Женщины и мужчины в фильме Юрия Дудя. Наблюдения гендерной экспертки

Фильм Юрия Дудя «Как жить, если лишают родины» попал прямо в цель. Его обсуждают, кажется, все — и те, кто посмотрел от начала до конца в первые часы появления на YouTube, и те, кто видел лишь фрагменты, и те, кто ещё только планирует с ним познакомиться.

Поделиться:

Многие смотревшие плакали, потому что узнали в нём себя и своих близких. Плакали не только от боли, но и от гордости за беларусов. Нам десятилетиями внушали, как мало мы умеем, ни на что не способны, никому не нужны и только у себя дома нас терпят — а во внешнем мире мы «котироваться» не будем. Новейшая история каждый день демонстрирует противоположное, и нас переполняют эмоции, когда мы видим, какие мы на самом деле

Чтобы видео настолько «выстрелило», оно должно найти отклик у своей аудитории. Аудитория Юрия Дудя весьма широкая — как и должно быть у автора канала с 9,8 миллионами подписчиков и более 1,5 миллиардами просмотров. Чтобы достичь такой аудитории, герои канала должны представлять разные слои общества, разные профессиональные, возрастные, гендерные, национальные и любые другие группы — чтобы каждая из аудиторий нашла, с кем себя отождествить, с кем найти общие проблемы и устремления. Предполагаю, что при подготовке этого проекта у Юрия была задумка показать широкую социальную базу беларусского протеста, продемонстрировать, что в нём участвуют не только «молодёжь» или условные «IT-шники», но люди всех возрастов, разных профессий, места проживания, социального статуса и т. д. И что под каток репрессий попали и «лидеры мнений», и многодетные матери, и обычные пенсионеры.

В беларусском протесте активное участие принимают женщины, это его важная особенность. Ненасильственный характер беларусского протеста устойчиво ассоциируется с участвующими в нём женщинами.

Перечисленные обстоятельства позволяют предположить, что героями видео станут абсолютно разные беларусы и беларуски.

Давайте посмотрим на проект «Как жить, если лишают родины» с точки зрения того, как конструируются в нём образы женщин и мужчин, и насколько соблюдены в нём принципы гендерно-корректной коммуникации.

Герои Юрия Дудя — 6 мужчин и 4 женщины, которые рассказывают 9 жизненных историй (две героини — это сёстры, представляющие одну историю). Мы не знаем критерии отбора героев и отражают ли они реальное гендерное распределение среди вынужденных уехать. Такое соотношение мужчин и женщин в видео — его несомненный «плюс»: к сожалению, существует огромное количество журналистских текстов, в которых героями являются только мужчины, хотя речь в них идёт о «людях вообще», и поднимаются проблемы, актуальные как для мужчин, так и для женщин. Демонстрация женщин и мужчин — разных возрастов, разного социального, профессионального статусов, места проживания — как в данном видео — показатель гендерно-корректного текста.

С другой стороны, в видео героини рассказывают собственные жизненные истории, представляя собой «простого человека», который столкнулся с вопиющей несправедливостью и в силу своих нравственных принципов не смог остаться в стороне. Они и спозиционированы как «военнослужащая и многодетная мать», «пенсионерка», «сотрудница отдела кадров и инженер».

Тогда как герои-мужчины — это и рассказчики персональных историй (впрочем, в силу уникальных обстоятельств — небольшого комьюнити Гродно или перелёта через границу на параплане — ставших известными личностями), но прежде всего — лидеры мнений. Они не только делятся личными переживаниями и жизненными перипетиями, но и весьма уверенно высказывают прогнозы, дают оценки, информируют о своих выводах и наблюдениях.

