Интеграционный «вброс» «Коммерсанта»
Что стоит за заметкой «Коммерсанта» об интеграции и как на нее реагировали беларусские медиа – разбирался аналитик Александр Вольвачёв.
В Беларуси обсуждают «утечку» чрезвычайной важности – российское издание «Коммерсант» 16 сентября опубликовало со ссылкой на источник «в аппарате Белого дома» пунктирное изложение проекта «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства». Такой проект 6 сентября согласовали премьер-министры Беларуси и России Сергей Румас и Дмитрий Медведев.
Фото: Дмитрий Астахов, «Sputnik Беларусь»
Речь идет именно о выборочном изложении без прямого цитирования текста «Программы», что, с одной стороны, не позволяет предъявить претензии по факту «утечки», а с другой – ставит в двусмысленное положение всех участников дискуссии, поскольку им пришлось апеллировать к тексту гипотетического документа из неподтвержденного источника.
Это формальное обстоятельство – неофициальный характер публикации – позволило официальным государственным СМИ, несмотря на актуальность и важность повода, воздержаться от оперативных комментариев. Зато негосударственные СМИ и эксперты были очень активны.
При этом никто из участников дискуссии не поставил под сомнение правомерность обсуждения текста «Программы» в представленном «Коммерсантом» формате.
Почему поверили «источнику в Белом доме»
Во-первых, «Коммерсант» действительно имеет устойчивые контакты с Администрацией президента и аппаратом правительства России.
Во-вторых, сложность текущих «интеграционных обстоятельств» – продолжение переговоров о компенсациях по «налоговому маневру» и аварии на нефтепроводе «Дружба», по расчету приемлемых газовых тарифов на будущий год для Беларуси – допускает предположение, что публикация в «Коммерсанте» была санкционированным «вбросом». То есть «утечку» согласовали на высоком политическом уровне России и редакция «Коммерсанта» могла получить оригинальную копию проекта «Программы».
Как СМИ писали о бывшем после России Бабиче
Одна из вероятных целей такого «вброса» – публично зафиксировать уровень предварительных интеграционных договоренностей, и тем самым воздействовать на ход текущих переговоров, от исхода которых во многом зависит, в каком окончательном виде президенты подпишут «Программу» 8 декабря.
Фото Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
И, наконец, в-третьих, при всей значимости самой «Программы» особым стимулом для обсуждения стали коммерсантовские комментарии и оценки. В частности такие: «Речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам… Фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше беларусской».
Угрозу не отрицают
В достаточно скупых официальных комментариях и в Москве, и в Минске корректность изложения программы «Коммерсантом» сомнению также не подвергалась. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков лишь констатировал для РИА Новости, что опубликованная информация имеет «сугубо предварительный характер», а сроки утверждения интеграционной «дорожной карты» пока не определены. А пресс-секретарь президента Беларуси Наталья Эйсмонт, отвечая на вопросы «Нашей Нівы», отметила именно авторские оценки: «Все громкие термины, используемые в приведенной статье, — конфедерация, федерация — мы бы предложили оценивать как досужие журналистские штампы».
Фото: Виктор Толочко, «Sputnik Беларусь»
Так или иначе, приоритетное внимание вызвали как раз «досужие штампы» с вытекающими отсюда прямыми и косвенными угрозами суверенитету, и в куда меньшей степени – детали «Программы» (единые налоговый и гражданский кодексы, регуляторы рынков нефти, газа и электроэнергии и т.д.) с оценками реалистичности их воплощения.
Наиболее рельефно это проявилось в публикациях «Нашей Нівы», которая опубликовала и единственный комментарий пресс-секретаря президента, и скептическую оценку эксперта, и экспрессивный пост оппозиционного политика.
Экс-кандидат на президентских выборах Николай Статкевич так оценил «рассекреченные» планы интеграции: «На деле мы получим экономическое поглощение Беларуси. И это предложение утверждено на уровне правительств. По сути, Лукашенко продает Беларусь за возможность оставаться у власти». В противовес мнению оппозиционного политика – комментарий Эйсмонт: «Это свято! Красные флажки — это суверенитет и независимость каждой из стран».
Участник рабочей группы по подготовке предложений о комплексной корректировке налогового кодекса Беларуси Андрей Карпунин в комментарии «Нашей Ніве» усомнился в том, что единый налоговый кодекс реально внедрить: «Механизмы наполняемости наших бюджетов разные! Кодексы в отдельных разделах отличаются на хороших 40%. И практика, и ставки, и льготы у нас отличаются очень сильно… Я вижу, как здесь можно наломать дров и навредить, но как создать что-то такое, что приносило бы пользу — не вижу».
