Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Исследование: Патриотка, защитница традиционных ценностей – роль женщины в государственных медиа

Беларусские госмедиа заигрывают с темой феминизма: говорят о важности карьеры для женщин, но по-своему. К такому выводу пришла команда исследователей. Media IQ рассказывает об основных находках.

Поделиться:

Исследование «Патриотки, защитницы традиционных ценностей» провела команда активистов_ок, пожелавшая оставаться анонимной по соображениям безопасности (редакция Media IQ располагает отчётом исследования и сведениям о его авторах). Они изучили, что говорят государственные СМИ Беларуси и связанные с государством медиапроекты о роли женщины. Период исследования: с 1 марта 2024 года по 31 мая 2024 года.

Методология

Команда предполагала, что в основу коммуникации государственных медиа положены традиционные ценности, в системе которых женщине отводится конкретная роль: рожать детей, готовить, убирать, во всём слушать мужа и т. д. Частично гипотезы подтвердились. Однако, как показало исследование, разные нарративы о роли женщины связаны между собой и с большими по объёму нарративами, затрагивающими общество в целом.

Для описания гендерной дезинформации исследователи использовали определение гендерной экспертки Ирины Сидорской (см. её статью об этом на Media IQ): «Гендерная дезинформация – это не соответствующие реальности и вводящие аудиторию в заблуждение утверждения относительно социальных ролей, прав и возможностей людей разной гендерной и сексуальной идентичности, обвинения и нападки на них».

Общий объём просмотренных материалов составил 20 500 публикаций (по ключевым словам: (женщина, домашний очаг, чайлдфри,традиционные ценности, материнство, женское счастье, красота) в Telegram, на веб-сайтах СМИ, телеканалах. Из них – 149 содержали гендерную дезинформацию о роли женщин, при этом 79 материалов исходили от лица женщин. Это свидетельствует о глубокой социальной и культурной укоренённости этих представлений. Активное участие женщин в поддержании стереотипов подчёркивает сложность вопроса гендерных ролей, где женщины сами могут способствовать сохранению патриархальных норм.

Образ женщины в госСМИ 

В изученном медийном контенте были зафиксированы следующие нарративы (часть из них можно найти и в отчёте по мониторингу пропаганды Media IQ):

  • Женщина как хранительница семейного очага. Женщина призвана обеспечивать уют и комфорт в доме, заботиться о детях и поддерживать эмоциональное благополучие семьи. «В который уже раз Президент сказал, что женщина – это прежде всего хранительница семейного очага и мать»; «Только женщина, испытавшая радость материнства, знает, что это и есть настоящий смысл жизни. Его не заменят ни престижные должности, ни заморские курорты. В детях – наше и ваше продолжение».
  • Роль женщины в поддержании традиционных ценностей. Женщины сохраняют моральные устои, передают культурные ценности и поддерживают стабильность общества через воспитание детей в духе традиционных ценностей. «Беларусские женщины – истинные проводницы традиционных семейных ценностей, которые заложены в нашем обществе»; «Если мы правильно воспитаем нашу молодёжь, если мы заложим в неё ценности, которые в нас закладывали наши бабушки и дедушки, наши традиционные, православные ценности, мы можем рассчитывать на то, что наша страна и дальше будет оставаться свободной и независимой».
  • Материнство как высшее предназначение. Женщины призваны находить смысл жизни в рождении и воспитании детей, что рассматривается как высшая форма реализации их природного предназначения. «Женщина, особенно мама, в нашей стране действительно высшая ценность»; «Ближе к женскому началу – педагог, а ярче всего душа женщины проявляется в медицине, но в начале всего – материнство».
  • Женщина как источник вдохновения и эмоциональной поддержки. Их присутствие и роль в жизни мужчин подчёркиваются как мотивирующие силы, способствующие их личному и профессиональному успеху. «Вы – наше самое большое сокровище, наш верный и надёжный тыл, источник спокойствия и уверенности в себе. Вы вдохновляете нас на благородные поступки и наполняете нашу жизнь особым смыслом, делаете её ярче»; «Рядом с вами мы, мужчины, ощущаем уверенность в своих силах, ответственность за мирное будущее детей и судьбу родной Беларуси».
  • Беларусские женщины – истинные патриотки своей страны. Беларусские женщины играют ключевую роль в сохранении и укреплении национальных ценностей и патриотизма. Их преданность своей стране, активное участие в общественно-политической жизни и воспитание детей в духе любви к Родине представляются как неотъемлемые аспекты их идентичности. Женщины воспеваются как символы патриотизма, преданности и верности, что укрепляет их статус в обществе как хранительниц не только семьи, но и национального духа. «Будущее государства – это будущее наших деток. Поэтому так важен ваш женский взгляд на развитие общества»; «Беларусских женщин отличает безмерная любовь к своей стране и необыкновенное чувство патриотизма».
  • Баланс между профессиональной и семейной жизнью. Образ успешной современной женщины включает в себя как карьерные успехи, так и выполнение традиционных домашних обязанностей. Но преимущественно акцент сохраняется на роли жены и матери. «Совмещая служебные вопросы и домашние хлопоты, вы остаётесь образцовыми женами и матерями – нежными, заботливыми и обязательно любящими»; «Женщины умело совмещают службу, красоту, материнство».
  • Совмещение материнства и профессионального роста возможно благодаря поддержке государства. Этот нарратив неразрывно связан с предыдущим: именно беларусское государство создаёт условия, позволяющие женщинам успешно совмещать материнство и карьеру. Акцент делается на том, что это достигается через различные социальные программы и поддержку, обеспечивающие женщинам возможность карьерного развития без ущерба для выполнения их семейных обязанностей. «Мы можем себе позволить такую роскошь, которую не могут позволить себе женщины во многих страна мира – чувствовать себя женщиной. Более 11, если я не ошибаюсь, социальных программ работают по поддержке материнства. У нас самый большой отпуск по уходу за ребёнком. Вчера глава государства еще раз подтвердил, что никто этот отпуск уменьшать или забирать у нас не собирается… Сегодня в составе «Белорусского союза женщин» более 170 тысяч активисток, активных участниц этого женского движения. Это люди, которые приходят работать в Союз по зову сердца. У нас нет выплат каких-то специальных… Это женщины активные, которые успешны на работе и в карьере, находят время помогать и заботиться о других…»; «Без заботы государства женщинам не удавалось бы так легко совмещать работу и домашние дела».
  • Женщина как набор гендерных стереотипов. В нём акцентируется внимание на восприятии женщин через призму стереотипов: «слабый пол», «традиционные» женские черты, поведение и интересы. В этом контексте женщины изображаются как эмоциональные, зависимые от мужчин. Такие представления закрепляют устаревшие социальные ожидания и ограничивают возможности женщин в проявлении себя вне установленных рамок. «Сегодня мы настоятельно рекомендуем всем женщинам бросить свои дела и немедленно прильнуть к экранам, потому что мы говорим о важной части вашей жизни – о косметике»; «Каждая девочка с детства должна аккумулировать в себе благодаря маме, бабушке энергию женскую, женственность»; «Женская душа – это удивительный мир любви, в котором природные красота и обаяние сочетаются с созидательной энергией материнских чувств, трепетной заботой и трудолюбием».

