Беларусские СМИ верят в российский нарратив о дотациях

Беларусские власти не смогли продвинуть своё видение беларусско-российской интеграции даже в государственных СМИ. Парадоксально, что это беларусское видение чаще отражалось в российских медиа, но и там на грани статистической погрешности.

Поделиться:

Что мы сделали

Мы проанализировали 572 публикации о беларусско-российских отношениях в беларусских и российских СМИ с 1 по 31 декабря 2019 года. В подборку попали российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ, а также публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс Новости по ключевым словам, описывающим беларусско-российские отношения (*).

* 404 публикаций в 16 беларуских медиа («Беларусь 1», «Белсат», БелТА, «КП Беларусь», «Наша Ніва», ОНТ, «Рэспубліка», «Салідарнасць», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», СТВ, Euroradio, EX-PRESS.BY, Naviny.by, Onliner, TUT.BY) и 168 публикаций в 21 российском медиа («Ведомости», Вести.ru, Газета.ru, «Говорит Москва», «Дождь», «Евразия. Эксперт», «Звезда», «Известия», «Интерфакс», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ FM», «Московский комсомолец», «Радио Sputnik», «РБК», РИА Новости, «Российская газета», ТАСС, «Фонд стратегической культуры», «Эхо Москвы», Lenta.ru, RuBaltic.Ru).

 

Кто у кого заимствует информацию

Мы проанализировали источники информации: кто говорит, на кого ссылаются в публикациях о беларусско-российских отношениях СМИ, кто в них является героем.

Исследование показало, что беларусские негосударственные СМИ более активно и более разнообразно заимствуют контент у российских СМИ, чем государственные. Негосударственный TUT.BY дал 27,2% объёма ссылок на российские медиа, Naviny.by — 19,6% и «Спутник Беларусь» — 14,1%. В то же время некоторые государственные СМИ и вовсе не ссылались на российских коллег (например, телеканал СТВ). Другие ссылались значительно реже: БелТА, «СБ. Беларусь сегодня» и «Беларусь 1» — 2,2%, ОНТ — 1,1%. 

Низкая частотность ссылок на российские СМИ не значит, что российские нарративы не появлялись в беларусских медиа — тут картина более сложная, но об этом ниже.

 

 

Беларусские госСМИ в основном ссылаются на партнёров, с которыми у них подписаны договоры о сотрудничестве («СБ. Беларусь сегодня» на «Российскую газету», БелТА на ТАСС). Но из-за того, что президент Беларуси Александр Лукашенко дал интервью главному редактору «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову, упоминание этой российской радиостанции попало в госСМИ. Но намного чаще «Эхо» встречалось в негосударственных медиа. В целом «Эхо Москвы» получило 28,3% среди российских СМИ, которые были источниками для беларусских СМИ. Второе по частотности ссылок — российское агентство ТАСС (21,7%), третье — РБК (13%). Среди заметных, на которые ссылались беларусские медиа, — газета «Известия» и близкий к кремлёвской пресс-службе telegram-канал «Пул № 3» (6,5%), телеканал «Россия 1» (5,4%) «Коммерсантъ» и РИА Новости (4,4%).

TUT.BY и Naviny.by ссылаются на разные российские медиа, но TUT.BY — чаще на ТАСС. А вот российское агентство РИА Новости и «Спутник Беларусь» часто ссылаются друг на друга. Оба медиа — в структуре МИА «Россия сегодня».

 

Российская пропаганда показала свои успехи

 

Российские медиа чаще всего ссылались на государственное информагентство БелТА (61,5%). Второе место в этом рейтинге занимает негосударственная интернет-газета «Наша Ніва» (19,2%) — в основном российские медиа заимствовали публикации о проходивших в Беларуси акциях протеста против беларусско-российской углубленной интеграции. Третья позиция парная: РИА Новости перепечатывало сообщения «Спутник Беларусь» (11,5%).

Больше всех заимствовало контент у беларусских коллег интернет-газета Lenta.ru (38,5%). Второе место у агентства «Интерфакс» (19,2%), третье — ТАСС (15,4%). 

Именно российское государственное агентство ТАСС сослалось на сообщение анонимного telegram-канала «Пул Первого», который связывают с пресс-службой президента Беларуси. После этого на этот же telegram-канал и на ТАСС сослалось БелТА — получился очень сложный путь трансляции информации от пресс-службы беларусского президента до беларусского читателя.

 

Фокус на источниках

В российском наборе исследованных СМИ оказалось 304 источника, а в беларусских — 563.

 

 

Александр Лукашенко и в беларусских, и в российских медиа по частотности упоминания занимал первую позицию (11,2% и 14,8% соответственно). Министр экономического развития России Максим Орешкин, которого президенты двух стран отправляли объясняться с журналистами после череды своих нерезультативных саммитов, превзошёл президента России Владимира Путина и в беларусских, и в российских СМИ (4,6% и 5,9% – Орешкин; 4,3% и 5,6% – Путин).

