Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

«Перемен!» На «Беларусь 1» дважды вырвали слова из контекста и ввели зрителей в заблуждение

По понедельникам на телеканале «Беларусь 1» выходит передача «Понятная политика». Её автором является Сергей Гусаченко. Также он – заместитель председателя Белтелерадиокомпании и один из ведущих программы «Главный эфир».

Поделиться:

В очередном выпуске 26 октября Гусаченко рассуждал об использовании кино и музыки в политике. Журналист вспомнил и сериал «Слуга народа» с Зеленским, и танец Ельцина, и противников Трампа, которым якобы благоволит голливудское лобби… Не обошёл стороной и Беларусь.

Речь была про хит Виктора Цоя «Перемен!». По словам Гусаченко, это «ещё один протестный символ, который быстро сделали модным в этом году» и «активно используют как инструмент мобилизации и протестной романтики».

А дальше журналист заметил, что «те, кто имеет отношение к Виктору Цою, такой популярности вовсе не рады». На экране были показаны слова сына лидера группы «Кино»:

Не хочу, чтобы имя отца служило раздору и разжиганию ненависти. Всё-таки искусство, музыка должны объединять, а не разделять. Тем более группа «Кино», которая всегда была общим знаменателем для самых разных людей. Так нагло её использовать в собственных политических интересах некрасиво, по-моему… Если там за что-то или против чего-то и только об этом, если люди изначально пытаются прилепить песню к своей повестке. Оппозиция это или официоз всё равно. Для меня эта музыка про другое, про внутреннее.

Данное интервью с Александром Цоем появилось на сайте «Новой газеты» 13 января этого года, когда не было беларусских протестов.

Там действительно есть слова, которые привёл «Беларусь 1». Но Гусаченко не сказал, что таков был ответ Цоя-младшего на вопрос, чем закончилась история с депутатом Госдумы Евгением Фёдоровым, который однажды заявил, что последние песни Виктора Цоя «ему привозили из Америки», в том числе «Перемен!». После этого Александр обратился в Следственный комитет для защиты репутации отца.

Промолчал автор «Понятной политики» и о дате выхода интервью в «Новой газете». Поэтому у телезрителей могло сложиться впечатление, что Цою-младшему не понравилось использование песни именно  протестующими в Беларуси.

Затем на «Беларусь 1» была показана цитата культуролога Максима Жбанкова:

«Появилось много лирических заплачек вроде «Грай» Михалка, которая ни в коем случае не победная песня, а несчастная по настроению. Много создано песен про народное страдание, травматическое переживание общего идиотизма, подкрашенное алкогольным безумием. Фактически песни пораженческие, песни лузерские».

О чём речь? Публикация с заголовком «Главный символ перемен: 30 лет назад не стало Виктора Цоя» вышла на Gazeta.ru 15 августа этого года.

По словам автора статьи, «в настоящее время эта композиция является одним из символов протеста в Белоруссии наряду с бело-красно-белым флагом». В материале вспомнили и историю звукооператоров, которые включили композицию «Перемен!» до выборов, а затем были осуждены.

В статье приводится комментарий культуролога Максима Жбанкова для Naviny.by. В частности, он заявил, что «власти боятся самоорганизации, а музыка один из стимулов самоорганизации, один из мощных элементов возникновения коллективного переживания, чувства эмоциональной солидарности, которое уже проявляется в гражданском действии в Беларуси».

Жбанков заверил, что Цой бы одобрил данный призыв общества в Беларуси: «И возникает то, что Цой поддержал бы обеими руками, будь он жив: энергия несогласия, чувство собственного достоинства, понимание того, что лучшее в этой жизни мы делаем сами. Независимо от результата выборов выбор уже сделан и он не в пользу этих ребят из системы».

Завершают статью слова Жбанкова про «лузерские песни», которые Гусаченко взял для своей передачи. Но без знания контекста они принимают совершенно иной смысл.

Media IQ

Найдите десять отличий. ГосТВ берёт комментарии у одних и тех же людей

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты