«Почему поток мигрантов не сокращается?» — почитали курдскую прессу. А ещё вспомнили хасидов и чеченцев на границе
Пока на западном фронте без перемен — беларусские госмедиа продолжают бои на информационном поле миграционного кризиса, а польские ищут судьбу человека в большой политике — посмотрели на восток. Как тему ситуации на границе освещает пресса самого Курдистана, откуда в Беларусь и прибыла большая часть мигрантов?
Подачу новостей там анализирует на своём авторском Телеграм-канале историк, доктор философии Александр Фридман. Он объясняет, что «в Иракском Курдистане (в отличие от Беларуси) есть свободная пресса, которая открыто и жёстко критикует местные власти». Эксперт приводит в пример канал NRT из Сулеймании, который 10 ноября опубликовал репортаж о ситуации на границе. В материале говорится о том, что в лагере мигрантов могут находиться до 600 женщин, детей и стариков — возвращаться в Курдистан они не планируют и собираются стоять до конца. В сюжете объясняется, что решение курдских мигрантов перебраться в ЕС связано не с нарушением их прав и свобод на родине, а с тяжёлым экономическим положением и отсутствием перспектив в Курдистане.
В материале издания BasNews приводятся слова курдского активиста Хежаре Шамиля, который заявил, что «Беларусь использует иммиграционную карту как политический инструмент против Европы», и попросил власти принять меры против гуманитарной трагедии на беларусско-польской границе. По словам активиста, «происходит большая гуманитарная катастрофа» и «сейчас не время обвинять друг друга или использовать это событие в качестве политического материала».
Издание Rudaw поговорило с мигрантом Мухаммедом, который заявил, что он с другом «подумали о том, чтобы призвать мигрантов двигаться к польской границе через социальные сети»:
«Таким образом, за несколько дней мы смогли собрать более 3 тысяч мигрантов. Мы сейчас на границе, но полиция и силы безопасности не разрешают нам пересекать границу. Прошлой ночью мы проснулись в очень тяжёлых условиях. Было очень холодно. Если так пойдёт и границы не откроют, некоторые из нас здесь умрут», — сказал Мухаммед и заявил, что намерен отправиться в Европу и не хочет отсюда возвращаться.
Приведём еще выдержки из обзора курдской прессы Александра Фридмана.
«Рассматривая кризис на границе Беларуси и Польши, не следует упускать из вида и ситуацию в самом Иракском Курдистане, которая постепенно обостряется, а последствия этого обострения могут почувствовать на себе и Беларусь, и Польша, и остальная Европа. Независимый курдский канал NRT подчёркивает, что в прозападный Ирак небольшими группами из пророссийской Сирии просачиваются группы боевиков «Исламского Государства». И тут любопытно, что их активизиация совпала с драматическими событиями на беларусско-польской границе. В самом же Курдистане зреет недовольство правительством автономного региона».
«Для будущих учебников истории: новость о грядущих европейских санкциях против Беларуси — одна из основных тем канала NRT из Сулеймании в иракском Курдистане. И этот канал, и другие СМИ Курдистана подробнейшим образом освещают ужасную ситуацию на границе. Почему же поток мигрантов не сходит на нет? Читая такие новости, мигранты понимают, что беларусское окно может в любой момент закрыться под давлением ЕС и пытаются запрыгнуть в (возможно) “последний самолет”. Шансы на то, что именно сейчас ЕС (Германия) по гуманитарным причинам всё-таки заберёт к себе людей с границы, безусловно присутствуют».
Тема миграционного кризиса на границе Беларуси и ЕС звучит и в израильской прессе. В огромном репортаже газеты «Едиот Ахронот» — вся подоплёка кризиса и чётко расставленные акценты.
Так вот в связи с материалом израильского издания, вспомнили историю с хасидами, которые год назад точно так же стояли на беларусской границе. Там суть была в другом — ортодоксальные иудеи ехали в Украину в паломничество, однако это государство не пускало иностранцев из-за коронавирусных ограничений. Хасиды застряли в «открытой» Беларуси и в конце концов съехались на границу с Украиной, чтобы требовать пропустить их в страну. Картинка была почти аналогичная нынешней: холод, полевые лагеря, костры, плачущие дети, Красный Крест и военные с гуманитарной помощью, кордоны украинских пограничников и обвинения в адрес украинских властей в бесчеловечности.
А ещё раньше были чеченцы, ночующие на вокзале в Бресте. Только их было гораздо меньше, и они пытались прорываться в Польшу на поездах. Тогда беларусской стороне удалось заставить Польшу вступить в переговоры.
Читайте также:
Давить на жалость. Как госТВ переводит стрелки в проблеме с мигрантами