«Василь Быков остался советским». Как российское ТВ описывает общее наследие Беларуси и России
Что мы знаем о российском влиянии? Вне общественного внимания и, соответственно, интереса остаются механизмы и инфраструктура реализации стратегической информационной операции, целью которой является удержание позитивного отношения беларусов к РФ, российской политике. Из постсоветских стран Беларусь оказалась наиболее уязвимой, наиболее русифицированной, с большим числом адептов русской имперской идеологии в политических элитах, обществе и системе образования. Именно на этих беларусских акторах изначально самовыстраивалась и самовоспроизводилась система влияния России. В последние десятилетия она была институционализирована и оформлена организационно, поддержана административно и профинансирована из Москвы. Проводниками этого влияния на Беларусь были и остаются система культурных, общественных связей и система образования. Но сегодня немного не о том. Частью стратегической информационной операции является сохранение, формирование у российских граждан особого отношения к Беларуси, уверенности в «общем наследии и будущем».
Практически незаметно для беларусского зрителя на телеканале «Россия 1» прошел сюжет с говорящим названием «Россия и Белоруссия: общие наследие и будущее».
Начинается сюжет со спекуляции вокруг одной из самых знаковых для Беларуси личности — Василя Быкава. Российский зритель знакомится с родиной и семьей Василя Быкова: «Витебская глубинка. Деревня Бычки. Когда-то здесь все семьи были Быковы. В одной и родился первенец Василь. Василек — так звали его в родном доме. Изба-трехстенок: сени, комната и кухня с печкой. Любимым блюдом был омлет со шкварками. Родительская икона, прялка матери, феранки – шторы из газет – вырезала сестра. Родных Быков навещал каждый год, хоть Бычки и напоминали о непростом крестьянском детстве». Все очень мило, практически пасторально.
Далее немного информации о войне и творчестве: «Его рукой – первое письмо с фронта, апрель 1944-го. Следом пришла похоронка, но, сопоставив даты, семья успокоилась: в январе Быкова ошибочно сочли убитым, а он был тяжело ранен под Кировоградом. Об этом повесть «Мертвым не больно». «Журавлиный крик», «Сотников», «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета»…». Вскользь упоминается, что произведения Василя Быкова «переведены на 50 языков, а писал всегда на белорусском». А дальше то, ради чего в сюжете и вспомнили об одном из символов Беларуси — цитата Светланы Турло, научного сотрудника ушачского Музея народной славы: «Он просто как патриот своего языка хотел, чтобы язык не умер. Он остался советским, он же воевал за Советский Союз против единого врага». И, конечно, не упоминается, что Василь Быков в 1988-м году был одним из учредителей Беларусского Народного Фронта, а в 1994-м стал доверенным лицом Зенона Позняка на первых президентских выборах. Активно выступал против союза Беларуси с Россией и считал, что будущее страны за сотрудничеством с европейскими государствами. В своей биографической повести «Долгая дорога домой» Василь Быков написал: «Я ня лiдэр i не «сумленьне нацыi», я просты, біты жыцьцём беларус, якi мае толькi адну мэту — застацца сумленным». И похоронили народного Писателя под бело-красно-белым флагом, как он сам хотел.
Вторая личность, которая должна убедить зрителя в совместном прошлом и общем будущем, – Марк Шагал. Экскурс в историю Витебщины и рассказ о детстве Шагала — так начинается эпизод: «религиозная многодетная семья — 7 дочерей, 2 сына, державшая продуктовую лавку: продавали бакалею, соль, сахар и бочковую селедку…». При этом, конечно. не упоминается, что начальное образование он получил традиционное еврейское, по Торе и Талмуду с изучением староеврейского языка.
Краткая биография Шагала с упоминанием дорогого для него Витебска: «он покинул Витебск в 1920-м и больше не вернулся, даже когда приезжал в СССР в 70-х по приглашению лично министра культуры Фурцевой открывать собственную выставку в Третьяковке. Художник с мировым именем верил, что его признают и на родине, и всю жизнь писал часы из родительского дома, зеркало с отражением керосиновой лампы». Даже цитируется письмо Шагала с пронзительной ностальгией по утраченной родине, Витебску: «как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не разговаривал с твоими улицами, не опирался на заборы твои», а дальше очень странный вывод от Ирины Вороновой, директора Музея Марка Шагала, что «сам себя он считал русским».
Вспоминается в сюжете еще один уроженец Витебщины — художник Михаил Савицкий, а также два спортсмена: баскетболист Иван Едешко и борец Александр Медведь. Они тоже должны уверить российского зрителя в совместном прошлом и общем будущем Беларуси и России. Для Михаила Савицкого главными темами творчества были Вторая Мировая война и Чернобыльская авария, а «это правда о прошлом для настоящего во имя будущего».
«ВестиRU» дают в сюжете цитату Ивана Едешко, который уже полвека живет в Москве, а родился в Гродно: «и тех, которые были русскими, и узбеками, и литовцами — всех, когда мы приезжали за границу, называли русскими. Я сердцем белорус, я русский белорус. Я знаю, что такое Беларусь, знаю качества белорусов в этой стране, которая прошла войну. Жаль, вы не видите моих глаз, в них тоска по Белоруссии, по тому, что там происходит».
Российская федерация борьбы в сюжете называется главным другом и партнером Александра Медведя, и поэтому он тоже «наше общее наследие и наше будущее».
В эту же канву кладется и один из поводов визита главы СВР Сергея Нарышкина в Минск 22 октября. Открытая часть его встречи с Лукашенко — это две с половиной минуты и очень знаковое заявление. По словам Нарышкина, «отдельной ареной борьбы, становится история. Не допустить ее искажения и спекуляции на теме великой Победы – общая задача наших стран…, кто уже только ни оттоптался на теме Второй мировой и Великой Отечественной, а для Белоруссии и России эта война священная». Зритель узнает, что «сегодня в Минске открыли мемориальную доску советским разведчикам Алексею Ботяну и Юрию Дроздову – их называли гениями невозможных операций, а их профессиональные судьбы – золотыми страницами истории отечественной разведки», а на мемориальной доске написано «Славным сынам белорусского народа». Снова общее прошлое и совместные планы на будущее.
Можно утверждать, что РФ выстраивает систему, которая позволяет воспитывать национальную элиту и общество, если не полностью включенными в российское идеологическое поле, то, по крайней мере, лояльно относящиесяся к российским нарративам. Присутствие Беларуси в пророссийском информационном нарративе формирует систему влияния для идеологического, культурного воздействия, подталкивает к интеграции, потере суверенитета и «братскости».
Читайте также:
Соловьёв и абсолютная пластичность. Проследили эволюцию взглядов на «СоловьёвLIVE»