Ярлык фашизма на протестном движении. Отчёт по манипуляциям в марте
Результаты мониторинга Media IQ пропаганды, дезинформации и манипуляций в государственных беларусских медиа по трем темам: общественно-политической ситуации в стране, беларусско-российских отношений и коронавируса.
Мы проанализировали 720 информационных материалов государственных СМИ в феврале. Из них 425 касались темы общественно-политической ситуации, 142 — беларусско-российских отношений, 197 — коронавируса (один материал мог относиться сразу к нескольким темам). В сравнении с февралём цифры примерно такие же.
Для мониторинга были выбраны следующие медиа: «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «СБ. Беларусь сегодня». С августа 2020 года Media IQ не мониторит негосударственные медиа на пропаганду.
Под нарративом понимается содержащийся в новости посыл. Нарратив может повторяться в нескольких новостях, поэтому сформулирован кратко и обобщённо. В одной новости может быть несколько разных нарративов. Для одной новости каждый нарратив считается один раз.
Под субнарративами понимаются второстепенные нарративы, использованные для усиления главного посыла. Для одной публикации нарратив считается один раз. При этом один нарратив в публикации может содержать несколько субнарративов.
Манипуляции содержались в 275 публикациях (38%), в том числе в 19% публикаций, касающихся беларусско-российских отношений, в 17% публикаций — коронавируса, и в 56% публикаций об общественно-политической ситуации.
«Ненависть ко всем, кто думает по-другому»
В марте по теме общественно-политической ситуации были проанализированы 425 публикаций, из них 238 содержали манипуляции. В сравнении с февралём количество публикаций по теме немного уменьшилось (в феврале было 458), а процент публикаций, содержащих манипуляции, вырос (56% против 44% в феврале). До этого число публикаций по теме также ежемесячно снижалось с сентября (в сентябре было 999 публикаций) вместе со спадом протестной активности. Исключением стал февраль, когда рост дало проведение Всебелорусского народного собрания и суда над Виктором Бабарико.
В марте случились резкие изменения в топе нарративов в сравнении с февралём: вернулся характерный для предыдущих месяцев акцент на дискредитации оппонентов власти. Изменения можно связать с анонсированными на 25 марта протестными акциями. Если в феврале позитивные нарративы впервые с сентября встречались хоть немного, но чаще дискредитирующих и речь шла об успехах государства, то в марте дискурс развернулся снова в сторону очернения протестного движения: дискредитирующие нарративы встречались 171 раз, а позитивные — 68 раз (разница в 2,5 раза).
Протестующих обзывали «протестунами», приписывали им лживость («фейки и протестуны — это уже практически синонимы»), чувство превосходства над другими социальными группами и нетерпимость («ненависть ко всем, кто думает по-другому, плюс вера в собственную невероятность»). Характеристики неслучайны: на протестующих навешивали ярлык неофашистов и связывали с коллаборационистами, чьи традиции они якобы продолжают. Помимо манипулятивных оценочных высказываний и семантики это осуществлялось также через избирательную подачу информации и выдавание частного за общее («в Витебске задержали нациста, который оскорблял милиционера в телеграм-канале», при этом у него обнаружили БЧБ-символику, которую в кадре показали рядом с нацистской), а также через сравнение несравнимого и псевдологическую связь — проведение исторических параллелей с поддержкой Западом протестного движения в Беларуси («тактика у тех, кто хочет завоевать, только для начала, умы потомков победителей, такая же, как и 80 лет назад: найти своих сторонников на чужой земле и создать фальшивый образ и реальности, и войны»). Но, во-первых, современный Запад в своей политике культивирует и продвигает ценности толерантности, прав человека, мультикультурализма и демократии, а также осуждает противоречащий этим ценностям нацизм. В то время как государственная пропаганда Беларуси, например, порой приобретает антисемитский характер. Во-вторых, гитлеровская Германия не являлась единственным представителем Запада: тот же Запад в лице Великобритании воевал с нацистской Германией. Поэтому обобщение Запада как фашистского является подтасовкой и подменой понятий.
Фундаментальный месседж госпропаганды — потомки победителей фашистов в лице сторонников Александра Лукашенко (с похожей на советскую символикой, пусть в 1945-м флаг и выглядел иначе) противостоят наследникам коллаборационистов, которых представляют протестующие и их лидеры (с БЧБ-символикой). Победа над фашизмом и освобождение Беларуси от оккупантов являются общепризнанной ценностью в беларусском обществе — именно поэтому госпропаганда пытается использовать её для разделения на «своих-чужих». Закрепить эту ценность за властью, но противопоставить оппонентам. То же самое делают и сторонники протеста, например, называя силовиков «карателями».
С темой исторической памяти о войне связан и нарратив «Мы должны спасти страну, не дать разрушить систему», который в половине случаев содержал субнарратив «Не дать переписать историю». ГосСМИ транслировали, что протестное движение пропагандирует нацизм: «Противостоять пропаганде нацизма и поставить надежный заслон экстремизму сможем, сохранив историческую правду. <…> События после выборов стали сигналом обществу: в патриотическом воспитании молодежи пробелы. Если не заниматься этим с самого раннего школьного возраста, нишу быстро заполняет интернет с насаждением чуждых нам идеалов и моральных устоев». Что за «идеалы» и «устои» скрываются под ярлыком «нацизм» — не уточнялось. Также здесь создана ложная дилемма: либо человек патриот, либо протестующий. А поддержка власти приравнивается к поддержке страны и народа: «Оппоненты (и в данном случае не власти, а белорусского народа) работают над подменой понятий и созданием какой-то альтернативной истории на постсоветском пространстве уже по меньшей мере 10 лет», — заявили на ОНТ.
Нарратив «Государство работает хорошо» был связан с разными направлениями деятельности. Например, с подавлением протестов (подмена понятий: «раскачать страну им никто не позволит, уж поверьте, и сил, и средств для этого у нашей власти и правоохранителей достаточно»), с изменением административного кодекса (желаемое вместо действительного: «при подготовке разработчики учитывали и реальную обстановку, и мировой опыт, и, конечно, мнение общественности — в итоге в основу кодексов легли принципы гуманизации и либерализации»), с историческими успехами государства (апелляция к публике: «вроде как все уже поняли и согласились: на начальном суверенном этапе огромный пласт вопросов вынужденно замкнулся на Александре Лукашенко — с одной стороны, чтобы сберечь госимущество от олигархов и навести порядок, с другой — чтобы выстроить ключевые институты власти»).
В топе традиционно держится нарратив «На Беларусь негативно влияют извне», связанный со смещением акцента, что политический кризис в Беларуси и другие проблемы якобы вызваны не внутренними причинами, а внешними. Внутренние причины кризиса и декларируемые протестующими интересы замалчивались.
Вот с какой частотой упоминались субъекты, которые негативно влияли на ситуацию в Беларуси, согласно нарративам манипуляций госСМИ. Как и в феврале, в топе были Польша, Запад и Литва, а Латвия и США снова набрали одинаковое число упоминаний.
Встречавшийся в прошлые месяцы субнарратив о том, что какое-то государство вмешивается в дела Беларуси вместо решения собственных проблем, в марте упоминался единожды: в отношении США, чьё посольство поздравило беларусов с Днём воли. «Похоже, Беларусь не даёт покоя и соседям, и тем, кто далеко за океаном, — поддержали на ОНТ ответ МИДа РБ. — …Там же напоминание о событиях у Капитолия, когда “американской администрации пришлось застрелить несколько человек, чтобы удержаться у власти и закрепить итоги выборов”». Но это подтасовка: людей застрелили не «для того, чтобы закрепить итоги выборов и удержаться у власти», а потому что демонстранты применяли насилие, среди жертв был полицейский. К тому же это сравнение несравнимого: мирные протесты в Беларуси — не то же самое, что агрессивный захват Капитолия.
«Минск не торгует суверенитетом, а Москва не ставит вопросов о трансфере власти»
Из 142 информационных публикаций в марте, касавшихся темы беларусско-российских отношений, 29 содержали манипуляции (19%). Из публикаций с манипуляциями 17 относилась одновременно к теме общественно-политической ситуации в Беларуси, а четыре — к теме коронавируса. И восемь публикаций с манипуляциями относились исключительно к беларусско-российским отношениям.
В сравнении с февралём, публикаций по теме беларусско-российских отношений в мониторинг попало меньше (142 против 170 в феврале), а доля публикаций с манипуляциями упала (19% против 22% в феврале).
Основными темами беларусско-российских отношений в марте в госСМИ были: обсуждение февральских переговоров в Сочи, переориентация беларусского нефтяного экспорта с балтийских портов на российские, сотрудничество в поставках и производстве вакцины против коронавируса, военное сотрудничество и общие угрозы со стороны западных стран. Эти подтемы вылились в следующие нарративы манипуляций (в топ вынесены повторяющиеся).
Как и в предыдущие месяцы, в топе сохранились нарративы «На Беларусь негативно влияют извне» и «У Беларуси и России общие угрозы». В отличие от февраля, чаще встречались манипуляции с дискредитацией протестного движения (реакция на анонсированные акции протеста 25 марта).
