Подача новостей о COVID-19 вновь разделила СМИ на гос- и негос
Мы стали свидетелями эволюции подачи материалов в беларусских СМИ о пандемии коронавируса SARS-CoV-2, вызывающего заболевание COVID-19, в соответствии с циничным медийным принципом «трупокилометров»: сначала в обзорах мировых новостей писали об ужасах в китайской Ухани, потом – в почти родном Милане, а теперь и на улицах нашего города. Новость из далёкой стала гиперлокальной.
В начале этой эволюции гос- и негосСМИ Беларуси писали о болезни с примерно одинаковых стартовых позиций, не столько информируя читателя, сколько его пугая-развлекая. На этом этапе кликбейтные заголовки и фейки от псевдоэкспертов выглядели для редакций условно допустимыми (примерно как гороскопы при отсутствии веры в астрологию).
Когда беда пришла в твой дом
Когда проблема приблизилась к родному дому, поселилась в нём, редакционная политика гос- и негосСМИ изменилась радикально, а материалы про COVID-19 начали перемещаться на первые полосы и в начало выпусков новостей. В этом плане были особенно показательны итоговые передачи на телеканалах СТВ, ОНТ и «Беларусь 1» 15 марта, где общими для всех и при этом показанными в качестве приоритетных оказались сюжеты об использовании электрокаров в Беларуси. На двух первых названных каналах тема пандемии подавалась под занавес передачи, в «Главном эфире» на «Беларусь 1» – открыла вторую её половину, уступив электрокарам и интервью с министром ЖКХ Александром Тереховым о сортировке бытового мусора. Месяц спустя с темой пандемии может конкурировать только посевная или совещание у президента.
Установка: «никто от коронавируса у нас в стране не умрёт!»
В негосударственных СМИ произошло своего рода соревнование за то, кто первый напишет о смерти от COVID-19. Первая история получилась 20 марта с громкими опровержениями со стороны государства, что вылилось для «Нашай Нівы» в дополнительный рассказ ,что журналистам этого издания сказали родственники жертвы до и после публикации, а также подвёрсткой комментариев пресс-службы минздрава, которые ведомство не дало своевременно: «Дыягназаў у яе шмат, але гэтага [каранавіруса] няма», – ответила «Нашай Ніве» после публикации пресс-секретарь министерства здравоохранения Юлия Бородун.
Следующая история смерти пациента с COVID-19 появилась почти одновременно во многих негосударственных СМИ, так как касалась известного человека – актёра Витебского драматического театра имени Якуба Коласа, заслуженного артиста Беларуси Виктора Дашкевича. Это первый подтвержденный случай. Через полдня после появления этой новости государство вынуждено было отреагировать. «Зарегистрирован первый случай смерти возрастного пациента с наличием многочисленных хронических заболеваний, по предварительным данным, отягощенных коронавирусной инфекцией», – говорилось в сообщении минздрава Беларуси.
Потом выяснилось, что это не первый случай – за сутки до Дашкевича умерла жительница Витебска Александра Чепик, в свидетельстве о её смерти написано: «Другая вирусная пневмония (COVID-19)».
На 16 апреля Минздрав Беларуси признал смерть 40 пациентов «с рядом хронических заболеваний с выявленной коронавирусной инфекцией». Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 апреля обратился к больным COVID-19 с телеэкранов с обещанием «никто от коронавируса у нас в стране не умрет!». «У нас в стране не умер ни один человек от коронавируса. Ни один! Они умерли от букета хронических болезней, которые у них были. Специалисты ВОЗ, они это видели. Это сердечно-сосудистая недостаточность, дыхательная легочная недостаточность. В комплекте. И сахарный диабет. А потом еще там такие диагнозы, что я прочитать даже не могу. И добавляется коронавирус» (цитата по пресс-службе президента Беларуси).
Таким образом сформулирована установка, что правдой нужно считать не смерть от коронавируса, а смерть при коронавирусе – при наличии других заболеваний. Создаётся иллюзия неизбежной смерти таких пациентов на фоне, а не по причине COVID-19.
Беларусские власти рискуют утратить контроль за развитием эпидемии коронавируса
При этом минздрав признавал те факты смерти, которые журналисты уже раскопали сами.
Отрицание и уменьшение проблемы
«Я этот коронавирус называю не иначе как психозом и от этого никогда не откажусь, потому что вместе с вами пережил уже многие психозы, и мы знаем, к чему это приводило. Абсолютно убежден, что это очередной такой же психоз, который кому-то будет на руку, а кому-то и во вред», – заявил Лукашенко 19 марта. «Мы не знаем замыслы лидеров крупных государств, как они воспользуются этой ситуацией. Но из истории мы знаем, что каждый пользуется ситуацией так, как он считает нужным и выгодным для себя», – сказал Лукашенко 7 апреля.
В госСМИ не оспаривали утверждение главы государства, что происходящее – это «психоз с коронавирусом», который выгоден некоей мировой закулисе, а соответственно акцент делали на борьбе с паникой. На телеканалах рассказывают об инфодемии, причём не столько в плане борьбы со вспышкой дезинформации о коронавирусной пандемии, а как о чем-то то ли отрицающем пандемию COVID-19, то ли оспаривающем опасность инфекции. Так, в отчёте с видеоконференции глав государств Евразийского экономического союза автор телеканала «Беларусь 1» говорит: «Да, сегодня разумно ограничивать вывоз в третьи страны товаров ажиотажного спроса, та же гречка, маски, лекарства. Но эти меры должны быть точечными и отменяться сразу после того, как спадет инфодемия».
Беларусская же государственная пропагандистская машина, как следует из контекста, под инфодемией понимает панические настроения и даёт советы как не стать жертвой эпидемии страха. «Учёные официально заявили, что предвзятое распространение информации о новом вирусе может быть опаснее для мира, чем сама болезнь», – утверждает автор ОНТ со ссылкой на обобщённый псевдоисточник. От этого утверждения проложен мосток к следующему: «Дезинформация о количестве заболевших, мол, власти скрывают реальные цифры и скоро все умрут. Даже эмоционально окрашенная правда мощно бьёт и по психике, и по иммунитету, и по экономике».
Опыт марта-апреля показывает, что беларусские власти неохотно давали информацию о распространении инфекции, отказались указывать населенные пункты, учебные заведения и предприятия, где были выявлены инфицированные люди.
Все пишут о коронавирусе – кому верить? Объясняем на карточках
2 апреля в сообщении минздрава среди числа выписанных из больниц несколько человек оказались не выздоровевшими, а умершими. Беларусские телеканалы отнесли таких покойников к числу выздоровевших, но, возможно сделали это не сознательно, запутавшись в шифровке минздрава: «Выздоровели и выписаны из медицинских учреждений – 46 пациентов. Зарегистрировано 4 случая смерти возрастных пациентов…».
А вот как написал 2 апреля Onliner: «Если считать умерших в числе «выписанных», то общее количество случаев коронавируса равняется 300. Если выносить умерших отдельно, то 304. Мы обратились в минздрав за уточнениями. Нам ответили, что правильная цифра – 300. Надеемся, в следующий раз мы и вы получите более чёткую статистику».
Таким образом, есть основания для утверждения, что власти скрывают масштаб проблемы, но это не значит, конечно, что «все умрут». В высказывании специализирующегося на инфодемии автора ОНТ смещается акцент за счёт переформулированного в выгодном ключе термина, откровенна видна попытка отвлечь внимание аудитории от нежелательной информации и искусственно уменьшить значимость пандемии.
В госСМИ появилась социальная реклама, призванная уберечь пожилых людей (группа риска) от контактов с детьми, в разных передачах появились сюжеты с подробным рассказом как именно мыть руки, но с обязательным уточнением, что здоровым людям маски носить не нужно (в мире есть разные подходы к этой рекомендации).
Более того, пробившиеся наконец-то на экраны предостережения обесцениваются, так как беспокойство людей и попытки обезопасить себя в соседних, а иногда и в тех же сюжетах называют истерией.
Прослеживается и желание пропагандистской машины преуменьшить значение пандемии, сравнивая смертность от COVID-19 с другими болезнями – спрятать иголку в стоге сена. Показательно, что телеканалы показывают инфографику заболеваемости острыми респираторными инфекциями за разные годы и утверждают, что в Беларуси в марте 2020 наблюдается спад сезонных заболеваний (ОНТ и «Беларусь 1» 13 апреля), зато «шифровки» минздрава о распространении коронавирусной инфекции в Беларуси подаются без инфографики: закадровый голос зачитывает текст пресс-релиза. Президент сказал о статистике выявления инфицированных, что «прирост не лавинообразный», вот телеканалы и не показывают график – вдруг кривая будет восприниматься аудиторией как опровержение слов президента.
БелТА: Кондрусевич призывает праздновать Пасху дома. Но Кондрусевич этого не делал
Кликбейт и хайп
Беларусская аудитория в кои-то веки заинтересовалась новостным контентом и обратила взор к отечественным СМИ. Прилив трафика к тематике COVID-19 зафиксировали практически все сайты, добавление названия болезни в заголовок увеличивает переход на материалы – иногда на порядок или даже порядки. Ранее не избалованные таким вниманием беларусские СМИ в ряде случаев продолжают использовать кликбейтные заголовки, превращая единицы умерших в десятизначные проценты прироста смерти. И хоть глава государства требует привлечь к ответственности «хайпующих», в данном случае речь идет скорее всего об этике, а не о праве. Формально такие заголовки не искажают факты, но создают ложное представление о тенденции. Наверное, нам всем нужно научиться правдиво, но сдержанно писать о COVID-19.
И ещё об одной ошибке, свойственной, впрочем, не только беларусским, но и мировым СМИ. Из отчетов минздрава мы узнаем не о количестве зараженных SARS-CoV-2, а о количестве выявленных зараженных. Не у всех носителей вируса есть симптомы болезни COVID-19. Что касается процента смертности, который отличается в разных странах, то достоверное число можно будет узнать после завершения пандемии.
31 декабря 2019 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) была проинформирована об обнаружении 44 случаев пневмонии, вызванной коронавирусом в Китае, в городе Ухань провинции Хубэй. Коронавирусу сначала присвоили код 2019-nCoV, а в феврале 2020 его переименовали в SARS-CoV-2 (Severe Acute Respiratory Syndrome Coronavirus 2), выяснив родство с вызвавшим в 2002-2003 годах атипичную пневмонию коронавирусом SARS-CoV. Заболевание, которое вызывает SARS-CoV-2, называется COVID-19 (CoronaVirus Disease 2019).
В январе эпидемия COVID-19 проникла на территории других стран, а 11 марта ВОЗ объявила пандемию. Страны ограничили, а некоторые даже совсем прекратили пассажирское авиасообщение, перекрыли границы.
Коронавирусы составляют обширное семейство вирусов с доказанными болезнетворными свойствами по отношению к человеку или животным.
Тест. Как дожить до Пасхи? Выбери свой совет от Лукашенко