Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги

Фотосессия Елены Зеленской для журнала Vogue: экспертный взгляд

Фотосессия первой леди Украины для журнала Vogue не оставила аудиторию равнодушной. Это событие активно обсуждали украинцы, причём они разделились на тех, кто горячо приветствовал, и тех, кто не менее горячо осуждал сам факт фотосессии и особенно её результаты. Дискутировали по этому поводу беларусы и россияне, неоднозначные комментарии оставляли в аккаунтах журнала европейцы и американцы.

Давайте разберёмся.

Поделиться:

Обложка Vogue с Еленой Зеленской

Первая леди воюющей страны

Начнём с того, что Елена Зеленская — не просто публичная личность, поступки и даже внешний вид которой привлекают повышенное внимание и, соответственно, чреваты критикой и «справа», и «слева». С одной стороны, Елена Зеленская — не политический лидер, с другой — и не совсем обычная женщина. Она является первой леди воюющей страны, что само по себе ставит её в сложное и даже противоречивое положение. От первых леди общественность всегда ожидает каких-то значимых поступков, но далеко не всегда эти ожидания оправдываются. Нередко бывает, что в итоге часть аудитории остаётся удовлетворена действиями первой леди, тогда как ожидания другой не оправдываются.

Примерно так получилось и в Украине. Критиковали факт фотосессии прежде всего те украинцы, кто на последних выборах голосовал за Петра Порошенко, и кто в целом не удовлетворён деятельностью нынешнего президента. Общая невысокая оценка президентской администрации была перенесена и на действия первой леди. Кроме того, на восприятие фотосессии украинцами влияют происходящая сейчас военная агрессия, внутренний общественно-политический и культурный контекст, а также традиции в отношении действий первых леди, сложившиеся в Украине за годы суверенитета.

Граждане других государств оценивают происходящее с собственной точки зрения.

В этом смысле позиции европейцев и американцев с одной стороны и беларусов и россиян — с другой — диаметрально расходятся. Жители западных стран привыкли или привыкают к активной роли первых леди, к тому, что те заметны в публичном пространстве, берут на себя многие значимые функции, нередко выступают законодательницами норм и правил поведения. Поэтому у них скорее вызывало вопросы сохранявшееся до недавнего времени отсутствие активных действий Елены Зеленской в публичном пространстве, интерпретируемое как её неучастие в жизни страны. Последние же её действия — визит в США, ведение масштабного саммита в Киеве, участие в значимой фотосессии — как раз оцениваются европейской публикой положительно.

Россиянам с их минимальным опытом восприятия первых леди и особенно беларусам, у которых первой леди де-факто никогда и не было, несмотря на 28-летний институт президентской власти, сложно оценивать происходящее. Поэтому оценки наших соотечественников более сдержанные и менее однозначные: «Да, мне понравилось, но…», «Нет, меня это не зацепило, но это имеет право на существование», «Не знаю, я всё равно не целевая аудитория» и т. д. Действительно, это наш первый опыт взаимодействия с такой ситуацией, тем более результат фотосессии так же нестандартен и не укладывается в конвенциональные представления о фотосессии первой леди, тем более достаточно молодой и привлекательной.

Нужна ли была эта фотосессия?

Критики фотосессии разделились на два лагеря. Первые критиковали сам факт, вторые — результаты.

Вначале о критике самого факта фотосессии.

По мнению критикующих, во время войны такая фотосессия не просто несвоевременна, но даже кощунственна. И – что не менее важно — на какие средства проводилась фотосессия: не на деньги ли украинских налогоплательщиков, которые можно было потратить на что-то другое, более важное?

Безусловно, фотосессия была нужна, и поставленную задачу выполнила.

Главная цель Украины сегодня — не дать ослабнуть вниманию мировой общественности к российской агрессии. Это не просто в условиях естественного привыкания аудитории к любым, самым ужасным и шокирующим новостям, и летнего — отпускного и каникулярного — периода, что доказывают многочисленные исследования новостной повестки, показывающие уменьшение внимания аудитории к событиям в Украине (например, здесь). Победа Украины во многом зависит от западной помощи, а эта помощь будет предоставлена в полном объёме только тогда, когда этого будут требовать от своих правительств граждане западных государств. Для этого необходимо, чтобы новости из Украины оставались в информационном топе.

Борьба за мировое общественное мнение — один из важнейших фронтов российско-украинской войны. Стратегические коммуникации Киева на высоком уровне справляются с поставленной задачей: обеспечить непрерывный информационный поток из Украины таким образом, чтобы он отвечал чувствам Запада и вызывал высокую степень поддержки. Такую функцию выполняют не только чисто информационные или аналитические материалы, но и победа украинской группы в Евровидении 2022, награда кота Степана на Каннском фестивале, сообщения о пёсике Патроне, помогающем разминировать территорию, и т. п.

Как раз такие истории, близкие и понятные большому числу людей, являются удачными информационными поводами, привлекающими к Украине позитивное и деятельное внимание.