Несколько ключевых находок

Женщины выступают в роли защитниц традиционных ценностей и борются с нетрадиционными: с движением чайлдфри, против идей феминизма, которые рассматриваются как угроза традиционному укладу жизни.

Женщины в Беларуси как настоящие патриотки. Беларусские женщины играют ключевую роль в сохранении и укреплении национальных ценностей и патриотизма. Их преданность своей стране и активное участие в общественно-политической жизни подчёркиваются как важные аспекты их идентичности.

В государственной риторике подчёркивается особая роль современной женщин в жизни. Современная женщина – это не только мать и хранительница домашнего очага, но также успешная профессионалка, достигающая карьерных целей. В рамках этой риторики подчёркивается, что успешное совмещение семейных обязанностей и работы является заслугой государства, которое предлагает различные социальные программы и поддержку. Это часть патерналистского подхода, где государство играет важную роль в обеспечении возможностей для женщин.

Роль женщин как основных агентов нарративов. Важно отметить, что значительная часть продвижения этих нарративов осуществляется самими женщинами, что подчёркивает их активную роль в поддержании и укреплении традиционных гендерных ролей и стереотипов.

Рекомендации

Команда исследователей предложила ряд рекомендаций для людей, которые работают с публичной коммуникацией: журналист_ок, активист_ок, блогер_ок, эксперт_ок:

Не пропускать гендерную дезинформацию, останавливать и противодействовать ей. Выпускать материалы, разъясняющие и поясняющие гендерные стереотипы.

Рассказывать истории женщин, показывать разный женский опыт. Государственные СМИ формируют очень конкретный образ женщины, создают рамки. Разный женский опыт в отношениях, карьере, хобби и т. д. позволяет создать перспективу.

Оказывать непрямое противодействие гендерной дезинформации. Материалы-пояснения нужны не для того, чтобы показать женщине конкретный жизненный путь или образ мыслей, а пояснить, что не так со стереотипными гендерными ролями.

Искать и давать площадку новым женским голосам. Результаты исследования говорят, что государственные СМИ распространяют больше половины гендерной дезинформации от лица женщин. Это создаёт обманчивый образ женщин: если смотреть только госмедиа, может показаться, что все женщины, независимо от их экспертизы и сферы деятельности, фокусируются на рождении детей, уборке дома и заботе о семье. Важно, чтобы женщины чаще публично говорили о том, что может быть по-другому.

Давать женщинам высказаться, когда это для них безопасно. Женщины в Беларуси готовы активно высказываться на темы, связанные с ситуациями дискриминации: приём на работу, вопросы рождения детей и чайлдфри, вопросы женского здоровья и т. д.

Выводы

Исследование выявило сложную картину репрезентации женщин в государственных медиа Беларуси. С одной стороны, сохраняется значительный акцент на традиционных ролях женщины как матери, хранительницы домашнего очага и носительницы национальных ценностей. С другой стороны, наблюдается попытка адаптации к современным реалиям через нарративы о профессиональной реализации женщин и государственной поддержке в совмещении карьеры и семьи.

 

Хорошо 1
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты