Семья для государства – любовь, ограниченная неделей?
В Беларуси прошла Неделя родительской любви – семь дней, за которые государство попыталось регламентировать даже такое личное чувство, как родительская любовь. Чиновники и церковь активно продвигали идею о том, что крепкая семья нужна прежде всего государству, а традиционные ценности – вопрос национальной безопасности, показал мониторинг Media IQ. При этом реальные проблемы семей остались за рамками официальной повестки.
Как отмечает издание «Смартпресс», неделя родительской любви в Беларуси обязана Дню отца, который «в нашей стране отмечают всего третий год. В июне 2022 года был подписан указ о праздновании этого праздника ежегодно 21 октября. Эта дата была выбрана потому, что в Беларуси уже много лет 14 октября отмечают День матери. Таким образом появилась возможность с 14 по 21 октября проводить родительскую неделю».
БелТА сделало анонс мероприятий, сообщив, что: «мероприятия, запланированные на этой неделе, будут способствовать популяризации родительства, семейных ценностей».
Основной тон недели задал форум «Разговор о важном: счастливая семья – сильное государство», который прошёл в Полоцке при участии председателя Совета Республики Натальи Кочановой и Беларусской православной церкви. Фактически БПЦ и власть выступили в дополняющих друг друга ролях семейных идеологов, проявляющих «заботу о человеке» и оказывающих «помощь нуждающимся», выступающих за «сохранение традиционных ценностей, духовно-нравственное воспитание общества, укрепление идейных основ беларусской государственности». Фактически советский нарратив: семья – ячейка общества, контролируемая советским государством, перерождается в симбиотический контроль семьи государством и церковью.
В дополнению к «бренду диктатура» появляется бренд «семейные традиционные ценности», «все брачные и семейные отношения в нашей стране будут со знаком качества», а чтобы не сбиться с пути, будет «прописана дорожная карта по участию в реализации семейной политики нашей страны».
Форум стал очередным подарком: «для многих участников мероприятия приезд в Полоцк стал настоящим подарком», приглашённые многодетные родители были счастливы, делились своими эмоциями, рассказывали о секретах воспитания и боготворили: «для нас было важно встретиться с таким великим человеком, как Наталья Кочанова, это дорогого стоило».
Наталья Кочанова озвучила основные государственные нарративы, которые на разные лады повторяли в своих речах чиновники:
– демографическая ситуация: в Беларуси наблюдается демографический дисбаланс (в чём он выражается, не уточняется), но всему виной то, что «беларуски стали вступать в брак и рожать детей в более позднем возрасте, в семьях не всегда решаются на второго ребёнка», и «причины этого кроются вовсе не в условиях жизни и предоставляемых государством возможностях, а в изменении мировоззренческих установок и психологии людей, в том числе в результате целенаправленного, методичного воздействия западных политтехнологических центров, неустанно предпринимающих массированные попытки дестабилизации Беларуси и других политически неугодных суверенных государств».
Чиновники по-разному видят беларусские семьи. Министр труда и социальной защиты Наталья Павлюченко мечтает, что «среднестатистическая беларусская семья представляет собой работающих маму и папу с двумя, тремя детьми. Родители ответственно относятся к воспитанию, поддерживают прочные связи между поколениями и чтят историю своего рода».
Помощник президента, инспектор по Гомельской области Юрий Горлов видит, что полноценная семья – это семья с двумя и более детьми – и это «должно быть стилем жизни беларусов».
– социальная политика: чиновники подсчитали, что для семейной жизни всего хватает: «в Беларуси выплачивается 11 видов пособий, включая семейный капитал, который можно использовать для образования, лечения детей и иных целей», а также есть «доступное жильё и качественная медицина». Конечно, проблемные вопросы не поднимались.
– воспитание детей и молодёжи: родители должны внимательно относиться к досугу детей, хоть «этому жизненно важному предмету нет отдельного курса лекций, правил, теорем и аксиом», но хорошим примером могут служить «воспитанники военно-патриотических клубов», которые «вместе с сотрудниками ОМОНа устроили захватывающее шоу, продемонстрировав навыки владения боевыми приёмами. Малыши весело провели время с аниматорами».
– завуалированное анонсирование изменений в законодательства в сфере брачно-семейных отношений: «Необходимо создавать правовые установки на семью как ключевой институт гражданского общества». Нужны: «Социально активные, позитивные, целеустремлённые семьи, в которых живут преданные своей земле, своему народу, своему государству люди, имеющие принципы, убеждения и веру, которые являются опорой государства в консолидации общества и залогом дальнейшего динамичного развития нашей страны».
Беларусская православная церковь не отстаёт от чиновников и предполагает, что «модель человеческой семьи – как союза мужчины и женщины, и рождающихся в этом союзе детей – создана Богом», винит Адама и Еву в грехопадении и не упоминает, что дети у этой пары родились лишь после того, как они были изгнаны из рая. Получается, что на беларусские семьи не только плохо влияет европейское общество, но и первые люди, которые исказили свою природу, нарушив связь с Богом. Именно поэтому «супружеская неверность, плохое воспитание детей, непочтение детей к родителям – наполняют жизнь человечества от грехопадения первых людей до наших дней». Традиционно БПЦ придерживается патриархального взгляда на семейные отношения, в котором лидерство отводится мужу, потому что оно «освящено Богом».
Депутат Палаты представителей Национального собрания Олег Гайдукевич дал себе характеристику как отцу: «Я и хороший, и плохой отец, потому что слишком добрый, своих дочерей балую. Считаю, что это плохо, но ничего с собой поделать не могу. Согласен с тем, что чем больше мы балуем детей, тем хуже потом последствия». На это у православной церкви есть ответ: «Если мы почувствовали, что далеки от божественной нормы жизни семьи и отцовского служения, то сейчас самое время стать ближе к этому идеалу и сделать хотя бы что-то».
В своих речах чиновники не обошлись и без традиционных стереотипов, приписываемых мужской и женской роли: «любовь матери и плечо отца», «чтобы жить дружно и счастливо, нужно выходить замуж и жениться по любви», «счастье быть мамой и ощущать море детской любви», «тот факт, что у нас в стране больше женщин, чем мужчин, говорит о том, что представители моего пола более счастливые». Не обошлось и без критики ЛГБТ-сообщества, которая также основана на идеологических стереотипах: «Беларусы отлично понимают, что есть мама и есть папа, а не “родитель № 1” и “родитель № 2”. У нас всего два пола – мужской и женский».
Как сказала начальник главного управления идеологической работы и по делам молодёжи Мингорисполкома Ольга Чемоданова: «Неделя родительской любви должна продолжаться в наших сердцах и делах каждый день», но эта установка не о любви, понимании и взаимоотношениях внутри семьи, между семьёй и государством, это установка о том, чтобы каждый день усваивать аксиому: «семья – фундамент успешного государства», «институт крепкой семьи не менее важен для государства, чем экономика», и повторять как мантру: «Мы живём благополучно. Беларусь пользуется большим авторитетом. И мы все вместе должны поддерживать нашего лидера, чтобы и дальше жить в мире, в независимом и суверенном государстве», «традиционные ценности для Беларуси – это вопрос национальной безопасности и здравого смысла».
Таким образом, государство и церковь всё больше начинают вторгаться в личную и семейную жизнь граждан, стремятся её контролировать, создают идеологические установки, которым необходимо соответствовать гражданам, и которые, возможно, будут регламентированы правовыми нормами.