Орешкин руководил российской рабочей группой по выработке предложений о дальнейшем развитии беларусско-российской интеграции (20 января 2020 года правительство РФ ушло в отставку). Аналогичную беларусскую рабочую группу возглавляет министр экономики Дмитрий Крутой, но его упоминание в качестве источника в медиа двух стран оказалось малочастотным. Зато беларусский посол в России Владимир Семашко в качестве источника информации упоминается довольно часто (4,3% и 3,9% соответственно). 

В декабре в перепалке с беларусским президентом о наличии или отсутствии «антибеларусских элементов» в окружении Путина поучаствовал тогдашний российский премьер-министр Дмитрий Медведев (частотность ссылок 3,6%). А вот беларусский премьер-министр Сергей Румас не часто упоминался в качестве источника информации даже в беларусских медиа.

 

Фокус на героях публикаций

Несколько иначе ситуация выглядит с героями публикаций. Упоминание персон в этом случае не всегда значит, что они были в фокусе внимания. Некоторые герои играли второстепенную роль, просто упоминались. Например, СМИ рассказывали, как тогдашний министр финансов России Антон Силуанов отлучался с переговоров (в туалет?), отказался от комментариев и вернулся обратно.

В общей сложности при освещении интеграционной тематики в беларусских медиа упоминались 1115 персон,в российских — 470. Как мы уже отмечали в предыдущей публикации «Российская пропаганда показала свои успехи», в наборе источников российских медиа примерно поровну представлены беларусские и российские чиновники, но заметная доля приходится на анонимов: например, «собеседник с российской стороны, знакомый с содержанием переговоров».

 

Как на российском ТВ освещали возможную интеграцию Беларуси и России

 

Частотные по упоминанию персоны во многом повторяют картину с источниками информации, но в списке уже появляются и премьер-министр Беларуси Сергей Румас, и (в беларусских медиа) главный редактор российской радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

В декабре в Беларуси проходила серия уличных акций протеста, медийным лицом которых стал сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Беларусская христианская демократия» Павел Северинец (2,3% упоминания в беларусских и 1,5% в российских медиа). Частотность его упоминания превысила аналогичный показатель госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты (0,7% и 1,3% соответственно), а также многих представителей правительств Беларуси и России.

 

Фокус на транслируемых идеях

Наиболее частотные нарративы в беларусских медиа говорят о безальтернативности сотрудничества Беларуси и России. Официальная позиция беларусских властей — речь не идёт о дотировании Беларуси Россией, а о взаимовыгодном сотрудничестве или о предоставлении кредитов.

 

Нарратив о том, что Беларусь просит у России не дотаций, а только лишь выполнения обязательств о равных условия хозяйствования (причина участия Беларуси в интеграционных образованиях), уступает по частотности упоминания в беларусских СМИ, в том числе и в государственных. В негосударственных СМИ такой нарратив практически не встречается. Наоборот, общим является утверждение, что Кремль до сих пор субсидировал Беларусь, а теперь, дескать, намерен «прикрыть кормушку» и продолжение дотирования беларусской экономики возможно только в случае углубления интеграции, создания наднациональных органов и отказа от национальной валюты.

В публикациях беларусских медиа незначительно преобладает мнение, что в настоящее время существует реальная угроза суверенитету Беларуси со стороны России. Позиция, что беларусско-российская интеграция такой угрозы не несет, менее популярна.

Алармизм больше замечен в негосСМИ, а в госСМИ чаще есть успокаивающий нарратив: никто в Беларуси не собирается сдавать независимость и суверенитет, отказываться от беларусского рубля, «самый главный защитник независимости — президент Беларуси». И даже несмотря на то, что именно оппозиция организовывала акции протеста против интеграции, «оппозиция не защищает суверенитет».

В российских медиа на первую позицию выходит нарратив выбора — Россия сделала предложение об углублении интеграции, Беларусь должна ответить. Утверждение, что Россия дотирует Беларусь почти также частотно, как в беларусских медиа. 

 

Смотрите новый тренд на беларусском ТВ — журналистика по-пацански

 

Любопытно, что порог 3% превышает трансляция позиции официального Минска: Беларусь требует от России равные условия хозяйствования, цены на энергоносители. В беларусских медиа эта позиция встречалась реже.

Примерно равные позиции в медиа двух стран у нарратива, что Россия намеревается поглотить Беларусь.

Настораживает, что в публикациях российских СМИ встречается утверждение о подготовке в Беларуси революции «по украинскому сценарию».

Павлюк Быковский

Фото на главной: пресс-служба президента.

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Почему беларусы стали выходить на массовые протесты с августа 2020-го? Возможно, до этого противники режима Лукашенко боялись, что они в меньшинстве. Или же в этом их убедили государственные пропагандисты.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты