«Делаем не Санта-Клаусов, а Дедов Морозов»: Новый год на защите «традиционных ценностей»
Праздничные ритуалы, относящиеся к семейной, а не к общественной жизни типа Нового года или Дня всех святых, детские игрушки и елочные украшения становятся в Беларуси ареной борьбы с «чуждыми западными ценностями», показал мониторинг Media IQ. Намерение государства контролировать частную жизнь граждан – сам по себе тревожный симптом, свидетельствующий о перерастании авторитаризма в тоталитаризм, однако здесь есть ещё один важный нюанс. Осуществляется эта борьба по критерию «наше»-«чужое», но под «нашим» понимается отнюдь не «беларусское», а «советское».
Государственная пропаганда в борьбе с «западными ценностями»
Один из характерных трендов режима Александра Лукашенко – усиление идеологической компоненты. Несмотря на так и не реализованный проект государственной идеологии, и, значит, отсутствие системного представления о правильном и неправильном, некоторые идеи легко идентифицируются в качестве «идеологически верных». И это не только призывы «воспитывать у молодёжи патриотизм» и «сопротивляться искажениям исторической правды о Великой Отечественной войне», но и уверенность в том, что отмечать Хэллоуин, как и наряжаться в костюмы зарубежных героев – неправильно, хагги-вагги – вредная игрушка, а новогодние подарки приносит только Дед Мороз, который ни в коем случае не должен быть похож на Санта-Клауса.
В основе беларусской пропаганды – консерватизм и антизападничество. Перейдя в начале 2022 года от создания контента, учитывающего национальные интересы, к ретрансляции российских нарративов, в том числе о необходимости «возвращения к истокам», «поиска своего пути», «защиты традиционных ценностей», пропаганда стимулирует борьбу со всем, что так или иначе ассоциируется с либеральной Европой. Так, провластная активистка Ольга Бондарева обрушивается с критикой на празднование Хэллоуина в молодёжном центре в Гродно и выступает против игрушек хагги-вагги. Эта критика обосновывается их якобы вредным воздействием на детскую психику, однако никаких научных подтверждений таким данным нет. Главное «доказательство» вреда – это «противоречие ценностям беларусского народа».
Ситуация в сегодняшней Беларуси такова, что идеи и призывы малограмотных провластных активистов, к тому же выраженные в оскорбительной форме, вместо блокировки или превращения в предмет судебных разбирательств становятся основой для принятия государственных решений. В результате Советом Министров Беларуси (!) уже начинает реализовываться решение об исключении «пропаганды западных ценностей», использовании зарубежных персонажей вроде игрушек хагги-вагги и прочих элементов, которые «противоречат традициям беларусского народа».
Подготовка к встрече 2023-го года также была использована пропагандой для продвижения нужных идей, в частности, якобы имеющейся у беларусов ностальгии по советскому прошлому.
Новый год – повод «вернуться к истокам»?
В последние дни 2022 года столичное информационное агентство «Минск-новости» подготовило репортаж о работе единственной в Беларуси фабрики ёлочных игрушек «Грай». Вышел он под примечательным заголовком «Делаем не Санта-Клаусов, а Дедов Морозов» – это цитата, принадлежащая директору фабрики Андрею Бегуну.
В репортаже рассказывается о специфике производства ёлочных украшений, подчёркивается использование в производстве одновременно компьютерных технологий и ручной росписи, внедрение собственных ноу-хау, внимание к потребительским качествам и продвижению. Однако успех, выраженный в высоком, по утверждению директора, спросе на продукцию у беларусов и туристов, объясняется не опорой на вышеперечисленное, а совсем другим: «Наш секрет заключается в том, что мы воссоздаём старые советские вещи, то, чего не хватало нашему населению последние 20-30 лет. Нам извне пытались навязать ценности, которые исконно нам не принадлежат. Поэтому мы делаем не Санта-Клаусов, а Дедов Морозов, милых снеговиков и снегирей. Всё то, что у нас ассоциируется с празднованием Нового года».
Визуальная составляющая репортажа подтверждает слова Бегуна: абсолютное большинство игрушек, которые можно разглядеть на фотографиях, выполнено в советской стилистике. Узнаваемые мотивы 1960-х – первой половины 1980-х годов авторства Владимира Зарубина лишь немного разбавлены более современными формами и изображениями, однако и от них веет скорее концом ХХ, чем первой четвертью XXI столетия.
Новый год – праздник, действительно связанный с воспоминаниями о детских годах с их предвкушением подарков, забав и чудес. Мы помним, как наряжали ёлку, какие игрушки: самодельные, покупные или передаваемые из поколения в поколение, вешали на неё. Об отдельных ёлочных украшениях: когда и каким образом они попали к нам, почему особенно дороги, с удовольствием рассказываем. У некоторых семей есть обычай ежегодно покупать несколько новых ёлочных украшений, часть привозит их из путешествий. Так как елочные игрушки большую часть года хранятся упакованными и достаются на короткий промежуток, любование ими понятно и естественно.