В отличие от пугающих картинок гибели и разрушений, которые далёкая от войны публика склонна быстро пролистывать, подобные истории привлекают интерес, запоминаются и служат благоприятным фоном для принятия нужных Украине решений.

Работает на эту цель и фотосессия в Vogue. Vogue — медиабренд мирового уровня, выходящий в Соединённых Штатах с 1892 года в 24 локальных версиях и позиционирующийся как журнал мод № 1 в мире. Провела фотосъёмку первой леди Украины культовый фотограф Энни Лейбовиц, снимавшая Джона Леннона с Йоко Оно, Деми Мур, Вупи Голдберг, британскую королевскую семью. Её высочайшая профессиональная репутация, авторский взгляд на модель, умение рассказать историю через фотографии были залогом того, что фотосессия с Еленой Зеленской войдёт в историю.

Несмотря на войну, мир продолжает читать глянец. Vogue, входя в миллионы домов, напоминает о ситуации в Украине.

Поэтому фотосессия в таком журнале, особенно на его обложке, особенно с таким фотографом — это отличное решение для привлечения внимания максимально широкой аудитории.

Причём решение визуальное, не требующее большого количества слов и переводов, погружения в сложный и для многих чужой контекст. Эффективность такой коммуникации очень высока: при минимальных затратах она обеспечивает максимальный результат. Поэтому нельзя признать правомерными аргументы о том, что «сейчас идёт война, а значит, неуместно в принципе позировать для глянцевых журналов». Поступок первой леди был направлен как раз на скорейшее окончание войны.

Привлечение внимания огромной аудитории к Украине через привлечение внимания к её людям посредством рассказа их историй — это вклад первой леди, не менее весомый, чем другие, в том числе на полях сражений.

Один из вкладов, на основе которых строится победа.

«Недостаточно женственно» VS «поза силы»

Вторая группа критиков была недовольна результатами фотосессии. С их точки зрения, если две фотографии — где первая леди вместе с мужем и где она снята на фоне женщин-военнослужащих, одетых в камуфляж, — выполнены неплохо, то фотография на обложку, где Елена Зеленская сидит, расставив ноги, на ступеньках правительственного здания на фоне мешков с песком, откровенно не удалась. Основные претензии были сформулированы так: «Недостаточно женственная», «Поза не для женщины, тем более, не для первой леди».

В XXI веке мы значительно пересмотрели свои представления о мужественности и женственности, идеи феминизма из университетского кампуса вышли в общественное пространство и претендуют на то, чтобы стать мейнстримом. Эта трансформация затрагивает всё: и обложки модных журналов, и наши стереотипы о красивом и некрасивом, правильном и неправильном. Конечно, конвенциональные представления о женской красоте не ушли полностью с публичной арены, отсюда и ожидания того, что первая леди даже воюющей страны, но молодая и привлекательная, должна быть запечатлена на фото соответствующим образом: элегантно одетой и накрашенной, с уложенными волосами, желательно в юбке и на каблуках.

Фотопортрет Елены Зеленской другой. На нём мы видим уставшую, но не сломленную женщину. Несмотря на то, что ей пришлось пережить, и что ещё придётся, она готова и дальше трудиться и держать удар. Героиня понимает, что ещё ничего не закончено, впереди тяготы и лишения, но она к ним готова: «Я не здамся без бою».

На фото не просто женщина и не просто жена, а гражданка, которая борется с врагом. По сути, каждая украинка — а задача первой леди — репрезентировать свой народ — занимает сейчас такую позицию. Отсюда её одежда: белая блуза, чёрные брюки, туфли без каблука. Отсюда её поза: много пережившего, но готового к дальнейшей борьбе человека.

Уместно вспомнить по этому поводу уроки истории. Женщины веками боролись за то, чтобы сидеть на лошади «по-мужски»: «дамское» седло было очень опасным и приводило к массовым травмам и смертям. Затем женщины боролись за право ездить на велосипеде, носить брюки, в том числе во время занятий спортом и физкультурой… Список можно продолжить. Поэтому критикуемая частью аудитории поза Елены Зеленской как «недостаточно женственная» стала поводом для флешмоба, инициированного украинской журналистской Зоей Звиняцковской, на котором женщины выкладывают свои фото с хештегом #sitlikeagirl в такой же позе, повседневной одежде и без макияжа.

Фотосессия Елены Зеленской выполняет ключевую стратегическую задачу Киева — держать Украину в центре внимания мировой общественности и продолжать коммуникацию с максимально широкой аудиторией на понятном ей языке. Это самое главное.

Что касается недовольств части аудитории результатами фотосессии — это подтверждение того, что патриархальный взгляд, согласно которому в приоритете не то, что женщина делает, а как она при этом выглядит, к сожалению, сохраняет свою актуальность. Важно, что так сегодня думают далеко не все, и всё больше сторонников у идеи о том, что женщины — разными способами — вносят существенный вклад в историю своей страны.

Фото на главной ANNIE LEIBOVITZ, Vogue

 

Хорошо 9
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты