«Если того требуют общественные интересы». Разбираем кейс с инцидентом в Мачулищах: как продолжили тему государственные и независимые медиа
Пропаганда и негосмедиа опровергали друг друга, и в итоге медиа «Зеркало» получило достоверную информацию, но вопросы вызвал метод проверки факта.
Больше недели не уходит из медийного поля тема инцидента на военном аэродроме в Мачулищах под Минском, где, предположительно, провели диверсию с повреждением ценного российского военного самолёта. Кейс примечателен не только загадками, которые так и остались после случившегося, но и информационной кампанией пропаганды, а также способами добычи информации и фактчекинга негосударственными медиа.
Как уже рассказывал Media IQ, госСМИ три дня молчали, пока новость широко распространялась в негосударственных изданиях. Только на четвёртый день канал «Беларусь 1» показал кадры с рулением самолёта, назвав информацию о его повреждении фейком. Отметим, что в своём официальном Телеграм-канале Агентство теленовостей Белтелерадиокомпании подало эту новость с использованием языка ненависти, оскорблений и высмеивания:
«Азаров [глава ByPOL] жидко обделался. Вот прямо так, что там сейчас у него течёт по ягодицам и жирно капает на ботинки. История с повреждённым дорогущим российским самолётом А-50, который якобы подорвали с дрона “партизаны”, оказалась не более, чем фейком, в который беглый подполкан и сам поверил безоговорочно. Это, кстати, очень показательный момент для укропропаганды, насколько стоит доверять всяким “байполам” и “гаюнам”. Под видом помощи укрорежиму, они кормят его той самой субстанцией, которая капает с задницы Азарова».
Ещё через день на «Беларусь 1» показали тот самый самолёт в воздухе и заявили, что «суперлайнер на боевом дежурстве выполняет задачи по патрулированию рубежей нашей страны», и что он сопроводил самолёт Александра Лукашенко, который возвращался из Китая.
Негосударственные медиа, по-прежнему сохраняя взвешенность в освещении этой темы, провели работу по фактчекингу и анализу информации, поданной по госТВ, а также в Телеграм-канале «Беларускі Гаюн», который опроверг «Беларусь 1». Телеграм-канал сообщил, что А-50 на самом деле не выполнял «боевое дежурство» и вообще покинул воздушное пространство Беларуси – улетел на авиационный завод в российский Таганрог для проведения ремонта. Это подтверждало версию о том, что самолёт действительно был повреждён и не может выполнять свои функции.
Публикации на эту тему негосударственные медиа делали с помощью экспертных мнений и анализа информации, поданной как госТВ, так и «Беларускім Гаюном», сопоставляли факты, чтобы показать, чья версия может быть верной.
Портал «Зеркало» решил проверить факт прибытия А-50 на авиаремонтный завод своеобразно: журналист позвонил на предприятие, представившись при этом сотрудником аэродрома в Мачулищах. С помощью этого приёма журналист получил подтверждение того, что самолёт действительно в Таганроге, а информация «Беларусь 1» является ложью.
«Это явно не может быть нормальной практикой»
Однако такая уловка «Зеркала» вызвала дискуссии в журналистской среде. Media IQ спросил у медиаэксперта Павлюка Быковского, допустимо ли использование подобных приёмов.
– В нормальных условиях редакционная политика обычно предусматривает то, что журналист должен представляться сотрудником издания, в котором работает. В Беларуси были прецеденты, когда представитель оппозиционного издания представлялся работником другого негосударственного медиа, но не политического. Это стало предметом цеховой дискуссии, и тогда было решено, что так делать нельзя.
Дискутировали также о том, можно ли журналисту представляться «местным жителем», который, к примеру, звонит на «горячую линию». Пришли к консенсусу, что в нынешних условиях так делать можно, если издание не зарегистрировано в Беларуси, а тем более объявлено «экстремистским».
Что касается звонка «Зеркала» на авиационный завод – здесь другая история. Собеседник сознательно вводился в заблуждение. Можно опираться на то, что общественные интересы в данном случае были в приоритете – требовалось получение, проверка информации.
Но это явно не может быть нормальной практикой. В каждом случае нужно задаваться вопросом – требуют ли этого общественные интересы. Если да, то некоторые такие уловки имеют право на существование.
Можно также вспомнить о старом приёме, когда «журналист меняет профессию» и идёт работать в другую сферу, чтобы подготовить материал, который он не смог бы сделать, представляясь журналистом.
Отметим, что тема произошедшего на аэродроме в Мачулищах так и остаётся открытой – журналистам пока не удалось выяснить, что же действительно произошло там с российским самолётом.