Удобная революция «во имя мира и прав человека» в нарративах госпропаганды
Одним из столпов и предпосылок мифа о стабильности, давшей гражданам Беларуси «мирное небо», право на труд и вообще на жизнь, согласно госпропагаде, – является Октябрьская революция 1917 года, которая из всех бывших республик СССР празднуется на государственном уровне только у нас. Разберёмся, почему так.
«Октябрьская революция – это праздник мира и прав человека», – с таким лозунгом вышел материал на YouTube-канале телеканала СТВ за 6 ноября 2018 года. Сюжет был приурочен к открытию отремонтированного моста над Припятью в Житковичском районе, что было преподнесено как подарок жителям района к празднику. В чём же значение и суть этого государственного праздника, по мнению пропаганды?
Александр Лукашенко, выступая на отремонтированном объекте, отметил:
«Когда приносить народу подарки? 7 ноября. Это действительно праздник. Давайте вспомним из истории, какие уроки должны извлечь из этого праздника. 1) Это праздник мира. Почему? Шла Первая мировая война. Экономика была разрушена, гибли люди. Главный урок: мир, мир и ещё раз мир. Второй урок. Права человека. Люди шли непонятно на какую войну и погибали. Право человека на жизнь было разрушено. Октябрьская революция – это праздник мира и прав человека. Мы мудро поступили, оставив этот праздник в нашей истории, и не босаем в неё камни».
Оратор между строк подчеркнул: «Мы потеряли Западную Беларусь, Западную Украину», но не сказал, почему это произошло. Не стал упоминать, что мир был подписан в Брест-Литовске (февраль 1918) большевиками под «дулом пистолета» немецкого военного командования со сдачей последним значительных территорий и контрибуций. И что после этого началась гражданская война, отголоски которой тяжёлыми последствиями прошлись и по Беларуси, разрываемой с конца 1918-го польскими и большевистскими войсками, окончательно оформившая раздел страны в Риге в марте 1921 г.
И неудивительно, что затрагивая тему октября 1917-го Лукашенко практически всегда обходил молчанием Беларусскую Народную Республику и её деятелей. Для него это чужая история. Ну и нет ни слова о том, что большевики разогнали Учредительное собрание, которое и должно было определить то, какая будет власть в России. Где же здесь уважение к правам человека?
Важно отметить, что, к счастью, подобную упрощённую и официальную позицию не разделяли религиозные деятели, среди которых был тогдашний православный митрополит Минский и Заславльский Павел. Во время посещения нескольких приходов Гомельщины митрополит освятил поклонный крест памяти жертв революции 1917. Сообщение об этом опубликовала 12.08.2017 «Радыё Свабода» со ссылкой на материал сайта Гомельской епархии БПЦ eparhiya.by (на данный момент публикация оттуда удалена). Митрополит, россиянин, отметил, что та революция положила начало тяжким гонениям на церковнослужителей и саму Церковь. Где права человека и свобода вероисповедания, о которых заявлял Лукашенко, говоря об октябре 1917-го?
В преддверии государственного праздника в 2021 году на портале «СБ. Беларусь Сегодня» были опубликованы рассуждения политолога Вадима Гигина о том, чем же всё-таки для беларусов является эта дата, под названием «День Октябрьской революции – праздник со многими смыслами». С самого начала автор обратил внимание на факт непринятия христианскими конфессиями этого праздника, особенно православными, у которых «иконы убитого со своей семьёй царя Николая II есть практически во всех храмах». Однако затем перешёл к риторике «не всё так однозначно» и начал рассказывать про «республику-партизанку» в годы «Великой Отечественной войны», что государственность в Беларуси была плодом октября 1917-го, про чудо-технологии большевиков в БССР и про замечательных советских менеджеров Кирилла Мазурова и Петра Машерова. Ну и главное, что, по мнению Гигина, советских репрессий в Беларуси было значительно меньше, чем приписывают коммунистическому режиму. Только вот про «самое вкусное в мире мороженое» забыл упомянуть.
