Как язык вражды к ЛГБТ помогает пропаганде дискредитировать протест
Пропаганда играет на ценностях общества. Выбирает ценность, задаёт два полюса, противопоставляет их и создаёт или усиливает конфликт, а затем склоняет аудиторию к выбору стороны. При этом пропаганда присваивает себе поддерживаемый большинством полюс, навешивая на сторону оппонентов негативный ярлык маргиналов. Самый яркий пример — тема Великой Отечественной войны, где есть два ценностных полюса, конфликт между которыми даже не нужно усиливать: условно партизаны и фашисты-каратели. Журналисты госСМИ клеймят протестующих как «преемников фашистов» из-за БЧБ-флага, а сторона протеста клеймит силовиков как «карателей» из-за применения насилия к протестующим.
Чаще всего такое разделение на полюса — ложная дилемма, потому что между полюсами есть много различных вариантов. Например, история БЧБ-флага связана не столько с коллаборантами, сколько с попытками провозглашения независимости Беларуси в 1918 году. Протестовавшие в 2020 году под этим флагом осуждают нацизм, ведь по этому вопросу в беларусском обществе есть консенсус. Но госпропаганда задаёт дилемму: или человек против этой символики, или он расписывается в поддержке нацизма.
Раскол общества на «мы» и «они» — основа для языка вражды, благодаря которому сторонники, во-первых, начинают сильнее ненавидеть противников, а во-вторых, как следствие, сплачиваются вокруг своих ценностей.
Ценностное ядро как полюс
Для завоевания сторонников пропаганда использует не одну, а несколько ценностей. Создаётся ценностное ядро. В его основе — базовые ценности, по которым в обществе есть консенсус, вроде отношения к нацизму. Чуть дальше от сердцевины — менее однозначные ценности, но всё же поддерживаемые абсолютным большинством (например, христианство или негативное отношение к ЛГБТ). И на периферии к ядру приклеиваются ценности, которые не столь однозначны — например, поддержка определенной политической силы. Но выбравший сторону человек по инерции присваивает и «периферийные» ценности. Ведь разрешая ложную дилемму, выбирая сторону только между двумя полюсами, не осознавая их искусственность, приходится выбирать и принимать всё ценностное ядро целиком.
Вот как это происходит на «Беларусь 1»: «Сначала нашему обществу навязывают символы, под которыми проходил геноцид беларусского народа, рассказывают о героических подвигах нацистов и оправдывают преступников, переписывают исторические факты, а теперь под сомнение ставят и систему вековых ценностей белорусов, в основе которых всегда было и будет традиционное построение семьи как союза мужчины и женщины». Далее говорится, что поддержка западными странами защитников прав ЛГБТ в Беларуси — попытка «раскачивать нас под любым предлогом». Цитируются представители костёла и церкви, осуждающие «нетрадиционные семьи», и призыв «стать стеной перед мощной волной деморализации, которую нам навязывают извне», потому что «противостоять разрушительной западной идеологии возможно только вместе, глубоко поняв и приняв настоящие семейные ценности». Сюжет завершается выводом: «В Беларуси семья, основанная на союзе мужчины и женщины, — традиционно смысл простого человеческого счастья и надежная основа государства». Неясно, что именно призвана разрушить «западная» идеология, а также почему гетеросексуальная семья считается надёжной основой государства, а не, например, учёт интересов меньшинств, поддержка свобод и соблюдение прав человека. К тому же по данным за 2009 год, в Беларуси было 17,7% семей, где детей воспитывал один отец или одна мать без партнёра — часть из этих семей фактически однополые. Точное число ЛГБТ-людей в Беларуси неизвестно. Но, например, в США, где легализованы однополые браки, число ЛГБТ-пар в 2019 году составляло около 0,8% (причём половина из этих 0,8% живут вместе в незарегистрированном браке).
Отношение жителей Беларуси к ЛГБТ и язык вражды
По данным социологического исследования SATIO за 2016 год, более половины жителей Беларуси относились к ЛГБТ-людям негативно или боялись их. Однополые отношения назвали «категорически недопустимыми нигде и никогда» более 60% опрошенных — больше, чем назвавших недопустимыми проституцию, ложь, получение и дачу взятки. Жить по соседству с ЛГБТ-людьми не хотели бы 70% жителей страны.
По словам бывшего директора Института социологии НАН Игоря Котлярова, согласно данным социсследования 2014 года, «только 2,2% населения поддерживают однополые браки».
И государственные, и негосударственные беларусские СМИ порой усиливают такое негативное отношение языком вражды — дискриминацией социальной группы через речь (призывы, оскорбления, создание негативного образа). Исследование СМИ Беларуси, проведённое инициативой «Журналисты за толерантность» в 2019 году, показало, что ЛГБТ-люди заняли второе место среди уязвимых социальных групп по жёсткости применяемого к ним языка вражды (первыми оказались религиозные меньшинства). По данным исследования 2020 года, СМИ обвиняли ЛГБТ в моральных недостатках, в попытке захвата власти и доминирования, негативном влиянии на общество и «традиционную семью».
ЛГБТ на протестах 2020 года
Пропаганда использует поддержку или любую другую причастность к ЛГБТ как ярлык для дискредитации оппонентов. Например, разберём сюжет ОНТ о протестах в сентябре 2020 года. «Кого только не встретишь на протестах в Минске, — применяет ведущая манипулятивную семантику. — Как никогда много российских активистов ЛГБТ-сообщества (их легко узнать по радужным флагам) и просто откровенных маргиналов». ЛГБТ и некие «маргиналы» перечисляются в одном логическом ряду, будто нечто однородное. Кроме того, слово «маргиналы» содержит негативную оценку, неясно, о ком именно речь, это подмена понятий. «Одни эпатируют, другие провоцируют толпу… Впрочем, большинству белорусов такого поведения всё же не понять», — ведущая не только обобщает отношение жителей Беларуси к протестующим и к ЛГБТ (которое может быть разным), но и апеллирует к публике, использует мнение большинства как аргумент.
Тему продолжает репортёр ОНТ, который говорит о западном влиянии и «популярности нетрадиционной сексуальной ориентации в европейских странах». Во-первых, выражение «нетрадиционная ориентация» некорректно и является манипулятивным оценочным высказыванием с негативными коннотациями. «Нетрадиционное» может пониматься как нечто новое, искусственное или модное, тогда как гетеросексуальность, гомосексуальность и бисексуальность существовали в человеческой истории всегда (у животных, кстати, тоже существуют разные виды сексуальной ориентации). Также «нетрадиционное» может подразумевать опасность как нечто не проверенное временем (как новые технологии, которые привлекательны и дают много возможностей, но потенциально могут нам навредить).
Во-вторых, неясно, что имеется в виду под популярностью. Возможно, репортёр имеет в виду, что во многих европейских странах люди более открыто в сравнении с Беларусью выражают свою сексуальность. Но если речь о проценте ЛГБТ-людей среди населения, то популярность скорее всего примерно такая же, как в Беларуси, потому что сексуальная ориентация биологически задаётся от рождения. Точных цифр по Беларуси нет. А вот, например, по данным исследования Управления нацстатистики Великобритании в 2011-2012 годах, 1,1% жителей этой страны считали себя геями или лесбиянками, 0,4% бисексуалами, а 3,6% не были уверены в своей ориентации. Журналист в сюжете ОНТ не называет никаких цифр, его оценка «популярности» ни на чём не основывается и поэтому манипулятивна и является домыслами.
«Вовлеченность <ЛГБТ в протесты> явно не радует местных жителей», — продолжает репортёр и приводит уличный опрос, участники которого говорят об ЛГБТ «ужас», «не надо нам геев и проституток», «попахивает пропагандой и провокацией». Но журналистский опрос не является социологическим исследованием и не может репрезентировать мнение всех местных жителей, он может быть качественной иллюстрацией мнения, но не количественным показателем популярности мнения. Вывод на основе этого опроса, что местные явно не рады — это подтасовка.
Манипулятивные приёмы в сочетании с языком вражды
В приведённых ниже примерах как правило больше одного манипулятивного приёма. Везде есть смещение акцента — ключевой приём, который уводит от сути проблемы к дискредитации через причастность к ЛГБТ. Но мы для наглядности выделяем по одному самому яркому приёму на каждую цитату.
• Апелляция к личности. На «ОНТ», рассказывая о Ринкевичсе, снявшем в Риге госфлаг Беларуси, посчитали важным упомянуть, что он гей: «47-летний Эдгарс Ринкевичс. Был депутатом Сейма. Открытый гомосексуалист». Рассказывали бы журналисты о сексуальной ориентации политика, если бы он был гетеросексуалом?
• Высмеивание. Автор «СБ. Беларусь сегодня» для дискредитации снявших в Риге госфлаг Беларуси политиков упоминает их сексуальную ориентацию и обыгрывает анекдот: «Смешная деталь: как только в 2014 году Эдгар был избран в латвийский сейм, он немедленно совершил каминг‑аут. И знаете, кто ласковее других это приветствовал? “Эдгар, друг мой, восхищаюсь твоим мужеством и искренностью”, — немедленно написал бывший министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус. Поэтому неудивительно, что в Риге был буквально повторен старый английский разговор. “А что это оне? — спросил иностранный турист, глядя на совместную возню Мартиньша и Эдгара у флагштоков. — Кто это?” “П…политики, сэр”, — немногословно ответил повернувшийся спиной к непотребству рижанин».
• Фабрикация. «СБ. Беларусь сегодня» о портале T*T.BY: «Уверяли, что преступники, в принципе, вполне себе нормальные ребята и что их давит, насилует и убивает режим. Что медики и учителя годятся только для уличных “гуляний” и нечего им заниматься своим обычным делом — лечить, учить. Говорили, как прекрасны однополые браки и прочие извращения. А наркотики не так уж и опасны. Мол, к чему такая жестокость наказания?»
• Обесценивание. «СБ. Беларусь сегодня» в канун Олимпиады в Сочи: «Журналисты, но только не спортивные, передавая, иногда перекидывая друг другу микрофон, сорвали пресс‑конференцию, долдоня о попрании прав ЛГБТ‑сообщества».
• Конспирология. «СТВ» о влиянии США: «Великие геополитические инквизиторы даже не скрывают: они и только они — поборники прав трансгендеров и различных меньшинств — будут определять степень демократичности в мире. Зачастую сонный Байден уже получил рекомендации недремлющего ока мировой элиты».
• Псевдологическая связь. Блогер в эфире «СТВ» утверждает, что природные катастрофы являются наказанием человечеству за грехи, которые поощряет демократия: «Мне не нравится замена естественного противоестественным. Нет, мужеложство было со времен создания мира, только тогда это было грехом и постыдным явлением. За это явление были сожжены Содом и Гоморра. Не верите в существование этой истории, тогда вспомните случай, когда на побережье Индийского океана скорость волны достигала 500 километров в час и за один день погибли около 230 тысяч человек. Конец 2004 года. Сегодня мужеложство стало гомосексуализмом и нормой. Дьявольская демократия узаконивает однополые браки».
Госпропаганда использует нетолерантность беларусского общества к ЛГБТ как благодатную почву, а язык вражды — как инструмент, чтобы манипулировать аудиторией. в самых разных темах. Пропаганда сочетает язык вражды с разными манипулятивными приёмами, основной из которых — смещение акцента для дискредитации неугодных людей, идей или организаций.