Обесценивание протестов и отрицание насилия со стороны силовых структур: как национальные СМИ нарушали стандарты в сентябре

Государственные медиа в сентябре продолжают высмеивать и обесценивать акции протеста, Светлану Тихановскую и Координационный совет, запугивать зрителей. Конструируют образ врага в лице Европы и друга в лице России, утверждают, что факты насилия сотрудниками силовых структур над протестующими — фейк и ложь.

Поделиться:

 

О чём писали медиа в сентябре

Массовые выступления против фальсификации выборов, задержания протестующих и журналистов, реакция Европы на политический кризис в Беларуси формировали информационную повестку негосударственных медиа. Государственные СМИ уделяли внимание деятельности Лукашенко, беларусско-российским отношениям, митингам в поддержку действующей власти.

 

Обзор результатов

В сентябре TUT.BY, Naviny.by, Euroradio набрали 4,98 баллов при мониторинге на предмет соблюдения стандартов информационной журналистики. Следом идут «Наша Ніва» (4,97), «Спутник Беларусь» (4,86) и «Белсат TV» (4,75, только материалы в выходные дни).

Наименьший балл — у телеканала «Беларусь 1» (2,62). Чуть лучше ситуация у ОНТ (2,82) и СТВ (3,33).

Лидерами по пропаганде в сентябре стали «Беларусь 1» (в 79% от общего числа исследованных сообщений), ОНТ и СТВ (74%).

«Беларусь 1», СТВ, ОНТ чаще всего нарушали стандарты отделения мнений от фактов и полноты информации. У государственных СМИ наличие пропаганды в 62% сюжетов связано с нарушением стандарта отделения мнений от фактов.

 

 

Негосударственные СМИ из 589 исследуемых материалов в 5% нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики. Государственные СМИ из 667 исследуемых сюжетов в 98% нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики.

 

Нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганда в новостях о протестном движении в Беларуси

Государственные СМИ в 100% исследуемых новостей о митингах против фальсификации выборов в Беларуси нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики, в новостях на другие темы — в 93%. Негосударственные СМИ — в 5 % в обоих случаях.

Государственные СМИ в новостях о протестах чаще нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 81% сюжетов, полноты — в 67% и баланс мнений — в 42%.

51% новостей о протестном движении у госмедиа были в негативной тональности. В других темах негативная тональность встречалась в 5% новостей, позитивная — в 47%.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов

«Хлипкий революционер – агрессивная субстанция»

В сентябре, как и в августе, государственные СМИ продолжают эмоционально и в негативной тональности описывать митинги против фальсификации выборов 9 августа. В 73% новостей государственных СМИ о протестном движении нарушен стандарт отделение мнений от фактов и зафиксирована пропаганда. «Беларусь 1» сравнивает акции протеста с «днём открытых дверей в дурдоме», участников называет «майдаунами» и «НЕХТА-югенд». Портал «СБ. Беларусь сегодня» утверждает, что «лицо «протеста» приобретает все более уродливые черты».

Телеканалы обесценивают акции протеста. «Беларусь 1» о маршах студентов 1 сентября говорит, что митингующие через «купленный на мамкины деньги смартфон получают приказыголос, лапу, идти или бежать». Журналист сравнивает студентов с собакой, это дегуманизация – инструмент пропаганды. Далее в кадре – парень, который плачет во время акции протеста. Чем он расстроен, мы не узнаем, телеканал не предоставляет ему слова.  «Хлипкий нынче революционер пошел. Но именно так выглядит мамкин «змагар»»; – высмеивает студента журналист, употребляя беларусское слово «змагар» в отрицательной коннотации. При этом автор сюжета уверен, что «когда они сбиваются в стаю, это очень агрессивная субстанция». Кадров агрессии со стороны участников протеста в сюжете нет. Телеканал СТВ в материале о марше студентов 1 сентября повторяет, что они были настроены на провокации. О каких конкретно провокациях идёт речь, откуда эта информация, журналист не уточняет. Медиа преподносят своё мнение как факт, в материалах смещают акценты с политических требований антиправительственных митингов на агрессию протестующих, которую не демонстрирует в сюжетах. Это пропаганда.

