Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

«Проделана большая работа». Сабина Брило о новом фильме «Мастер и Маргарита»

Поделиться:

Когда в социальных сетях начался очередной великий лов – на новую российскую экранизацию «Мастера и Маргариты», я в сети не попала. Плыла в другом потоке. Вот уже несколько месяцев читаю мемуары выживших в середине двадцатого века: прочитала «Записки лагерного врача», потом воспоминания немецкой еврейки, которой удалось уцелеть в нацистском Берлине, теперь вот закончила подробно расписанную лагерную биографию француженки, которую чёрт дёрнул в двадцатых годах в Париже выйти замуж за русского работника дипломатического представительства. В 1930 году Андре Сенторенс вместе с мужем и маленьким сыном приехала в Москву – и на четверть века застряла в ловушке у государственной тирании. Голод, страх, недоумение и невозможность спрятаться от надвигающегося со всех сторон кошмара вначале, а потом – семнадцать лет сталинских лагерей. Тот самый знаменитый Северодвинск (тогда Молотовск) и его страшные окрестности.

От чтения мемуаров выживших невозможно оторваться, потому что всё это – правда. Так было. Ну и, конечно, параллельно я читаю и слушаю новости – с родины и не только. Всё более нелепые, безумные, античеловеческие новости, которые хочется не видеть-не слышать, но видеть-слышать надо, потому что это правда. Так есть. Людей без вины арестовывают и отправляют в лагеря и тюрьмы, детей оставляют без родителей, а стариков – без сыновей и дочерей. Государственная идеология признана высшей ценностью, а жизнь и достоинство человека должны быть ей полностью подчинены. В тюрьмах запирают наглухо, отрезая от связи даже с родными. В тюрьмах убивают. Есть так же, как было – потому что время прошло, а мы, люди, ничего не исправили.

Вот, собственно, почему – сопереживала прошлому, переживала настоящее – меня как-то пронесло мимо обсуждения новой ленты «Мастер и Маргарита». И когда спросили: а что ты по этому поводу думаешь? – я сперва отмахнулась. Не до премьер. Выжить бы. Выдержать бы реальность, в которой мои товарищи сидят в тюрьме, выживают в изгнании, рискуют жизнью и её теряют. В которой тюрьма и война становится всё более «нормальным» явлением, и пока, похоже, никто не в силах это исправить. Но потом я подумала: если в России сейчас снимают и показывают МиМ, это ведь должно что-то означать. Сам акт этого художественного высказывания должен иметь значение, потому что книга Булгакова – это книга человека, который, в отличие от читаемых мной мемуаристов, НЕ выжил в ловушке у государственной тирании. И тогда я решила, что посмотрю кино и скажу, что думаю по поводу новой российской МиМ.

Вообще-то я из тех, кто не перечитал «Мастера и Маргариту» в зрелом возрасте. Для меня она всё ещё остаётся книжкой из ранней юности, и если представить, что в моей голове есть библиотека, и книжки там расставлены тематически, то «Мастер и Маргарита» стоит где-то между «Детьми Арбата» и двухтомником Ильфа и Петрова. Не помню, чтобы тогда, больше тридцати лет назад, меня сильно тронула её любовная линия. Но я запомнила, что у Понтия Пилата (который, вроде бы, не жаждал смерти Иешуа, и тем не менее не освободил его), всё время болела голова. И да, – наверное, именно в этой книжке я, советский ребенок, впервые прочитала изложение евангельского сюжета. Подчёркиваю: я читала МиМ в самом начале девяностых. Это было время хоть и голодной, но свободы. Я реально чувствовала индивидуальную свободу, я ею пользовалась, и я начала ее исповедовать. Позже в сознании этой свободы я воспитывала сына. Теперь всё не так, а книга не перечитана. Зато только что дочитаны страшные правдивые мемуары француженки Андре Сенторенс. И когда я решила посмотреть новую экранизацию МиМ, то была почему-то абсолютно уверена, что в этом кино будет звучать громкий SOS, обращённый из вновь отстраивающегося огромного концлагеря к каждому мыслящему человеку в мире.

Увы, в новом шедевре русского кинематографа я не увидела и не услышала этого сигнала. Я увидела гламурное кино без чувств, без боли, без любви. «Я так страдала, что стала ведьмой», – говорит Маргарита, но я не понимаю (не вижу!), в чем заключалось страдание этой красивой женщины. Я подумала: каково это было бы услышать Марине Адамович, которая уже год ничего не знает о своём муже Николае Статкевиче, и сама живёт в ловушке, которая каждую минуту грозит захлопнуться?

Конечно, слабые сигналы «для своих» в кино подаются. Их считывает российский и беларусский вменяемый зритель: «…за то, что вчера ещё было можно, а сегодня уже нельзя». «Это же всё про сейчас. У нас на студии каждый день исчезают, и никто не спрашивает – все боятся». «Я пошептался: все буквально в шоке. Очень много сочувствующих!» Российское кино снято ещё не в разгар, но на пороге террора в их стране. А в Беларуси государственный террор уже идёт полным ходом. Так – под знаком террора – тираны возрождают «общую историю». А те, кому грозят лагеря, снимают (для тех, кому грозят лагеря) кино, которое могли снять и пять, и десять лет назад – то ли сил им не хватает, чтобы кричать SOS, то ли ещё не так больно и страшно… Впрочем, если предположить, что он бы там был – увидел бы ли его мир, услышал бы ли он его? И если бы услышал, то что бы он мог поделать? Миру, который живёт ещё более-менее благополучно, почему-то кажется, что его никогда не коснётся ужас, который испытываем мы. Но в мире, увы, нет никакого цивилизованного средства против дракона, который ест людей вначале в собственной стране, а потом переходит границы.

В общем, новое кино я посмотрела. Процитирую ещё раз Маргариту: «Когда не хотят обидеть автора, обычно говорят: проделана большая работа». Что ж, пока живём – работаем (особенно когда совершенно непонятно, что же делать). Теперь нужно перечитать «Мастера и Маргариту» – книгу, написанную человеком, которому в годы советского террора выжить не удалось.

Подпишитесь на рассылку MediaIQ

Разоблачения фейков, аналитика, интервью и многое другое — раз в неделю в вашем почтовом ящике
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Хорошо 10
Смешно 1
Грустно 3
Злюсь 1
Кошмар 1
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты