Вспоминали Чечко, говорили о «зверствах» Польши. Как ещё пропаганда готовила беларусов ко Дню народного единства
Региональные пропагандисты делали упор на продвижении идей «единства и сплочённости народа».
К недавно созданному в Беларуси празднику «День народного единства» (в честь присоединения в 1939 году к БССР западной Беларуси) государственные медиа проводили ток-шоу с провластными экспертами, публиковали материалы в авторских рубриках пропагандистов, выпускали тематические сюжеты с использованием манипуляций («День народного единства»: исторические манипуляции официальной пропаганды — читать). Media IQ посмотрел, как пропаганда готовила беларусов к 17 сентября на примере телеканала СТВ и региональных изданий.
Накануне праздника ТВ делало репортажи с форумов в регионах, где выступали провластные историки, эксперты, «лидеры мнений», высказываясь на тему «исторической правды». Одно из таких мероприятий — форум «Беларусь помнит». По версии СТВ, его темой стала «борьба беларусского народа в межвоенной Польше за своё право жить в едином государстве и попытка современных польских псевдоэкспертов переписать нашу историю». При этом не приводились ссылки на факты ни о «переписывании истории», ни о «народной борьбе» (как известно, в этой борьбе участвовали, в основном, коммунисты, а не народ в целом). А передачу Польше большевистскими властями западной части Беларуси СТВ назвало «польской оккупацией»:
– В нынешних условиях важно ответственно подходить к подготовке специалистов, способных не только изучать, но и воспитывать у молодёжи уважение к своему наследию. Поэтому 14 сентября почти 100 молодых историков со всех регионов нашей страны в преддверии Дня народного единства обратились к беларусам с призывом помнить всенародное сопротивление польской оккупации. Это и есть противоядие, которое защищает нас от недружественной политики иностранных государств.
Ещё одно «идеологическое» мероприятие, которое освещал телеканал — посещение главой Администрации президента Игорем Сергеенко лагеря «Берёза-Картузская». При этом факты о лагере подали выборочно, говорили, что «пытки для заключённых в концлагере отличались особой жестокостью, а порядки были бесчеловечными».
О «бесчеловечности» современной Польши на СТВ вспомнили и в репортаже об установке памятника на могиле Эмиля Чечко — польского дезертира, который перебежал в Беларусь, и в итоге его нашли повешенным. Как заявил корреспондент Константин Герцев, «поступок Эмиля стал своеобразным призывом к согражданам: если есть что сказать и молчать нет силы, не стоит бояться властей — в мире ещё остались страны, где правда имеет вес, поэтому в Беларусь продолжают приезжать польские активисты». По словам пропагандиста, солдат перешёл беларусскую границу, чтобы «всему миру рассказать о зверствах со стороны сослуживцев», «жил идеей справедливости и свободы слова, которая Польше была так неудобна — несмотря на бесчеловечное давление на родных и близких, молчать он не мог».
Отметились пропагандисты и в своих авторских рубриках. Например, Григорий Азарёнок назвал Польшу «мятежной, буйной, чванливой, злобной, горделивой» и воззвал:
– Хочешь ты быть первой в Европе, да не дают никак немцы тебе на простор выйти. Хотела ты быть единственной и главной славянской империей, да москали вот посильнее оказались. И всю свою злобу вымещала ты на беларусах. Всю желчь свою, все амбиции. Всю свою потаённую ненависть.
Алёна Родовская, говоря об «освобождении» западной Беларуси, заявила, что «немало кому хотелось захватить и поработить нас, но все с позором бежали и были побеждены». При этом отметила:
– История ведь повторяется, но мы и сегодня способны дать достойный отпор любому врагу. В этом огромная заслуга нашего президента Александра Лукашенко.
Подобные «блоги» появились и в районных газетах. Региональные пропагандисты делали упор на продвижении идей «единства и сплочённости народа».
– Мы сплотились и продолжаем жить и развиваться. И наше единство — это самый серьёзный ресурс для противостояния политическому геноциду, ведь благополучие «куётся» собственным трудом на собственной земле… Эта сплочённость рождена не столько эмоциями, сколько убеждённостью в правильности выбранного пути, — пишет Элина Коваленко в газете «Новы дзень».
Ей вторит Сергей Чайдак в газете «Добрушскі край»:
– Праздник, утверждённый в минувшем году, не всегда нужно связывать с событиями 1939 года. Народное единство — это ещё один признак беларусского общества. А 2020-й показал, что благодаря сплочённости можно сделать практически всё. И уровень жизни поднять, и нуждающимся помочь, и страну отстоять.
Писали в районных газетах и про «тяжкое польское ярмо». Как утверждает Татьяна Гончарова в газете «Чечерский вестник», в 1930-е годы в Польше «процветало самое настоящее рабство», и выражает уверенность, что «мы не допустим снова превратить нас в рабов и исказить нашу историю».