Голосовать, «каб людзьмі звацца». Как пропаганда пытается перехватить символы противников власти
В Беларуси началось досрочное голосование на референдуме по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Власти страны проводят привычную рекламную кампанию с агитационными концертами, флешмобами, роликами в интернете и по телевидению. Беларусские водители с привычкой слушать ФМ-радио в машине столкнулись с навязчивой рекламой беларусского референдума. Изначально реклама была привычная с настойчивыми призывами проголосовать.
Но недели за три до дня референдума появились новые тенденции с демонстрацией намерения перехватить символизм противника. Прослеживается попытка отойти от языка вражды и попробовать привлечь не своего избирателя, сработать не на свою аудиторию.
Самым показательным является рекламное видео, представленное на сервисе YouTube. Сюжет ролика примитивный, но в качестве фона используется песня, ставшая одним из символов протестного голосования в 2020 году — «Перемен» группы «Кино». С текстом песни перекликается и призыв, зачитываемый закадровым голосом: «Ждёшь перемен? Хочешь быть услышанным? Приходи…».
Реклама на ФМ, изначально совсем не примечательная, неожиданно была дополнена двумя аудиороликами на беларусском языке. Оба ролика объединены общим тезисом — призывом заботиться о будущем и детях. Но если первый акцентирует внимание на том, что «мы можам і павінны выбраць нашу будучыню» и сделать это «разам, для нас і нашых дзяцей», а будущее, за которое надо проголосовать, это «росквіт, мір і дабрабыт». То во втором, кроме предложения дать «згоду на мірны лес, каб кожны з нас мог жыць і гадаваць дзяцей» есть особая авторская находка. Приглашение на референдум в нём совсем не простое, власти продемонстрировали, что не только протестующие могут обращаться к классикам беларусской литературы. В противовес известному рефрену из произведения Петруся Бровки «пахне чабор» подобрали сильнейшие строки Янки Купалы «людзьмі звацца». Избирателя приглашают не просто проголосовать и позаботиться о будущем, а проголосовать, «каб людзьмі звацца».
Эти ролики, их специфика, позволяют делать вывод о том, что беларусские власти пытаются не просто зайти на поле своих оппонентов, но и, как минимум, использовать символизм, ранее связанный с протестами. Мы наблюдаем попытку не только подмены понятий, но и начало игры на ожидании перемен к лучшему. К привычным тезисам о достижениях прошлого добавляется игра на ожидании будущего.