Как пропаганда ищет этноцид в Речи Посполитой
Беларусские госСМИ поддерживают тенденциозную пророссийскую точку зрения при интерпретации причин и последствий разделов Речи Посполитой. Этот аспект может рассматриваться как часть антипольской пропаганды на беларусскую аудиторию.
5 августа (25 июля ст. ст.) 1772 года в Петербурге была подписана конвенция между Россией, Австрией и Пруссией, в соответствии с условиями которой состоялся первый раздел Речи Посполитой. Земли нынешней Восточной Беларуси по Двине были насильственно присоединены к России. Эти драматические события вызывают особый интерес у сторонников российской власти и пропагандистов режима Лукашенко.
Вспоминаются школьные уроки истории Беларуси в начале 2000-х, где ликвидация Речи Посполитой объяснялась учителем в первую очередь внутренними факторами: слабая центральная власть, безграничное злоупотребление правом liberum veto на заседаниях сеймов (как причина срывов множества важных позитивных законопроектов по улучшении внутриполитической ситуаци в Речи Посполитой), сильные позиции магнатов, их персональные армии и слабая, малочисленная армия самого государства… Внешний же фактор упадка объяснялся так, будто три упомянутые выше государства-агрессора «получили бесхозные земли, где царила анархия», т. е. «навели там порядок». Как увидим далее, эти тезисы получили дальнейшее развитие.
Для этого достаточно почитать материалы госСМИ на эту тему. Вот, например, как автор «СБ. Беларусь сегодня» Максим Осипов цитирует выступление председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, доктора исторических наук Игоря Марзалюка в статье под заголовком «Марзалюк: в составе Речи Посполитой Беларусь столкнулась с этноцидом»: «В XVII-XVIII столетиях в результате культурной и государственной ассимиляции, правовой дискриминации по конфессиональному признаку, процессов полонизации беларусы утратили свою аристократию, большую часть шляхты и мещанства, которые начали считать себя поляками. <…> Подобную политику можно называть этноцидом – в ходе этого процесса целые группы привилегированного населения были утрачены для своего народа, стали поляками по национальности».
При этом автор указывает, как тяжело было некатолику попасть в Сейм в 1673 г. и т. д.: «после 1667 г. невозможно было стать сенатором, если ты не был католиком. В 1673 г. “дезуниты” (православные и протестанты) были лишены права вхождения в шляхетское сословие, в 1676-м православные братства были лишены привилеев, православным был запрещён выезд за границу, в 1699-м православные горожане утратили право занимать выборные должности в городских магистратах».
Игорь Марзалюк «забывает» про многие привилегии православным, которые давали монархи Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза и его сын Владислав IV в первой половине XVII в., а также некоторые аспекты войны Речи Посполитой со Швецией и Россией в 1654–1667 гг., которая привела к самой настоящей катастрофе на беларусско-литовских землях. Наверное, по мнению Марзалюка, упадок культуры и прочее совсем не повлияло на отношение к православию со стороны властей Речи Посполитой, учитывая, что российский царь призывал уничтожать всё не московско-православное, особенно иудеев и католиков, на территории оккупированного ВКЛ, а лютеране-шведы, соответственно, глумились над римо-католиками и грабили монастыри в Короне Польской.
У режимного историка редкая избирательность в фактах и их интерпретации. Игорь Марзалюк (в своё время позиционировал себя как греко-католик) намеренно или по незнанию избегает таких исторических документов, как метрические книги Униатской Церкви, исследования которых проводит беларусский историк Денис Лисейчиков. Его научные статьи «Руская» мова метрычных кніг уніяцкіх цэркваў Вялікага Княства Літоўскага ў XVII-XVIII стагоддзях» и «Азъ, іерей…»: «руская» мова метрычных кніг уніяцкіх цэркваў Вялікага Княства Літоўскага ў XVII-XVIII стагоддзях» показывают, что 1696 год не был годом полного запрета старобеларусского языка, он официально присутствовал в делопроизводстве униатских и православных приходов в XVII-XVIII вв., также старобеларусский язык использовался униатскими священниками во время проповедей. Последняя книга на «руском» (старобеларусском языке) была издана в 1722 г. в типографии Супрасльского монастыря ордена Василиан и переиздана в 1733 г., что также не свидетельствует о тотальном запрете старобеларусского языка после 1696 г. Если учесть, что большинство населения, проживавшего на территории ВКЛ, по конфессиональной принадлежности были униатами, то это по-другому показывает картину. Предки беларусов в большинстве своём жили в сельской местности, а не в городах, где преобладало еврейское и польское население.
Важно отметить, что итогом тенденциозного ненаучного и необъективного подхода к истории Речи Посполитой XVIII в. стала «масштабная международная научная конференция “Разделы Речи Посполитой в исторической памяти народов Беларуси и России”» в Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой в сентябре 2022 года. Здесь беларусские провластные историки Игорь Марзалюк, Денис Дук и заведующий отделом Института славяноведения Российской академии наук Борис Носов полностью оправдывали преступный сговор и, как следствие, ликвидацию польско-литовско-беларусско-украинского государства в 1772–1795 гг. Как пишет в отчёте с конференции в приложении «Союз» к «Российской газете» Юрий Борисёнок: «Речь Посполитая была обречена во многом благодаря внутренним противоречиям своих элит, которые оказались не в силах поставить государственные интересы выше собственных амбиций, эгоизма и меркантильности. В последние десятилетия существования Речи Посполитой уже не было места для существования государства нескольких народов и вероисповеданий, планировалась уже не спонтанная, а осознанная языковая ассимиляция всех не польскоязычных этнических групп, в том числе и беларусов. <…> Несмотря на то, что процессы полонизации продолжали ощущаться и в XIX веке, разделы Польши создали благоприятную геополитическую перспективу развития беларусского народа, существенное значение имело то немаловажное обстоятельство, что все беларусские земли в конце XVIII столетия оказались в границах одного государства – Российской империи».
Здесь, как говорится, без комментариев.
Отметим ещё одно важное событие, связанное с данной проблематикой. 19 сентября 2022 года в здании Министерства иностранных дел РФ произошло открытие экспозиции, посвящённой первому разделу Речи Посполитой. На ней были представлены некоторые документы, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «ранее не покидавшие хранилища». Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой в ответ сказал: «Полагаю, этот период (первого раздела Речи Посполитой – Прим. MediaIQ) пока недостаточно изучен. Исследователям предстоит ещё немало потрудиться, чтобы дать полную картину всех аспектов этих событий…» Тем не менее, Крутой тут же сделал вывод в стиле Марзалюка: «Главные оценки событий уже сделаны и не подлежат ревизии. В Речи Посполитой де-факто существование беларусского этноса не признавалось. Язык, культура и православная вера фактически уничтожались на протяжении двухсот лет… Нахождение беларусских земель в Речи Посполитой нашими историками однозначно названо этноцидом беларусов».
Всё вышеперечисленное показывает тенденциозность и антинаучность при интерпретации событий XVII-XVIII вв. со стороны сторонников режима Лукашенко. Беларусам же следует радоваться результатам научных исследований учёных Евгения Анищенко, Вадима Анипяркова, Дениса Лисейчикова, благодаря которым можно узнать о настоящей и объективной истории Беларуси в период поздней Речи Посполитой.