Как и в феврале, один из лидеров — нарратив об успешности интеграции на фоне нарратива о сохранении Беларусью своих интересов при интеграции. Второе — реакция на дискурс негосударственных СМИ. Например, на ОНТ в косвенной речи цитировали Лукашенко: «Минск не торгует суверенитетом, а Москва не ставит вопросов о трансфере власти», — и это корректный пересказ слов героя. Но журналист пошёл дальше и солидаризировался с Александром Лукашенко, комментируя новостной сюжет. Вместо того, чтобы нейтрально передавать позицию, он усиливал её: «Не зря ведь говорят: поспешишь… ну хоть посмеялись! Слух первый и, пожалуй, главный: Александр Лукашенко едет в Сочи продавать страну. Уж сколько раз такое писали! Но фантазия эта, кажется, умирает последней», — для усиления влияния автор использует высмеивание неугодной версии и манипулятивную семантику (поговорку), а также подмену понятий (версия называется «фантазией»). При этом не приводится никаких аргументов, кроме цитат Лукашенко.
«Здоровье граждан дороже денег»
Из 197 информационных публикаций в марте, касавшихся темы коронавируса, 34 содержали манипуляции (17%). Из публикаций с манипуляциями пять относились одновременно и к теме общественно-политической ситуации в Беларуси, четыре — к теме беларусско-российских отношений. Исключительно коронавируса касались 25 публикаций с манипуляциями. Эти цифры примерно схожи с февральскими, как и топ нарративов манипуляций.
Нарратив «Государство работает хорошо» как правило был связан с субнарративами о том, что государство успешно справляется с проблемой коронавируса, разрабатывает свою вакцину и прививает население. Иногда заодно восхваляли Александра Лукашенко: «И показательно, что вопросов у коллектива больницы касаемо коронавируса к президенту не было. Значит, система окончательно уверена в том, как лечить», — высказали догадки вместо фактов на ОНТ. К тому же неясно, почему медики должны спрашивать у руководителя госаппарата, не компетентного в медицине, как лечить новую болезнь.
Восхваление Лукашенко связано с апелляцией к личности, которая данном в примере из эфира «Беларусь 1» усилена контрастом и высмеиванием: «Пока вы лепите свои фейки из-за границы, президент — с людьми. С теми, кому сейчас труднее всего. Не на словах, а на деле. В красных зонах. Какой президент бывает там чаще и больше, чем Лукашенко? Вот с таким лидером и будут белорусы, а не с теми, кто не то, что в красную зону, на родину нос боится сунуть, не обмочив подгузники», — намёк на уехавшую из страны экс-кандидата в президенты Светлану Тихановскую.
Утверждалось также, что лечение в регионах такое же качественное, как в столице. «В целом уровень региональной медицины уже давно в Беларуси не уступает столичному. Выстроить всю цепочку своевременной и качественной помощи было поручением президента», — неясно, на чем основано это манипулятивное оценочное высказывание журналиста в эфире «Беларусь 1».
Нарратив «Эпидемия идёт на спад» связан с продвижением скрытой повестки и селекцией. Во-первых, госСМИ не рассказывают о переключении непрофильных медучреждений на борьбу с коронавирусом, но систематически рассказывают о возвращении к обычному режиму работы. Во-вторых, при рассказе о переходе на привычный режим работы госмедиа не дают конкретных цифр и динамики.
Второй месяц подряд в топе нет нарратива о том, что коронавирус — прежде всего экономическая проблема и локдаун принёс бы ещё больше проблем, чем его отсутствие. В то же время появились рассуждения о том, что «здоровье граждан дороже денег», а «в период острой необходимости вопрос затрат отходил на второй план» — так писали о переливании иммунной плазмы на сайте «СБ. Беларусь сегодня». В данном случае это манипулятивные оценочные высказывания, так как это мнение журналиста.
Выводы
• Накануне анонсированных протестных акций 25 марта госпропаганда развернулась от восхваления успехов государства обратно к дискредитации протестного движения.
• Усилилась тенденция навешивать ярлык нацизма на протестное движение.
• По теме беларусско-российских отношений госСМИ продолжили рассказывать об успехах и пользе интеграции на фоне общих угроз с Запада.
• Ушёл фокус на экономическую сторону проблемы коронавируса, а вместо этого госмедиа говорили, что здоровье граждан важнее денег, и так было всегда.
• 38% публикаций по трём темам в исследуемых госСМИ содержали хотя бы одну манипуляцию.
• В теме общественно-политической ситуации в государственных медиа было в разы больше манипуляций, чем в темах беларусско-российских отношений и коронавируса.