Конфликт во дворе как повод для гражданской войны

Как и в прошлом месяце, государственные СМИ антиправительственным митингам противопоставляют акции в поддержку Лукашенко. Телеканал «Беларусь 1» утверждает, что массовые мероприятия в «поддержку мира, безопасности и спокойствия» с каждым разом собирают всё больше небезразличных людей. Точное число телеканал не озвучивает. Наиболее эмоциональные и положительные оценки поддерживающих Лукашенко звучат в сюжетах о женском форуме «За Беларусь!». «Эмоционально и честно, искренне, со всей душой. Словом, так по-белорусски», – уверяет ОНТ.

«Беларусь 1» противопоставляет женский форум и акции протеста. «Энергетика завораживала. И как могло быть иначе, ведь в воздухе витала любовь, а не злоба и ненависть с душераздирающим криком. Зал наполняли любящие сердца людей, сильных духом». СМИ нарушает стандарт отделение мнений от фактов и создаёт ложную дилемму, манипулирует зрителями и конструирует у них определенный ассоциативный ряд.

Как и в августе, «Беларусь 1», ОНТ и СТВ разделяют беларусов на «своих» и «чужих». «Беларусь 1» утверждает, что «революционная свобода слова не терпит любое инакомыслие», а со стороны участников альтернативного движения «продолжаются провокации и откровенная травля тех, с чьей позицией они не согласны». СТВ утверждает, что если протестующие получат еще больше власти, то «несогласных граждан Беларуси занесут в чёрные списки». ГосСМИ настраивают общество против митингующих, запугивают людей, которые поддерживают существующую власть, расправой с их стороны. Медиа нарушают стандарт отделения мнений от фактов и приписывают протестующим позицию, которую в сюжетах не озвучивает ни один из выступающих против действующей власти или лидер оппозиции. Это запугивание, инструмент пропаганды.

Телеканалы «Беларусь 1» и СТВ в схожих сюжетах рассказывают о конфликте между молодыми парнями и женщиной, которая срезала бело-красно-белые ленточки во дворе. В конце обоих сюжетов звучит одинаковый вывод: протестующие «откровенно травят несогласных и ведут общество к гражданской войне». Телеканалы сгущают краски и создают иллюзию, что описанный конфликт между людьми с разными политическими взглядами свидетельствует о возможном начале гражданской войны. Это манипулятивный приём, запугивание.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов и баланса мнений

Что понял Павел Латушко по версии СТВ?

Государственные медиа в сюжетах о выезде за границу оппонентов власти и деятельности Координационного совета нарушают стандарт баланс мнений. Они не обращаются за комментарием к герою сюжета, а его мнение замещают своими высказываниями. В 36% новостей государственных СМИ о протестах в Беларуси нарушены стандарты баланс мнений и отделения мнений от фактов и зафиксирована пропаганда.

Государственные телеканалы убеждают зрителей, что члены Координационного совета сбежали, сам совет развалился, единства в нём нет. «Беларусь 1» уверяет, что «бегство за рубеж лидеров протеста стало приметой последнего времени». Сюжеты о побеге из страны посвящены Марии Колесниковой, Павлу Латушко, Ивану Кравцову, Антону Родненкову, Светлане Алексиевич, вспоминают отъезд семьи Цепкало и Светланы Тихановской. ГосСМИ нарушают стандарт полноты информации и умалчивают об обстоятельствах и мотивах их отъездов и преподносят свою интерпретацию. «Беларусь 1» заявляет, что сбежавшие «живут, под собою не чуя страны», и создаёт ложную дилемму: «А когда их собственная борьба ставит перед выбором остаться с народом или драпать, выбирают последнее». О каком именно выборе идёт речь, телеканал не уточняет.

По мнению СТВ, Павел Латушко бежал «чуть ли не в багажнике польского посла». Телеканал делает вывод, что «Латушко, видимо, понял, что его использовали» и что дело тут не в политических перипетиях, а в тщеславии. Самого Латушко телеканал не спросил. «Беларусь 1» в одном сюжете цитирует выбранные заявления Кравцова и Родченко, которые они сделали на конференции в Киеве после того, как их выдворили из Беларуси. Остальным героям дискредитирующих сюжетов гостелеканалы не предоставляют возможности высказаться. Это нарушение стандарта баланс мнений.

