«Геноцид под БЧБ-флагами» – что не так с государственной концепцией о геноциде?
Media IQ разбирает некоторые фейки и недочёты продвигаемой государством концепции «геноцида беларусского народа».
Последние годы тематика геноцида не выходит из беларусского политического инфополя. 6 февраля, ссылаясь на новые сведения, обнаруженные в рамках расследования дела о геноциде беларусского народа, генпрокурор Андрей Швед назвал минимальную сумму экономического ущерба, нанесённого Беларуси за годы Великой Отечественной войны – 43,5 тыс. тонн золота, или не менее $2,3 трлн по сегодняшнему курсу. В 2021-м официальная статистика говорила о потерях на $550 млрд и 2,2–2,4 млн уничтоженных на территории БССР человек. Но уже в марте 2023-го Генпрокуратура пересчитала ущерб, озвучив цифру в $4,2 триллиона по сегодняшнему курсу.
Ценность победы, связанная с человеческими потерями, также претерпела изменения. Во время БССР историками были проведены подсчёты, и достигнут консенсус на символической цифре – погиб каждый четвёртый. В последние годы, не имея тому серьезного научного обоснования, власть заявляет о каждом третьем. Аналогичная ситуация с исследованием репрессий: число расстрелянных в Куропатах варьируется от 7,5 тысяч до 250 тысяч человек в зависимости от источника. Социолог Алексей Ластовский считает, что для накручивания цифр есть медийный запрос.
Манипуляции про национальный флаг
Выступление Александра Лукашенко в Хатыни в 2021-м было адресовано недружественным странам и тем, «кто поклоняется БЧБ-флагам, под которыми проводился геноцид беларусского народа». Параллель с современным национально-демократическим движением служит моральным аргументом в защиту непрекращающихся с 2020 года репрессий (в стране более 1 500 политзаключённых).
Ключевым в актуализации новой концепции о геноциде является его явная внутриполитическая направленность. Слабая доказательная база, сложность отождествления неоднородного демократического движения с националистами и коллаборантами времён Второй мировой приводит к отождествлению по признаку использования символики (бчб-флага, герба «Погоня»).
Провластный историк Игорь Марзалюк манипулирует тем, что символы приобретают позитивные и негативные коннотации, меняясь во времени и пространстве: «Бчб-флаг замарал себя позорными действиями во времена ВОВ – сотрудничеством с гитлеровцами и уничтожением земляков. И если сейчас оппозиция поднимает бчб-флаг, то она идентифицирует себя со своими предшественниками [коллаборационистами]». Логика преемственности может быть применена и к государственному гербу и флагу: будучи преемницей советской символики, современная госсимволика Беларуси «замарала» себя репрессиями против своего же народа (что в логике власти трактуется как геноцид или этноцид), а в наши дни – соучастием в военной агрессии Российской Федерации против Украины.
Политолог Вольф Рубинчик, активно изучающий историю евреев в Беларуси, сомневается в наличии бело-красно-белых опознавательных знаков у палачей Минского гетто. Ссылаясь на тексты летописца гетто Гирша Смоляра, который писал о полицаях в чёрной форме, Рубинчик предполагает, что цепкий глаз подпольщика уловил бы сочетание белого и красного, если б таковое присутствовало на обмундировании. Документальных сведений о бчб-шевронах и повязках среди полицаев беларусский официоз не предоставляет.
Не заявляли о нелояльности государственному бело-красно-белому флагу многочисленные еврейские организации и бывшие узники Минского гетто, многие из которых на момент утверждения флага в 1991 году были живы. Об этом свидетельствует малоизвестное фото из газеты «Авив» (№ 3, 1993), на котором изображен II съезд Беларусского объединения еврейских организаций и общин, проходивший под бчб-флагом и флагом Израиля.
Нарушение этических норм
Не соответствует ни журналисткой этике, ни этическим нормам науки небрежное отношение официальных СМИ и акторов, вовлечённых в расследование о геноциде, к интерпретации и оформлению материалов. Уже известным стал пример с изображением газвагена на сайте проекта «Настоящий геноцид», реализуемого издательским домом «Беларусь сегодня» при поддержке Генпрокуратуры. Сайт проекта содержит раздел «Газвагены в Беларуси», где на фото грузовика-душегубки изображен символ иронического мема «граммар-наци» – стилизованная под нацистский символ латинская буква G. Символ используется для обозначения интернет-сообществ, отличающихся крайне педантичным отношением к вопросам грамотности.
Другой пример – изданная под редакцией генпрокурора книга «Геноцид беларусского народа» (2022), содержащая большой объём информационно-аналитических материалов и документов. В использованной литературе указано 38 источников, из которых 24 – архивные материалы Генеральной прокуратуры, прокуратуры Брестской области, прокуратуры Минска и Минской области по уголовным делам. Проблема в том, что названные архивы являются закрытыми – в открытом доступе материалов, на которые ссылаются авторы, нет. Озвученные в книге цитаты и цифры, касающиеся расследования о геноциде, могут быть приняты или оспорены экспертным сообществом при допуске ко всем архивным документам и многосторонней коммуникации.
Сложно назвать непредвзятым и подбор материала. В главе «Деятельность коллаборантских и националистических формирований» упомянуты украинские, литовские и латышские коллаборационисты, а также польские националистические формирования (Армия Крайова). Такая выборка включает исключительно соседей Беларуси, которые на деле или хотя бы символически поддерживают беларусское национально-демократическое движение 2020-21 годов. Отмечаются ревизионистские настроения Польши, отчасти основанные на фактах деятельности польских организаций на территории Беларуси. Формируется образ агрессивной политики Польши, которая имеет территориальные претензии к Беларуси и расширяет своё геополитическое влияние через структуры внутри Беларуси: оппозицию и Союз поляков. Эти тезисы вписываются в более широкий провластный нарратив о враждебном Западе и касаются ряда «недружественных» стран.
Нарратив о польском ревизионизме
В вышеупомянутой книге члены Союза поляков обвиняются в осуществлении деструктивной деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности РБ и пропаганду идей восстановления Польши в границах 1939 года. В качестве доказательств польских ревизионистских настроений приведены мероприятия, посвящённые «дню памяти проклятых солдат» в Бресте (2021) и в Волковыске (2020). Фото участника забега в Волковыске в честь «проклятых солдат» размещено на странице 166, на нём изображён молодой человек в футболке с надписью «“Олех” Анатоль Радивоник» (в книге некорректно указано имя – «Олеха» Анатоль Радивончик).
В официальном историческом нарративе деятельность на территории Беларуси вооружённых формирований польской Армии Крайовой в годы войны и после её окончания связывают с геноцидом беларусского народа. Генпрокуратура расследует более 280 эпизодов преступлений, совершённых участниками АК на территории Гродненщины, а провластными военными историками действия бандформирований «проклятых солдат» ставятся на один уровень с гитлеровцами и называются «террором против мирного населения Беларуси».
На странице 167 «Геноцида беларусского народа» опубликованы снимки мероприятий Союза поляков для детей, в описании к которым утверждается, что на изображённой карте изменены границы Беларуси в пользу Польши. При более детальном изучении можно увидеть надпись на карте «Polska 1939-1945 – podziały administracyjne». Карта издана отделением Института национальной памяти в Лодзи в 2013 году и, как сказано в описании к ней, «представляет собой картографическое изображение сложной и драматической истории польского народа во время Второй мировой войны». В аннотации упомянуто, что политической целью эмигрантского правительства в Лондоне было восстановление Второй Речи Посполитой в границах на сентябрь 1939 года, но политические реалии сделали возврат к ним невозможным. Хотя такие формулировки могут трактоваться в отношении современной беларусской государственности неоднозначно, никаких прямых указаний на ревизионизм они не содержат. Неизвестен контекст и тема мероприятия, фото с которого опубликовала Генпрокуратура.
Обратный результат пропаганды
Память о Второй мировой остается ключевой коллективной травмой беларусов независимо от возрастных групп. Результаты социологического исследования, проведённого Феликсом Краватеком (Центр восточноевропейских и международных исследований ZOiS, Берлин) в 2022 году, показали, что Вторая мировая война (Великая Отечественная война) сохраняет центральное место в памяти беларусской молодёжи, и она прежде всего ассоциируется с болью, потерями, ужасом и разрушением.
С 2020-го официальная пропаганда настойчиво проводит параллели между оппонентами режима и коллаборационистами первой половины 1940-х. Оставим за скобками сомнительную эффективность этого переноса. В разговоре с автором этих строк Вольф Рубинчик предположил, что такая символическая борьба может привести к «амальгамной логике» в общественном восприятии – «если мирных протестующих с бчб-флагами сравнивают с полицаями, то, может, и полицаи были неплохими людьми?».
Наполняя память о ВОВ иными смыслами, связанными с контекстом недавних внутриполитических событий, власть не только обесценивает травму, но может спровоцировать серьёзное искажение восприятия исторических событий в коллективной памяти.