Новый год – это возвращение в детство и юность, но не просто воспоминания, а переосмысление и переоценка, чтобы сохранить всё лучшее, что тогда было, и передать своим детям. С другой стороны, Новый год – и об этом говорит его название – это принятие того, что время нельзя остановить, оно движется только вперёд, что конец предыдущего года знаменует наступление следующего. Поэтому празднование Нового года – это не консервация прошедшего, а рефлексия над ним, и одновременно готовность вступить в будущее. Обычай обмениваться пожеланиями в канун нового года – это символический способ сконструировать желаемое будущее, доброе и благополучное.
Ёлочные игрушки призваны отражать эту диалектику старого и нового. С одной стороны, они опираются на традиции: образы птиц и животных, атрибуты зимнего времени года (сосульки, шишки, снежинки и т. п.), популярных персонажей сказок и легенд. Одновременно ёлочные игрушки идут в ногу со временем. Так, в Советском Союзе второй половины ХХ века среди ёлочных украшений были очень популярны образы космонавтов, космических кораблей и спутников – всего, что связано с темой космоса, а также с высокими достижениями СССР в спорте, искусстве, науке. В этом смысле ёлочные украшения, как и любые другие предметы, в которых символическое превалирует над утилитарным, ярко свидетельствуют о своём времени. Они могут ассоциироваться с прошлым, когда социальное время в стране по тем или иным причинам искусственно тормозится, как сейчас в Беларуси. Отражают настоящее – например, в первых ёлочных игрушках фабрики «Грай», заработавшей в 2016 году – в период «мягкой беларусизации», – имелись выраженные национальные мотивы. Или приближают ещё не наступившее, но уже желанное будущее – когда символизируют то, к чему потребители ещё только стремятся, о чём мечтают
Кто дарит подарки: Дед Мороз или Санта-Клаус?
Действительно ли «их» Санта-Клаус принципиально отличается от «нашего» Деда Мороза? Попробуем разобраться.
Образ Санта-Клауса имеет христианскую природу, он происходит от святого Николая Мирликийского, покровителя детей. День святого Николая праздновался 6 декабря и постепенно слился с Рождеством.
Преобразованием святого Николая в Санта-Клауса мир обязан голландцам, эмигрировавшим в Америку вместе с легендой о святом Николае, который заботится о детях. Голландцы называли его Sinterklaas, т. е. святой Клаус (Клаус – сокр. от Николаус). В середине XIX века в США и Канаде формируется привычный нам образ Санта-Клауса – толстого весёлого старичка с роскошной бородой.
Дед Мороз более суров и ближе к природе и мифологии, чем к культуре и религии. Возник на основе традиционного для зимы в наших широтах природного явления – сильного мороза, от которого можно погибнуть. Этот образ длительное время существовал в славянской мифологии, а в середине XIX века Александром Афанасьевым в «Морозко» и Владимиром Одоевским в «Морозе Ивановиче» был переработан (лишён натурализма и жестокости фольклора) для детского потребления. В результате Мороз обрёл антропоморфный облик и превратился в Деда Мороза.
Ищите нас в Instagram — только самое интересное
Вперёд в прошлое
Так как Дед Мороз имел больше ассоциаций не с христианским святым, а с мифологическим персонажем и природным явлением, он оказался удобен для большевиков, испытывавших потребность объединить народы большой страны с помощью понятного и запоминающегося коллективного ритуала. Первая ёлка в привычном нам виде была организована в московском Доме Союзов в 1937 году: к детям, хором звавшим Деда Мороза, явился старик с маленькой девочкой – Снегурочкой. Он командовал праздником, стучал посохом и раздавал подарки.
Такое повторяющееся из года в год действие имеет символическое значение. А ещё оно вызывает сильные положительные эмоции, и людей объединяет как воспоминание об этих эмоциях, так и желание пережить подобное состояние снова.
В результате сегодняшний образ Деда Мороза основан не столько на славянской мифологии, сколько на советской идеологии с её коллективизмом и антирелигиозностью. Именно этот образ беларусская пропаганда предлагает считать единственно правильным.
Резюме
Пропаганда прилагает много усилий, чтобы и через 31 год после распада СССР тип «советского беларуса» продолжал успешно воспроизводиться, включая, по подсчётам социологов, не менее 29 % взрослого населения страны. Искусственное застревание в прошлом вместо его глубокой ценностно-смысловой переработки обеспечивается в том числе через праздничные ритуалы, охватывающие значительное число граждан и закрепляющие желательные смыслы с самых малых лет.
Фото на главной: кадр фильма «Плохой Санта»