Такое «разделение труда» нашло отражение и в анонсе видео, например, на интернет-ресурсе Ze*kalo: «Юрий Дудь снял выпуск о беларусах, которые вынужденно уехали из страны после выборов 2020 года. Среди героев — автор YouTube-канала «Жизнь-малина» Никита Мелкозёров, аналитик Сергей Чалый, Андрей Суша, который перелетел беларусско-литовскую границу на параплане, основатель платформы «Голос» Павел Либер и другие». После прочтения такого анонса можно предположить, что героинь в видео вообще не будет, что, к счастью, не так. Однако оказалось, что «и другие» — это прежде всего женщины. И что женщины — это и есть «другие» в медийном дискурсе.

В вынужденной эмиграции сегодня находится большое количество беларусских женщин-эксперток и лидерок мнений. Уверена, многие бы не отказались поучаствовать в проекте, поделившись и личными историями, и экспертным мнением — тогда видео получилось бы более гендерно-сбалансированным. А так мы увидели традиционное разделение на «мужчин-акторов» и «женщин — глас народа». Что не соответствует реальности. И что особенно важно при репрезентации в медиа политических и гражданских кампаний, где женщинам традиционно отводилась роль «массовки», тех, кто «помогает» лидерам-мужчинам.

Кстати, такое же «разделение труда» продемонстрировано и на обложке данного видео, где изображены беларусские женщины в БЧБ-символике. Непросто сделать обложку, которая бы олицетворяла общенациональное движение, но такая задача, несомненно, могла бы быть реализована более успешно.

Какими показаны женщины и мужчины в видео? Прекрасно, что многие их качества не делятся по признаку пола. И женщины, и мужчины репрезентированы сильными, очень смелыми, с крепким нравственным стержнем, не боящиеся никакой работы, не готовые мириться с несправедливостью, хотящие быть — и являющиеся! — субъектами собственной жизни, а не послушными исполнителями чужой воли. Каждый и каждая из них достойны персонального 2-часового видео.

Однако невозможно не заметить, что интервьюер, беседуя с героинями, время от времени очень явственно, жестами и мимикой, проявляет свои эмоции, при этом специально глядя прямо в камеру. Этим Юрий подсказывает аудитории: «Обратите внимание! Посмотрите! Послушайте!» (например, когда речь идёт о том, как сестры покупали компас и переходили границу, как героиня рассказывала, что у неё четверо детей и она должна думать, в какой стране они будут жить, как пожилая женщина объясняла своё решение и др.). Юрий Дудь демонстрирует, в какой мере он впечатлён решениями и поступками женщин — похоже, он не ожидал, что они на такое способны.

Но при разговоре с героями-мужчинами — а их истории тоже весьма захватывающи — таких эмоций не проявлялось! То есть мужчины способны на подобное «по определению», а для женщин это нечто исключительное?

Такое предположение явно основано не на реальности, а на гендерных стереотипах.

Кстати, здесь ещё и эйджизм, продемонстрированный и автором, и одним из интервьюируемых. Похоже, они разделяют предположение, что только молодые проявляют активное несогласие жить в парадигме насилия и фальсификаций – что опять же не соответствует действительности.

Несомненной удачей с точки зрения гендерной корректности является бережное обращение к эмоциям интервьюируемых, а именно, акцент на эмоциях героев, а не только героинь, как можно было бы ожидать, основываясь на гендерных стереотипах. В видео как раз героини демонстрируют положительные эмоции и позитивный взгляд на жизнь, тогда как герои признают, что им трудно, что они работают с психотерапевтом и временами плачут, а саморазрушительное поведение — не выход из ситуации. Для аудитории, прежде всего мужской, это хороший пример, как нужно поступать в сложных обстоятельствах. И доказательство того, что женщины — это не «слабый пол».

Как вывод: сильное видео выиграет ещё больше и ещё большую пользу принесёт аудитории, если обращать внимание не только на очевидные гендерные стереотипы, но и на те, которые не лежат на поверхности.

Читатйте также:

Беларусские медиа: гендерный аспект. Исследование за апрель-июнь

Хорошо 6
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео