Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Женщины и мужчины в фильме Юрия Дудя. Наблюдения гендерной экспертки

Фильм Юрия Дудя «Как жить, если лишают родины» попал прямо в цель. Его обсуждают, кажется, все — и те, кто посмотрел от начала до конца в первые часы появления на YouTube, и те, кто видел лишь фрагменты, и те, кто ещё только планирует с ним познакомиться.

Поделиться:

Многие смотревшие плакали, потому что узнали в нём себя и своих близких. Плакали не только от боли, но и от гордости за беларусов. Нам десятилетиями внушали, как мало мы умеем, ни на что не способны, никому не нужны и только у себя дома нас терпят — а во внешнем мире мы «котироваться» не будем. Новейшая история каждый день демонстрирует противоположное, и нас переполняют эмоции, когда мы видим, какие мы на самом деле

Чтобы видео настолько «выстрелило», оно должно найти отклик у своей аудитории. Аудитория Юрия Дудя весьма широкая — как и должно быть у автора канала с 9,8 миллионами подписчиков и более 1,5 миллиардами просмотров. Чтобы достичь такой аудитории, герои канала должны представлять разные слои общества, разные профессиональные, возрастные, гендерные, национальные и любые другие группы — чтобы каждая из аудиторий нашла, с кем себя отождествить, с кем найти общие проблемы и устремления. Предполагаю, что при подготовке этого проекта у Юрия была задумка показать широкую социальную базу беларусского протеста, продемонстрировать, что в нём участвуют не только «молодёжь» или условные «IT-шники», но люди всех возрастов, разных профессий, места проживания, социального статуса и т. д. И что под каток репрессий попали и «лидеры мнений», и многодетные матери, и обычные пенсионеры.

В беларусском протесте активное участие принимают женщины, это его важная особенность. Ненасильственный характер беларусского протеста устойчиво ассоциируется с участвующими в нём женщинами.

Перечисленные обстоятельства позволяют предположить, что героями видео станут абсолютно разные беларусы и беларуски.

Давайте посмотрим на проект «Как жить, если лишают родины» с точки зрения того, как конструируются в нём образы женщин и мужчин, и насколько соблюдены в нём принципы гендерно-корректной коммуникации.

Герои Юрия Дудя — 6 мужчин и 4 женщины, которые рассказывают 9 жизненных историй (две героини — это сёстры, представляющие одну историю). Мы не знаем критерии отбора героев и отражают ли они реальное гендерное распределение среди вынужденных уехать. Такое соотношение мужчин и женщин в видео — его несомненный «плюс»: к сожалению, существует огромное количество журналистских текстов, в которых героями являются только мужчины, хотя речь в них идёт о «людях вообще», и поднимаются проблемы, актуальные как для мужчин, так и для женщин. Демонстрация женщин и мужчин — разных возрастов, разного социального, профессионального статусов, места проживания — как в данном видео — показатель гендерно-корректного текста.

С другой стороны, в видео героини рассказывают собственные жизненные истории, представляя собой «простого человека», который столкнулся с вопиющей несправедливостью и в силу своих нравственных принципов не смог остаться в стороне. Они и спозиционированы как «военнослужащая и многодетная мать», «пенсионерка», «сотрудница отдела кадров и инженер».

Тогда как герои-мужчины — это и рассказчики персональных историй (впрочем, в силу уникальных обстоятельств — небольшого комьюнити Гродно или перелёта через границу на параплане — ставших известными личностями), но прежде всего — лидеры мнений. Они не только делятся личными переживаниями и жизненными перипетиями, но и весьма уверенно высказывают прогнозы, дают оценки, информируют о своих выводах и наблюдениях.

Такое «разделение труда» нашло отражение и в анонсе видео, например, на интернет-ресурсе Ze*kalo: «Юрий Дудь снял выпуск о беларусах, которые вынужденно уехали из страны после выборов 2020 года. Среди героев — автор YouTube-канала «Жизнь-малина» Никита Мелкозёров, аналитик Сергей Чалый, Андрей Суша, который перелетел беларусско-литовскую границу на параплане, основатель платформы «Голос» Павел Либер и другие». После прочтения такого анонса можно предположить, что героинь в видео вообще не будет, что, к счастью, не так. Однако оказалось, что «и другие» — это прежде всего женщины. И что женщины — это и есть «другие» в медийном дискурсе.

В вынужденной эмиграции сегодня находится большое количество беларусских женщин-эксперток и лидерок мнений. Уверена, многие бы не отказались поучаствовать в проекте, поделившись и личными историями, и экспертным мнением — тогда видео получилось бы более гендерно-сбалансированным. А так мы увидели традиционное разделение на «мужчин-акторов» и «женщин — глас народа». Что не соответствует реальности. И что особенно важно при репрезентации в медиа политических и гражданских кампаний, где женщинам традиционно отводилась роль «массовки», тех, кто «помогает» лидерам-мужчинам.

Кстати, такое же «разделение труда» продемонстрировано и на обложке данного видео, где изображены беларусские женщины в БЧБ-символике. Непросто сделать обложку, которая бы олицетворяла общенациональное движение, но такая задача, несомненно, могла бы быть реализована более успешно.

Какими показаны женщины и мужчины в видео? Прекрасно, что многие их качества не делятся по признаку пола. И женщины, и мужчины репрезентированы сильными, очень смелыми, с крепким нравственным стержнем, не боящиеся никакой работы, не готовые мириться с несправедливостью, хотящие быть — и являющиеся! — субъектами собственной жизни, а не послушными исполнителями чужой воли. Каждый и каждая из них достойны персонального 2-часового видео.

Однако невозможно не заметить, что интервьюер, беседуя с героинями, время от времени очень явственно, жестами и мимикой, проявляет свои эмоции, при этом специально глядя прямо в камеру. Этим Юрий подсказывает аудитории: «Обратите внимание! Посмотрите! Послушайте!» (например, когда речь идёт о том, как сестры покупали компас и переходили границу, как героиня рассказывала, что у неё четверо детей и она должна думать, в какой стране они будут жить, как пожилая женщина объясняла своё решение и др.). Юрий Дудь демонстрирует, в какой мере он впечатлён решениями и поступками женщин — похоже, он не ожидал, что они на такое способны.

Но при разговоре с героями-мужчинами — а их истории тоже весьма захватывающи — таких эмоций не проявлялось! То есть мужчины способны на подобное «по определению», а для женщин это нечто исключительное?

Такое предположение явно основано не на реальности, а на гендерных стереотипах.

Кстати, здесь ещё и эйджизм, продемонстрированный и автором, и одним из интервьюируемых. Похоже, они разделяют предположение, что только молодые проявляют активное несогласие жить в парадигме насилия и фальсификаций – что опять же не соответствует действительности.

Несомненной удачей с точки зрения гендерной корректности является бережное обращение к эмоциям интервьюируемых, а именно, акцент на эмоциях героев, а не только героинь, как можно было бы ожидать, основываясь на гендерных стереотипах. В видео как раз героини демонстрируют положительные эмоции и позитивный взгляд на жизнь, тогда как герои признают, что им трудно, что они работают с психотерапевтом и временами плачут, а саморазрушительное поведение — не выход из ситуации. Для аудитории, прежде всего мужской, это хороший пример, как нужно поступать в сложных обстоятельствах. И доказательство того, что женщины — это не «слабый пол».

Как вывод: сильное видео выиграет ещё больше и ещё большую пользу принесёт аудитории, если обращать внимание не только на очевидные гендерные стереотипы, но и на те, которые не лежат на поверхности.

Читатйте также:

Беларусские медиа: гендерный аспект. Исследование за апрель-июнь

Хорошо 6
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты