Двойные стандарты «общей истории» Беларуси и России
Дать «понятные исторические концепты» единства гражданам Беларуси и России призывает политолог Александр Шпаковский. В чём манипуляция в таком подходе – в материале Media IQ.
Беларусская пропагандистская машина после прихода к власти Александра Лукашенко любит заводить разговоры о том, что же так объединяет беларусов с россиянами, в чём суть этого «исторического единства».
Вот в одном из последних выступлений советник-посланник посольства Беларуси в России Александр Шпаковский в передаче «В теме» YouTube-канала информационного агентства БЕЛТА предложил дать гражданам Беларуси и России «понятные исторические концепты». Казалось бы, сколько мероприятий подобного толка было организовано, сколько исписано бумаги, а всё нет толку, раз нужно повторять жителям Минска, почему в их городе поставили памятник новгородскому князю Александру Невскому, который, по мнению Шпаковского, «вписывается в общий ряд наших (режима Лукашенко и России) синхронных, согласованных действий».
Другими словами, госпропагандисты объясняют, почему всё больше проявлений так называемых российских скреп можно наблюдать в Беларуси. Речь уже не идёт о маркерах Великой Отечественной войны и т. д. Однако избежать регионализма или местечковости, как это обозначают москвоцентристы, беларусским режимным авторам не удаётся: «Говоря об общей истории, мы вовсе не считаем, что эта история должна быть подведена к неким единым стандартам». Вот так – история общая, а стандарты разные.
«Двойные стандарты общей истории».
Шпаковский удачно отметил, что ко многим историческим персонажам даже российские авторы относятся неоднозначно, как, например, в случае с князем Александром Невским, научную характеристику которому, а также мифам вокруг которого дал историк Игорь Данилевский.
Другим историческим событием, которое Шпаковский затронул в своём выступлении, была уже не новая для беларусского общества франко-русская война 1812 г., которую автор в угоду России назвал «Отечественная» (хотя для беларусов это были внешние силы).
Также «отечественность» этой войны в 2022 г. активно доказывал в передаче YouTube-канала СБ ТВ «Историческая среда» директор беларусского общества «Знание» и генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин. Автор уместно замечает, что «социологических опросов среди жителей беларусских земель в XIX в. не проводилось», однако всё равно война «отечественная», Гигин говорит о каких-то «беларусских народных песнях, преданиях, сказаниях», где симпатия беларусов обращена к русской армии, особенно казачьему атаману Платову.
Вот только здесь Гигин не процитировал ни одной строчки ни из одной песни, ведь у беларусов в репертуаре таких народных песен просто нет и не было, во всяком случае они не зафиксированы.
В понятии «казачество» Гигин демонстрирует не меньшее невежество, нежели в беларусском фольклоре. К счастью, в академических изданиях, таких как «Беларускі фальклор» в статье Анастасии Гулак «Беларуская эпічная спадчына Другой Сусветнай вайны: платаўскі сюжэт» мы можем найти полную картину того, как в партийных околонаучных кабинетах в советский период создавался «народных эпос» (беларусский в том числе), узнаём о беларусских рекрутских песнях (которые начисто лишены ура-патриотизма в понимании пропагандистов) с названиями вроде «Смерць салдата» и о другом, совсем не том, о чём излагает Гигин.
Также Гигину не дают покоя некие анонимные ревизионисты: в своей программе «Партизанская война 1812 г. в Беларуси» из цикла «Историческая среда» он безапелляционно заявляет о массовости сопротивления французам со стороны беларусских крестьян.
В качестве доказательств массовости данного явления Гигин привёл факты из нескольких сел, особенно сделал акцент на местности между Полоцком и Витебском, где крестьяне объединялись для того, чтобы не давать провиант и коней французской армии. Противление реквизициям в пользу Наполеона автор ловко записывает как «отечественное партизанское движение беларусов» в поддержку русской армии. В самом начале Гигин подчеркнул, что «знаем мы об участниках этих крестьянских восстаний крайне мало». Как и об их антифранцузской мотивации. Привязки к испанской «герильи» (война испанцев против французских оккупантов в 1808–1812 гг. – Прим. автора) на примере единственного столкновения в деревне Жарцы возле Полоцка – более чем преувеличение, как и «активное взаимодействие частей российской армии с местными крестьянами».
Противоположный взгляд на 1812 г. в Беларуси на YouTube-канале Novaja Ziamlia представил популяризатор беларусской истории Владимир Орлов.
Понятное дело, что в представлениях госСМИ братство по оружию у беларусов может быть только с российской армией. Очередное навязывание коллективной массовой любви беларусов в XIX в. в отношении России и ощущения себя частью «славянского единства» – именно то, что стремится всяческим способом навязать и представить госпропаганда.
К счастью, достижения беларусской гуманитарной науки, да и просто адекватно созданные видеоматериалы ставят крест на примитивных измышлениях госпропагандистов и полностью разрушают базис пропаганды госСМИ. Несмотря на сложное время и желание режима Александра Лукашенко навязать свое понимание истории, любой человек, у которого есть интерес к спорным вопросам истории, сможет найти несколько точек зрения и составить собственное общее представление.