход конкурса и его результаты.
Последнее упоминание датировано 24 марта, когда репортёр АТН прокомментировала в интервью газете недопуск Беларуси, что «сколько бы мы ни повторяли, что искусство и спорт — вне политики, очевидно, что сегодня эти понятия неразделимы» и «зачастую и сами артисты становятся жертвами политических игр» (напомним, Беларусь отстранили в 2021 году за политизированную песню).
До этого Андрей Муковозчик 2 марта прокомментировал в своей колонке, что новость об отстранении российских артистов «в самой России была встречена ликованием — наконец-то!», и что это «немного не та реакция, на которую рассчитывали “западные партнёры”».
Третья публикация с конца — перепечатанная 26 февраля новость «РИА Новости» о выходе российских вещателей из Европейского вещательного союза.
Телеграм: дискредитация в авторских каналах
В официальных телеграм-каналах ОНТ, БЕЛТА и АТН Белтелерадиокомпании упоминаний конкурса в дни проведения и после не было. У СТВ нет телеграм-канала.
Упоминания нашлись разве что в авторских телеграм-каналах работников госСМИ. Например, ведущего СТВ Григория Азарёнка и колумниста «СБ. Беларусь сегодня» Андрея Муковозчика. Оба цитировали дискредитационные публикации других каналов и авторов. Но Муковозчик ограничился репостами, а Азарёнок оставил ещё и несколько своих комментариев. Например, возмутился, что беларусских участников в прошлом году отстранили за политизированную песню, а украинских в этом — нет. А также обыграл слово peace («мир» по-английски): «Будет Украине “пис”. И “дец” тоже будет. Полный».
Более высокую активность по теме в авторских телеграм-каналах и более резкую тональность по сравнению с ТВ и сайтами изданий можно прокомментировать словами директора агентства «Минск-Новости» Юрия Козиятко: «Мессенджеры эффективны для координации протестов, флешмобов. Государственным СМИ это не нужно. Хороши телеграм-каналы для информационной и психологической обработки людей: можно писать всё что угодно, не стесняясь в выражениях. Государственные СМИ этим не увлекались, пока гибридная война не постучалась в дверь. Стало ясно, что все средства хороши, даже если они выходят за рамки традиционной журналистики, и Муковозчик, Азарёнок и “Жёлтые сливы” могут заткнуть за пояс фейк-ньюз с заграничной пропиской…».
Вывод
Победа Украины на «Евровидении» в госСМИ осталась незамеченной, а причины отстранения Беларуси и России замалчивались. Замалчивание и селекция, избирательная подача информации и смещение акцента — главные манипулятивные приёмы при освещении темы.
Фото на обложке: Украина в финале «Евровидения». Автор: EBU / CORINNE CUMMING