Координационный совет «погряз в разногласиях»

Из-за отъездов членов Координационного совета за границу, телеканалы «Беларусь 1», СТВ и ОНТ делают вывод, что совет «разбился о скалы недопонимания» и «погряз в разногласиях». Из аргументов звучит только упоминание о том, что Тихановская критиковала создание в Беларуси штабом Виктора Бабарико политической партии «Вместе» (цитату канал не приводит) и вырванная из контекста фраза Павла Латушко о том, что он не в курсе создания новой партии и что её программа ему непонятна. «Беларусь 1» имитирует баланс мнений, формально слова оппонентов власти звучат, но в контексте пропаганды: телеканал подтасовывает факты и использует их в своих целях.

«Беларусь 1» уверяет, что у членов КС цели и лидерские амбиции у каждого свои. Поясняет: «кто-то выступает за отдельную партию, кто-то — за выступления в ООН или ПАСЕ» и подчёркивает, что и местонахождение у всех разное. Телеканал нарушает стандарт полноты информации. Он не уточняет, о какой партии идёт речь, кто её создаёт и какое отношение к ней имеет КС, кто из его членов хочет выступить в ПАСЕ или ООН. (Беларусь является учредителем ООН, а в Совет Европы пока не вступила).  Журналист транслирует своё мнение и выдаёт догадки вместо фактов. Разные планы и местонахождение не подтверждают разногласия среди участников Координационного совета – это манипулятивная семантика.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов и полноты информации

«Паны изрядно потратились»

Государственные телеканалы и портал «СБ. Беларусь сегодня» в сюжетах о деятельности Светланы Тихановской в Польше, европейских санкциях, беларуско-российских отношениях умалчивают о важных, неудобных деталях и нарушают стандарт полноты информации. Отсутствующая информация позволяет СМИ продвигать своё мнение,  подтасовывать факты, строить конспирологические теории. В 52 % государственных СМИ в новостях о протестах нарушены стандарты отделения мнений от фактов и полноты информации и зафиксирована пропаганда.

Телеканал «Беларусь 1» называет Светлану Тихановскую «вброшенной невестой», утверждает, что перед выступлениями её чем-то накачивают, подчёркивают, что она действует не самостоятельно: «самозванная президентша – та роль, от которой несчастная беглянка не может отказаться». Телеканал уверяет, что цель оппозиции за границей «взорвать страну». «Беларусь 1» в сюжетах о встрече Светланы Тихановской с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким высмеивает экс-кандидата в президенты: «польский политический сериал с домохозяйкой достиг дна».

Телеканал утверждает, что Польша финансирует беларусские протесты. «Панских финансов на блицкриг против Беларуси угрохано много» или «паны изрядно потратились».  Сумму телеканал не называет, оценивает её только как кругленькую. Кто именно потратился и сколько, умалчивает. Это нарушение стандарта полноты информации.

Конспирологические теории от канала «Беларусь 1» звучат дальше.  «Чтобы неудавшийся бульба-майдан не стал провальным кейсом под названием «Цветная революция в Беларуси — деньги на ветер», его архитекторы будут использовать все оставшиеся средства. Ведь большие страны очень внимательно следят, на что же тратятся их сателлиты». Вероятно, журналист называет сателлитом Польшу, о которой шла речь в сюжете. Кто является архитектором протестного движения, почему журналист решил, что Польша зависит от неназванных больших стран и каких именно – в материале нет. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и конспирология, инструмент пропаганды. Телеканал вводит зрителя в заблуждение. Создаёт схему, согласно которой протесты в Беларуси координируют из-за рубежа европейские соседи, за которыми стоят некие большие игроки. 

Будет как в Молдове

В августе государственные СМИ запугивали зрителей мифом о Майдане, утверждали, что из-за протестов в Беларуси повторятся события в Украине. В сентябре ОНТ связывает возможность повторения Майдана в Беларуси с действиями Европы. Телеканал рассказывает, как в Украине в 2014 году «посредниками между президентом Януковичем и лидерами парламентской оппозиции (там были и Кличко, и Яценюк) стали представители Евросоюза – главы МИДов Германии и Польши Штайнмайер и Сикорский. Но помочь не смогли. Или этого изначально не было в их планах». Никаких подробностей, в чём именно заключалась помощь, нет. Это нарушение стандарта полноты информации. Так, по версии ОНТ, драматические последствия для Украины (какие именно, остаётся догадываться) стали итогом того, что два представителя ЕС не смогли помочь. Это подтасовка фактов и пропаганда.