Как за бюджетные деньги в Беларуси продвигают «русский мир»: цифры, примеры, инфографика
Допустим, что ни одна из сторон и не рассчитывает на выполнение всех пунктов «Программы» и придаёт большее значение продолжению интеграционного процесса, чем его промежуточным результатам. Об этом говорит философ и методолог Владимир Мацкевич: «Мы подпишем 31 дорожную карту, президенты подмахнут декларативный договор, который сам по себе ничего не значит, – и начнем работать. В течение нескольких лет станет очевидно, что ничего не согласуется. После чего Кремль заявляет: раз не согласуется, просто переходим на российские нормы: российскую валюту, на российские законы».
Скриншот с сайта belprauda.org
Схожий пессимизм высказывает и руководитель аналитического центра «Стратегия» экономист Леонид Заико: «Наша номенклатура сидит на российской нефти, российском газе, вытирает слезы и сопли насчет налогового маневра, который запускает РФ. Беларусь полностью зависит от России, а все остальное сегодня – формальности».
С оптимистичных позиций – Беларусь сможет отстоять экономический и политический суверенитет – выступили директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик и экономист Сергей Чалый, а также экономист Лев Марголин. Но даже эти эксперты не отрицают реальность угроз, а только прогнозируют оптимистичные варианты, которые позволят их преодолеть.
Общество исключили из обсуждения
При всей неоднозначности публикация «Коммерсанта» вызвала ещё и смежную ветку дискуссии – о замалчивании властями (и беларусскими, и российскими) существенных деталей интеграции. 23 августа премьер Румас в передаче «Разговор у президента» на телеканале «Беларусь 1» заявил: «В этой программе нет вопросов политического характера, которые где-то будоражатся в СМИ. Я понимаю, что это, наверное, происходит отчасти и потому, что до этого переговорщики не раскрывали ход переговоров, положений этой программы. Но, я думаю, после парафирования правительства двух стран опубликуют ее для того, чтобы у общественности были сняты какие-то опасения по поводу вопросов, там, суверенитета и других».
«Парафирование» состоялось 6 сентября, но документ никто не опубликовал. Об этом говорил политолог Александр Федута: «Румас заявляет: после парафирования готовой «Программы действий» мы – они, стало быть, – опубликуем её, чтобы никто не сомневался, что беларусскому суверенитету ничто не угрожает… Информация о парафировании в печати появилась. Парафированный документ не появился. Почему?».
А лидер «Говори правду» Андрей Дмитриев заявил «Салідарнасці»: «Такие проекты не могут обсуждаться и, тем более, подписываться без широкого обсуждения среди граждан Беларуси. Беларусы должны сказать свое слово».
Депутат Елена Анисим обратилась к Румасу с напоминанием о публикации программы. Ответил ей министр экономики Дмитрий Крутой: «Публикация проекта Программы в отсутствие пакета карт противоречила бы общепринятой в мире практике организации переговоров, а также могла бы создать почву для информационных манипуляций и формирования в обществе искаженных представлений относительно интеграционного процесса».
Но про «информационные манипуляции» и «искаженные представления» все-таки уместнее говорить, когда обществу предъявляется не оригинал текста, а его изложение, как это и произошло с публикацией «Коммерсанта».
Как нарушается стандарт достоверности в беларусских СМИ (три скриншота)
Пока что все довольны
Возможно, что ни Минск, ни Москва не заинтересованы в официальной публикации «Программы». После года интенсивных переговоров пока им просто нечего предъявить: по свидетельству «Коммерсанта», в проекте конкретики мало, и ближайшей значимой интеграционной вехой может стать лишь отмена роуминга, а реализация прочих планов откладывается как минимум до конца 2020 года. И это если стороны без проблем подготовят и согласуют большой пакет законодательных актов, в том числе единый налоговый кодекс.
В этом случае публикация «Коммерсанта», сопровождавшаяся провокационными комментариями и оценками, удерживает интеграционную тему в информационной повестке и повышает ее общественно-политическую значимость.
При этом формат публикации («утечка», «вброс») не требует от госструктур и персоналий каких-либо разъяснений и позволяет проигнорировать «вброс» в официальных СМИ, то есть не привлекать внимание широкой аудитории и ограничиться или скупыми комментариями Пескова, или фрагментарными опровержениями Эйсмонт.
Зато каждая из сторон смогла публично зафиксировать свои интеграционные позиции.
Беларусская – через комментарий Эйсмонт: «Красные флажки — это суверенитет и независимость каждой из стран. В интеграционных же процессах мы идем на те шаги, которые экономически целесообразны. Никаких совместных органов не создается — к этому страны не готовы».
Российская – через «Коммерсант»: нынешнее «углубление» экономической интеграции не затрагивает сферу политических институтов. «По крайней мере, до 2022 года». Издание напоминает: «Иные положения договора о Союзном государстве также могут обсуждаться». То есть формат «конфедерации» после 2022 года, который устраивает Россию как вариант транзита власти в 2024 году, все же вполне вероятен.
Александр Вольвачёв, специально для Media IQ