10 ноября 2022 на телеканале ОНТ вышла передача «Марков. Ничего личного». Там представлена весьма интересная дискуссия между телеведущим Маратом Марковым и провластным политологом Петром Петровским. Суть дискуссии: есть ли сходство между событиями октября 1917-го и августа 2020-го в Беларуси. И начали, по сути, с того, что даже структурно неуместно эти события сравнивать. Петровский: «Великая Октябрьская социалистическая революция изменила структуру власти, жизнедеятельности, экономики всей бывшей Российской империи. Революции от “цветных революций” нужно уметь отличать». Риторика абсолютно советская. Говоря о событии в Петрограде, Петровский ничего не говорит хотя бы о той же Бессарабии, Финляндии, Дальнем Востоке, да и центральных губерниях России, где ничего, по сути, не происходило в тот момент, как, собственно, и в Беларуси, разделённой германско-российскими окопами. Провластные спикеры любят невежественные с научной точкитзрения обобщения. Да и забывает Петровский, что премьер-министр Временного правительства Александр Керенский собирался отвоёвывать у большевиков Петроград из пригорода Гатчина, да вот не получилось. И это у Петровского «вся Российская империя».
Автору данного текста вспомнились университетские лекции по истории России ХХ века. Преподаватель обратил внимание студентов на тот факт, что восставшие матросы во время захвата Зимнего дворца в октябре 1917 бросились не министров Временного правительства арестовывать, а на штурм винных погребов (во время Первой мировой войны по всей России был объявлен сухой закон).
Дадим слово также политологу Вадиму Боровику, эволюционные гипотезы которого о большевистском перевороте 1917-го опубликованы в 2022 году в «СБ. Беларусь Сегодня»: «За 70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории беларусов и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения беларусской нации». Вот только не сама вбирала, а получила то, что дали по команде из Москвы, как и уничтожение интеллигенции в 1930-е годы, хотя об этом Боровик вообще не упоминает. Непонятно, какую эволюцию предлагает автор в материале под заголовком «Наш путь эволюционный».
Подводя итоги пропагандистских опусов, дадим слово специалисту в области истории Беларуси первой половины ХХ века, кандидату исторических наук Нине Стужинской: «Паспяховы бальшавіцкі пераварот у сталіцы (25 кастрычніка) не прывёў да аўтаматычнага захопу ўлады паслядоўнікамі Леніна на беларускіх землях. Трыумфальнага шэсця Саветаў тут не было. Вялікую Кастрычніцкую сацыялістычную рэвалюцыю (так звычайна называлі гэтую падзею пры савецкай уладзе) беларусы сустрэлі больш як назіральнікі, а не актыўныя ўдзельнікі. Таму ў шэрагах творцаў Кастрычніка ў Беларусі, нягледзячы на вялікія “намаганні” пазнейшых камуністычных гісторыкаў, не відаць тутэйшых дзеячоў, а калі яны і ёсць, то гэта, як правіла, не беларусы». Шах и мат пропагандистам, как говорится.
Как это ни странно, но с риторикой большевиков и их оправданиями разгона Учредительного собрания в январе 1918 г. очень схожи нарративы пропаганды беларусского правящего режима, который, подобно большевикам, не давал и не даёт беларусам высказать своё мнение и выбрать власть демократическим путём. В своих словесных пассажах приводятся эфемерные достижения, которые должны привить среднестатистическому жителю идею о позитивной роли «крепкой руки». Неугодные личности, факты не упоминаются вообще, причинно-следственные факты перекручиваются.
Пропагандисты пишут о октябре 1917 г. лапидарно, в их опусах мы не увидим беларусов, не увидим Беларуси. Для них Беларусь, видимо, только с 1917 года и началась. И нет различия, какие взгляды близки оратору: «эволюционные» (Боровик), ортодоксально-советские (Петровский) или, назовём их «комбинированные» (Гигин). Их объединяет то, что октябрь 1917-го – это причина, а Беларусь – в их понимании БССР – это следствие.