Далее ОНТ запугивает зрителей последствиями создания парламентской республики, при которой будет слабый президент. В качестве примера приводит Молдову, в которой «это привело к параличу власти». Страна якобы потеряла сельское хозяйство, машиностроение слабое, дороги не ремонтируются, разметки нет. Журналист не подтверждает свои слова, аргументов не приводит. Из сказанного делает вывод, что лучше жёсткая, но крепкая вертикаль власти.

«Работа без камней за пазухой»

В сентябре страны ЕС обсуждали санкций против Беларуси, 10 сентября Кипр заблокировал их ввод. Телеканалы «Беларусь 1», ОНТ, СТВ и портал «СБ. Беларусь сегодня» сделали вывод, что в ЕС нет единства. Медиа умалчивают, в чём именно заключаются санкций, хотя эта информация была известна. СТВ сообщает, что некоторые страны ЕС ввели национальные ограничительные меры, ОНТ упоминает резолюцию Европарламента. Более подробной информации телеканалы не предоставляют. Это нарушение стандарта полноты информации и  умолчание, маркер пропаганды.

На фоне ухудшившихся отношений с Европой государственные телеканалы и портал «СБ. Беларусь сегодня» рассказывают о политической дружбе и экономическом взаимодействии с Россией и Китаем. 28-29 сентября в Минске прошёл VII Форум регионов Беларуси и России, который посетили губернаторы Брянской, Псковской, Ленинградской областей. Телеканалы перенимают риторику Лукашенко во время встреч на Форуме и убеждают зрителей, что губернаторы – не чужие Беларуси люди, друзья.  «Беларусь 1» заявляет, что российские регионы сотрудничают с Беларусью «без камней за пазухой, а это редкая история во всём мире», и что Россия всецело поддерживает наш суверенитет и независимость. Своё мнение телеканал не аргументирует. ГосСМИ создают иллюзию, что заключение взаимовыгодных контрактов с Россией и «общая память» – подтверждение того, что у Беларуси есть надёжный политический и экономический партнёр. Это манипуляция.

Сколько стоит «не заботиться о политических рефлексиях и претензиях со стороны стран Балтии»?

В нескольких сюжетах телеканалы «Беларусь 1», ОНТ и портал «СБ. Беларусь сегодня» противопоставляют отношения Беларуси с Литвой и с Россией. Сообщают об антибеларусской риторике, недружественных заявлениях и санкционной политике Литвы. В чём заключается такая риторика, СМИ не рассказывают. Высказывания Литвы, которые зритель так и не услышал, стали для Беларуси поводом задуматься о перенаправлении грузопотоков из порта Клайпеды в ленинградский порт Усть-Луга. Такую возможность Россия и Беларусь обсуждали во время Форума.

ОНТ сообщает, что «россияне теперь предлагают не заботиться о политических рефлексиях и претензиях со стороны стран Балтии». В сюжетах «Беларусь 1», ОНТ и «СБ. Беларусь сегодня» звучит, что Литве не выгодно терять Беларусь как логистического партнёра.  В качестве подтверждения называют некоторые цифры, характеризующие объём беларусских грузов, которые проходят транзитом через Литву, но не сумму прибыли балтийской республики. Медиа не информируют, сколько будет стоить Беларуси перенаправить грузопоток из Клайпеды в порт России, понесёт ли страна убытки, в какой степени это возможно, замерзает ли порт в Усть-Луге (порт в Клайпеде работает круглый год).  Умалчивают о том, что кампании ОАО «Беларуськалий» принадлежит 30% насыпного терминала в Клайпеде. СМИ не озвучивают неудобные факты и манипулируют зрителями, продвигает идею, что, несмотря на возможные санкции со стороны Литвы, Беларусь не пострадает.

 

Нарушение стандарта достоверности: ссылки на «некоторые данные» и статистику

Нарушение стандарта достоверность у государственных СМИ связано с отсутствием ссылок на информацию об акциях протеста и пропагандой.

Государственные медиа ссылаются на анонимные коллективные источники и утверждают, что никто не поддерживает антиправительственные акции, а большинство выступает за сохранение выбранного политического курса страны. Телеканал ОНТ уверяет, что гостям и жителями столицы надоели воскресные митинги. В другом сюжете СМИ от имени молодёжи, которая участвовала в митинге в поддержку Лукашенко, заявляет, что «молодёжь пришла громко сказать о том, что она поддерживает белорусское государство, – мирное, суверенное, независимое». Мнение части группы ОНТ выдаёт за позицию всего сообщества. Это нарушение стандарта достоверности.

«Беларусь 1» в сюжете об антиправительственных митингах заявляет, что «по некоторым данным, около 65 процентов «гуляющих»   – это люди до 30 лет». ОНТ ссылается на статистику и утверждает, что «портрет типичного протестующего – это молодой человек от 20 до 30 без определённого рода занятий». Некоторые данные и неназванная статистика – недостоверные источники информации. Нарушение стандарта направлено на дискредитацию протестующих в глазах телезрителей. Это манипуляция.

 

Нарушение стандарта полноты информации: «быть избитым, чтобы достался кусочек от правозащитных грантов»

Государственные телеканалы нарушают стандарт полноты информации и создают иллюзию, что митинги в поддержку Лукашенко проходят по всей Беларуси, а антиправительственные только в Минске. Так, «Беларусь 1» утверждает, что «массовые мероприятия в поддержку мира, безопасности и спокойствия в Беларуси проходят вот уже несколько недель». Телеканал «Беларусь 1», ОНТ и портал «СБ. Беларусь сегодня» рассказывают об акциях в поддержку Лукашенко в Ельске, Волковыске, Дубровно, Городке. Но умалчивают об протестах в районных и областных городах Беларуси. Госмедиа не информируют зрителей о неудобных фактах и манипулируют ими.

Государственные телеканалы не только продолжают умалчивать о фактах насилия сотрудников МВД над протестующими, но и отрицают их наличие. СТВ утверждает, что участники марша студентов «добиваются занимательной экскурсии в РУВД, чтобы быть избитым, изнасилованным и покалеченным, чтобы потом достался кусочек от правозащитных грантов». И уверяет: «Одна проблема – милиция увечий не наносит. Ну, что, тогда сами». ОНТ в программе «Антифейк» называет ложью и фактами, которых никогда не были в действительности то, что кто-то потерял здоровье или ребенка, стал инвалидом. Это пропаганда.

 

Вывод

Государственные СМИ в сентябре в 100% исследуемых новостей о массовых мероприятиях против фальсификации выборов в Беларуси нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики, пропаганда была зафиксирована в 84% в новостях на эту тему. 51% материалов о протестном движении госмедиа написали в негативной тональности.

ГосСМИ в сентябре продолжали нарушать стандарты информационной журналистики по схожей с августом схеме. В отрицательной коннотации описывают акции протеста и действия Координационного совета, смещают акценты и переводят новости о митингах против фальсификации выборов из политической плоскости в разговор об уличных беспорядках и правонарушениях. Приписывают протестующим позицию, которую никто из них не озвучивал, запугивают вероятной гражданской войной.

В новостях об отъезде членов КС за границу не предоставляют слово герою сюжета или имитируют баланс мнений: формально слова оппонентов власти звучат, но в контексте пропаганды. Умалчивают об обстоятельства вынужденного отъезда.

Так, государственные СМИ нарушают стандарты полноты информации и баланса мнений, а отсутствующую информацию заменяют своей позицией и пропагандискими нарративами. В качестве инструментов пропаганды используют конспирологию, запугивание, дегуманизацию, высмеивание, смещение акцентов.

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

После начала войны в Украине русский стал восприниматься как язык агрессора, захватчика. На этом фоне и без того непростой языковой вопрос в преимущественно русскоговорящей Беларуси обострился. Идея, что все беларусы могут по щелчку перейти на беларусский язык, выглядит утопичной.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты